Файл: Интересный опыт подготовки работников можно почерпнуть из практики стран Европы и Японии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Германии функционирование системы профессионального образования и обучения определяется на основе консенсуса между правительством (на федеральном и земельном уровнях) и организациями социальных партнеров в отношении содержания обучения и итоговой аттестации (так называемая неокооперативная модель), а финансирование осуществляется по «либеральной» модели. Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального образования на предприятиях, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, регламентацию получения квалификации юриста и некоторые другие вопросы. Законодательство земель распространяется на среднее и высшее образование, обучение взрослого населения и непрерывное обучение. Сотрудничество и координация действий земель осуществляются постоянным совещанием земельных министерств образования и культуры.
Начальное профессиональное обучение регулируется Основным законом, который обеспечивает свободу выбора профессии и работы по этой профессии и закрепляет за государством ответственность за разработку законодательства в области профессионального обучения вне учебного заведения, Законом о профессиональном образовании и обучении и рядом других правовых актов. Непрерывное профессиональное обучение подпадает под юрисдикцию Закона о развитии труда. Конституционного промышленного закона. Закона о защите молодежи. Законодательство земель в этой области касается образования на базе учебных заведений, включая профессиональные училища и частные школы.
Правовая основа профессионального обучения на рабочем месте в промышленности и ремесленном производстве определена в Законе о профессиональном обучении и Законе о ремеслах. Законы регламентируют отношения между компаниями, проводящими обучение, и обучающимися в области контрактов, свидетельств об обучении и оплате, а также в области участия в организации профессионального обучения комитетов по профессиональному обучению торгово-промышленных и ремесленных палат.
Начальное профессиональное обучение осуществляется в рамках дуальной системы (получение образования на базе профессионального училища в сочетании с обучением на рабочем месте) и на базе профессиональных училищ, причем профессиональные училища могут быть частью дуальной системы. Наиболее распространенный тип профессиональных училищ - училища с неполной формой обучения для молодежи после 9 или 10 лет обучения в обязательной общеобразовательной школе, заключившей контракт ' на начальное профессиональное обучение. Помимо этого, существуют профессиональные училища с полной формой обучения, реализующие разнообразные курсы профессионального обучения, открывающие доступ к дуальной системе обучения. Они также осуществляют подготовку по специальностям, не охваченным дуальной системой (здравоохранение и уход за детьми). После окончания такого училища выдается специальный сертификат общего среднего образования.
Помимо вышеперечисленных стандартных программ профессионального обучения в странах Западной Европы реализуются 'финансируемые государством программы профессиональной ориентации и подготовки, рассчитанные главным образом на молодых людей из малообеспеченных семей и безработную молодежь. Эти программы прежде всего нацелены на привлечение лиц, которые не смогли получить доступ к профессиональному обучению в обычной системе профессионального обучения или не обладают навыками и умениями, необходимыми для трудоустройства.
В Германии на уровне федеральных земель осуществляется профессиональная ориентация в школах, в ходе которой каждому ученику даются определенные рекомендации, не имеющие, правда, обязательного характера. Помимо этого, существуют государственные информационные центры по профессиональному обучению и подготовке. Непосредственно профессиональной ориентацией в этих центрах занимаются специалисты Федеральной службы труда. Их рекомендации основаны главным образом на возможностях обучения, существующих на местном и региональном уровнях. В Германии средняя школа старшей ступени, как правило, готовит выпускников к поступлению в университет, однако многие из них рассматривают дуальную систему профессионального обучения в определенных секторах экономики, особенно в больших корпорациях и некоторых областях сферы услуг как привлекательную альтернативу университетскому образованию.
В Великобритании молодежь пользуется услугами местных центров профессиональной ориентации. Кроме этого, службы профессиональной ориентации существуют в школах, колледжах дальнейшего образования и при советах по профессиональному обучению и предприятиям, которые отвечают за выделение средств на различные государственные программы профессионального обучения.
