Файл: Практическое задание 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
ФГБОУ ВО "Тольяттинский Государственный Университет"

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Институт Машиностроения

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Технология машиностроения

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 1-3
по учебному курсу «Психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Роман Сергеевич Митяев







(И.О. Фамилия)




Группа

ТМбп-1901бс













Преподаватель

Роман Галютев Александрович







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Практическое задание 1

Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность

Задание:

  1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например, представленная в таблице).




Существует ли связь между психологией и историей? Или, например, между психологией и


Существует ли связь между психологией и историей? Или, например, между психологией и менеджментом? Ответ утвердительный. Эта наука тесно переплетается практически со всеми отраслями, даже с теми, с которыми, как кажется, ничего общего быть не может. Междисциплинарные связи психологии с другими науками усиливают методы, применяемые и там, и там.


Психология и философия

Современная психология по-прежнему основывается на философских принципах, методах и теориях. Уж слишком часто затрагиваются проблемы сути человеческого существования и причин внутренней дисгармонии. Теории таких известных психологов, как Фрейд, Юнг, Фромм именуются философскими.

Но несмотря на отделение психологии и философия не может существовать обособленно. Так и переплетаются эти науки, исследуя проблему социального и биологического фактора в человеке, особенности познания окружающего мира, феноменов типа веры и смерти, поиска смысла жизни и усвоения ценностей.

Психология и история

История взаимосвязана с психологией ничуть не меньше, чем философия. Ценности, стереотипы, модели поведения, требования, нормы общества меняются от столетия к столетию, от года к году. Но влияние истории как условий проживания человека – одна сторона. Другая сторона – учет исторического опыта и исторической наследственности, которая влияет на личность с рождения (что давно подтверждено в психологии).

Кроме того, интересно и другое:

  • с одной стороны исторические события и перипетии влияют на психику человека;

  • но с другой стороны сам человек влияет на историю (нельзя сказать, что абсолютно все люди ее вершат – этим занимаются девианты (как положительные, так и отрицательные), но их немало).

Да что там говорить, любой психологический феномен невозможно всесторонне изучить, не углубляясь в историю. И самый главный наш элемент (психика) тому подтверждение. Откуда стало известно, что человек развивается, что наша психика так похожа на психику животных, но все-таки отличается? Из истории. Как можно определить начало какого-то феномена? Проанализировав историю. И условия развития чего-либо, благоприятные и неблагоприятные факторы подскажет история.

Человек не может жить без общества, а история позволяет проследить развитие общественного сознания. Существует даже специальное научное направление – историческая психология, которая изучает особенности развития психики и усвоения социального опыта в разные эпохи. Психология и история еще и некоторыми методами исследований обменялись. Например, метод периодизации, типологии, сравнения.


Психология и социология

Еще одна тесная связь. Тут и распинаться особо не нужно, достаточно сказать базисное утверждение психологии: человек – это социально-биологическое существо.

  • До сих пор не поставлена точка в спорах о том, что в человеке первично: влияние генов или влияние социума.

  • Но с тем, что оба фактора влияют очень сильно, уже давно согласны все исследователи. Что бы ни заложила в нас природа, без общества мы не научимся жизни именно в этом конкретном социуме.

И опять же в психологии есть специальное направление – социальная психология, которая изучает функционирование социума как единого организма и особенности поведения человека в рамках каких-либо групп. И так же, как и с историей, психология и социология обменялись методами исследований. Например, опросы и анкеты пришли из социологии. Сама теория социального научения пришла из социологии. А вот теория личности и группы пришла в социологию из психологии.


Психология и педагогика

Все, что касается развития детей, обучения и воспитания, перевоспитания (уже не только детей) тесно связано с педагогикой. Воспитание детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Саму программу обучения нужно подбирать с учетом способностей и индивидуально-личностных особенностей человека, учитывая его возможности (зона развития).

И, конечно, существует особое направление – педагогическая психология.

  • Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?

  • Как создать условия, соответствующие его особенностям?

  • Как соотнести сензитивные периоды развития и программу обучения?

  • Как привить ценности и нормы общества?

На все ответит педагогическая психология.

Психология и биология

Биология раскрывает нашу вторую сторону – врожденные особенности. Кроме того, на стыке биологии и психологии возникла зоопсихология и нейропсихология, психогенетика. Биология позволяет выяснить органические нарушения, а психология скажет, как они влияют на психику и поведение человека, его социализацию.

Также биология подскажет, какие внешние природные факторы влияют на личность в каждом конкретном случае, почему дети иногда рождаются с патологиями и как это связано с психикой. Само устройство психики и строение мозга, функционирование центральной нервной системы расшифрует нейропсихология.


Психология и медицина

На стыке этих наук образовалась медицинская психология, или клиническая психология. Она позволяет в единстве рассматривать болезни и их причины, в том числе психологические. С другой стороны, она раскрывает восприятие человеком своего состояния в момент болезни.

Если психология – наука о душе, которая при необходимости скорее корректирует и реабилитирует, то клиническая психология – наука о взаимосвязи болезней и психических изменений, занимается лечением.

Психология и юриспруденция, право

Стоит ли говорить о тесном сотрудничестве следователей и психологов? По-моему, очевидно, что невозможно «расколоть» человека или предугадать действия преступника, если не знать его психологический портрет, не владеть методами воздействия и не уметь противостоять манипуляциям.

Психологов приглашают дополнить проверку полиграфом или изучить физиогномику человека. Многие проблемы, например, девиации, асоциальный образ жизни, дезадаптация, заставляют вместе работать сотрудников органов и психологов. Предотвращать, реабилитировать, корректировать, информировать – задача юридической психологии.

Психология и менеджмент

Разве может сфера услуг существовать без знания человеческой психологии? Нет, совершенно не может. Как заинтересовать клиента, как ему угодить, как решить конфликт – на все ответит психология менеджмента.


  1. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.

Психология-социология: социальная психология - изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, делится на следующие направления:



  • олигофренопсихология (исследует патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга);

  • сурдопсихология (изучает психическое развитие при серьезных дефектах слуха);

  • тифлопсихология (исследует психическое развитие плохо видящих и незрячих);

  • патопсихология (изучает изменения в психике и нарушения психической деятельности при психических заболеваниях).


Психология-биология: зоопсихология- занимается изучением психики животных, определяет их врожденные и приобретенные свойства.-

Психология-политика: политическая психология - изучает психологию политических процессов в обществе, психологическую реакцию людей на происходящие события в сфере политики и общества.

Психология-юриспруденция: юридическая психология - изучает психологические проблемы, которые возникают в юридической практике. Она подразделяется на:

  • криминологическую;

  • судебную;

  • исправительную.


Психология- экономика: экономическая психология - изучает проблемы и процессы в экономических отношениях между людьми. В ней выделяют еще более узкие направления:

  • психология рынка;

  • психология торговли;

  • психология рекламы и т.д.

Психология-педагогика: педагогическая психология - исследует процессы усвоения знаний, формирование мышления учащихся, их интеллектуальную дея­тельность; выявляет психологические факторы, которые влияют на успех обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и т.д. Внутри педагогической психологии выделяют следующие направления:

  • психология обучения и воспитания;

  • психология учителя;

  • психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.


Психология-медицина: медицинская психология - изучает роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней, исследует деятельность врача и поведение больного с точки зрения их психических свойств и состояний.

Психология-религия
:  психология религии - изучает психологию религиозного сознания и чувства верующих людей, традиции и религиозные обряды. 


  1. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.

Политическая психология представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях и которые складываются в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения.