Файл: Антикоррупционная политика понятие, содержание, виды Краткое описание.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Надо сделать:
1.Должностным лицам представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
2. следить за соблюдением кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.
3.Формировать в таможенных органах нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (индивидуальная и групповая работа с должностными лицами).
49. Коррупция в правоохранительных органах
Правоохранительные органы — обособленная группа государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Типы коррупции в правоохранительных органах:
• внешняя (закрытие глаза на какое-либо правонарушение за взятку, оказание каких-либо услуг за взятку);
• внутренняя (внутренняя взятка за положительное прохождение, каких либо проверок; взятка вышестоящему руководству и т.д.);
Основные причины коррупции: низкая оплата труда работников, устоявшаяся «планово-галочная» система работы (сотрудники нацелены на то, чтобы зафиксировать как можно больше правонарушений, а не на их предотвращении), низкая квалификация сотрудников.
Сложность борьбы с коррупцией в правоохранительных органах заключается в том, что она полностью построена на коррупции. Все коррупционеры взаимосвязаны и все всех устраивает.
Рейтинг коррупционеров по должностям (рейтинг в зависимости от объемов коррупции, составлен приемной «Чистые руки» в 2010):
1. Руководители оперативных подразделений. ("крышевание" предпринимателей, рейдерство). Приносит доход, как правило, не менее 20 тысяч долларов США в месяц.
2. Прокуроры занимаются "крышеванием" предпринимателей, криминала, как правило, доход в этой сфере составляет не менее 10 000 долларов США в месяц.
3. Коррупционеры - инспекторы ГИБДД, от 5 тысяч долларов США в месяц
4. Коррупционеры - дознаватели - от 3 тысяч долларов США.
5. Коррупционеры - участковые - от 2 тысяч долларов США, при этом основным источником дохода являются нелегальные мигранты.
6. Коррупционеры - ППС от 1 тысячи долларов США за счет нелегальной торговли и нелегальной рекламы.
Надо сделать: повысить зарплату работникам, установить отбор и требования для сотрудников правоохранительных органов, изменить действующую «планово-галочную» систему, создать четкое и эффективное законодательство.
Центральный аппарат МВД РФ. Говоря о высокой коррумпированности центральных органов МВД, эксперты в то же время признали, что и там делаются попытки борьбы с коррупцией. В частности, упоминалось заявление министра МВД о необходимости масштабной чистки «органов» с привлечением внешних структур.
Органы внутренних дел субъектов РФ. Большинство экспертов считают, что в региональных органах внутренних дел «коррупция — это образ жизни». Коррупцию в органах внутренних дел многие из экспертов считают наиболее опасной, т. к. как она не позволяет бороться с коррупционными проявлениями в других властных структурах. Высказывалось мнение, что в органах МВД зарплата специально удерживается на низком уровне, чтобы сотрудники этих органов коррумпировались и не были опасны высшей бюрократии (не заводили на нее дел о коррупции).
50. Декларация о доходах, движимом и недвижимом имуществе государственных чиновников высшего ранга (федеральный и региональный уровни) и членов их семей. Правовые основы: законы, указы Президента РФ; порядок предоставления декларации и контрольно-проверочные механизмы
Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»: обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
Указы Президента от 18.05.2009 №
557. Об утверждении перечня должностей ФГС, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
558. О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
559. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
560. О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
561. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования
Указы Президента от 21.09.2009
- «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»
- «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
Государственные закупки – это заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Основным способом заключения государственного контракта является конкурс.
Коррупция в сфере госзакупок – предоставление права какой-либо организации выполнить государственный и муниципальный контракт за взятку или за откат.
Основная причина: неэффективность законодательства в этой области.
Особенность: государственные чиновники (или другие уполномоченные лица) в результате коррупционных действий «лишают» денег государство.
Последствия для государства и общества:
1. Финансовые потери – заключение сделок на невыгодных для государства и общества, финансовых условиях.
2. Количественные потери – завышение или занижение объема поставляемых материалов или оказанных услуг по сравнению с необходимым количеством;
3. Качественные потери – заключение сделок с нарушением требуемых технических условий.
4. Политические потери – ухудшение инвестиционного климата в стране; потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам и государству в целом; нарушение принципов свободной конкуренции.
5. Социальные потери - результатом коррумпированности данной системы становится частичное удовлетворение государством общественных потребностей, снижение социальной эффективности его расходов.
Надо сделать: переработать систему законодательства в этой области, установить жесткие наказания за нарушения.
52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.
Виды коррупции в сфере здравоохранения: выписка «нужных» лекарств (врач получает процент от реализации лекарств); подделка справок; взятки за операции; нецелевое использование средств; откат при закупке (госзакупки); продажа запрещенных средств; псевдодиагнозы (редко).
Причины: традиции (большинство россиян считают абсолютной нормой приносить в поликлинику или в больницу коробки конфет, деньги и т.д. в подарок врачам); низкая оплата врачей, слабые наказания за взятки.
Надо сделать:
• Увеличение финансирования сферы здравоохранения, в т.ч. заработной платы работникам данной сферы;
• Установление уголовной ответственности за получение незаконного «вознаграждения», «поборов» медицинскими работниками;
• Проведение разъяснительных бесед с населением по поводу того, что оказание квалифицированной медицинской помощи входит в обязанности врачей, а «благодарность», как знак внимания в любом виде, может рассматриваться как уголовно наказуемое деяние;
• Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;
• Улучшение качества работы правоохранительных органов;
• Максимальное упрощение механизма сообщения о фактах вымогательства взятки со стороны медицинского персонала.
53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес в наше время наиболее всего подвержен коррупции. Он сталкивается с ее проявление на всех этапах его деятельности (начинаю от регистрации в различных государственных органах, заканчивая рейдерскими захватами с участием правоохранительных органов, если твой бизнес «кому-то понравился»).
Особенность заключается в том, что малый и средний бизнес просто является беззащитным по отношению к различным государственным органам. Любая инспекция может создать предпринимателю такие условия, в которых он будет вынужден дать взятку. Такая ситуация очень сильно влияет на экономику РФ, так как малый и средний бизнес являются основой для экономики.
Также нечестные предприниматели в сфере малого и среднего бизнеса наносят непосредственный ущерб экономике РФ когда уменьшают налогооблагаемую базу, скрывают часть зарплат свих сотрудников, а помогают им в этом коррумпированные государственные органы.
Надо сделать: провести анализ всех нормативно правовых актов и исключить из них коррупционогенные факторы (это сузит возможности коррупционеров); повысить наказания за взятки и др. проявления коррупции; создать условия, чтобы коррупционеры дорожили своей работой и боялись брать взятки, а предпринимателям было невыгодно их давать.