Самыми важными факторами, влияющими на получение доступа к различным образовательным направлениям, являются результаты, отраженные в общем свидетельстве о среднем образовании (GCSE) в конце первого этапа среднего образования, а также число изученных дисциплин, полученные оценки и выбранные сочетания дисциплин. В Великобритании в случае прекращения обучения или поступления на работу сразу после получения свидетельства сохраняется возможность продолжения обучения по одной из разнообразных программ, предлагаемых государственными и частными организациями на основе как дневного, так и вечернего обучения, которое позволяет приобрести полную профессиональную квалификацию.
Таким образом, во всех рассматриваемых странах важнейшей составляющей в определении дальнейшего образовательного и профессионального роста молодого человека и особенно в выборе между высшим образованием и профессиональным обучением служат результаты учебы в школе. Во всех рассматриваемых странах отмечается наличие тесной связи между типом профессионального обучения и преобладающей формой рынка труда для молодежи. Среди основных факторов, объясняющих отличия в уровне безработицы среди молодежи в разных странах, необходимо указать степень признания предприятиями квалификаций, полученных на других предприятиях, и наличие организационно и юридически оформленных возможностей перехода от профессионального обучения к трудовой деятельности.
Заключение
Несомненно, в Японии и Германии, за последние десятилетия накоплен очень интересный опыт подготовки высококвалифицированных кадровых сотрудников, как простых работников производственной сферы, так и руководителей, государственных служащих. Его целесообразно использовать в Российской Федерации, конечно, с учетом особенностей обучения в наших учебных заведениях и на государственной службе. Российская действительность свидетельствует о высоком уровне коррупции, о не надлежащем исполнении отдельными государственными служащими своих должностных обязанностей. Все это говорит о том, что сегодня государственная служба в России находится на этапе развития. Ведь в нашем законодательстве прозрачно и нечетко закреплены положения о несении государственными служащими ответственности за свою деятельность.
Внедрение из японской системы образования, форм приема и подбора кадров поможет избежать огромного влияния такого фактора как личная преданность и покровительство в области государственной службы.
А введение германского опыта проведения частых совещаний между сотрудниками смежных организаций может помочь конструктивно вырабатывать решения и улучшит их исполнение, потому, что они будут приниматься коллегиально, а следовательно будет присутствовать заинтересованность всех участников в осуществлении таких управленческих мероприятий.
Таким образом, можно заключить, что государственную службу РФ необходимо еще реформировать, а для достижения более эффективных результатов необходимо внедрять в нашу систему положительные черты подготовки высококвалифицированных кадров государственных служб развитых стран.
Список использованных источников
-
Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров / А.Н. Аверин. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 225 с. -
Бакушев, В.В. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих / В.В. Бакушев. – М.: Изд-во РАГС, 2013. – 68 с. -
Василенко, И.А. Административные реформы в Великобритании / И.А. Василенко // Государственная служба. – 2011. – № 2. – С. 23-30. -
Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А. Василенко. – М.: Проспект, 2013. – 200 с. -
Волгин, Н.А. Экономика труда / Н.А. Волгин, Ю. Г. Одегов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 234 с. -
Кокина, Ю.П. Экономика труда / Ю.П. Кокина. – М.: Магистр, 2010. – 686 с. -
Конов, А.В. Государственная служба Франции: комплексный подход / А.В. Конов. – М.: Дело, 2014. – 34 с. -
Рофе, А.И. Экономика труда / А.И. Рофе. – М.: КноРус, 2010. – 400 с. -
A Brilliant Civil Service. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/category/a-brilliant-civil-service (02.11.2020). -
How the Civil Service Local Academy can help you fulfill your potential. Available at: https://civilservice.blog.gov.uk/2019/01/10/how-the-civil-service-local-academy-can-help-you-fulfil-your-potential (02.11.2020). -
UK Government Civil Service Training A training programme to embed design thinking within the work of UK public servants Available at: http://designforeurope.eu/case-study/uk-government-civil-service-training (02.11.2020).