ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К политико-психологическим явлениям относятся как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.).
Политическая психология- составная часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно - политической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения.
О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Аристотель, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти (удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль); Н.Макиавелли, утверждавший, что «править - значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве».
В силу неустранимости у человека эмоционально-чувственного восприятия действительности политическая психология опосредует все формы и разновидности его политических взаимодействий и, таким образом, присутствует на всех этапах политического процесса, оказывая при этом постоянное влияние на политическое поведение людей и институты власти.
Отражая и интерпретируя политику в эмоциональночувственной форме, политическая психология представляет собой т.н. «практический» тип политического сознания. Она формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти. И в этом смысле она характеризует те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни.
Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообразной и разветвленной внутренней структурой. В общем виде она включает в себя: чувства и эмоции, связанные с отображением интересов человека и формированием мотивов его политической деятельности; индивидуально-психические свойства (воля, память и др.); биохимические и биофизиологические механизмы, обусловленные врожденными свойствами человека (возбуждением, нервными окончаниями, наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и другие его аналогичные характеристики.
Продуктами функционирования политической психологии в политическом сознании являются, во-первых, политические установки, которые представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания. К ним относятся установки граждан на: политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт); нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему); политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решения); отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности и рациональности и т.п.). Во-вторых, стереотипы, которые возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. В-третьих, политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор.
В-четвертых, политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.
Структурные компоненты политической психологии различаются и с точки зрения устойчивости, оформленности эмоциональночувственных реакций. К наиболее устойчивым, внешне и внутренне оформленным элементам политической психологии обычно относят: здравый смысл, психологический склад той или иной группы, нравы и т.д. К подвижным, динамичным, чутким к изменениям эмоционально-чувственным образованиям причисляют переживания, ожидания и настроения.
Роль и влияние политической психологии в политике проявляются в осуществляемых ею функциях, которые выражают ее способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования институтов власти. Политология рассматривает следующие основные функции: гносеологическая, связанна с обеспечением мышления человека; адаптации, предполагает обеспечение приспособления человека к окружающей обстановке; мотивационная, проявляется в самостоятельном определении действий групповых и индивидуальных субъектов, а также в преломлении и дополнении действии различных рассудочных и рациональных намерений человека.
Таким образом, роль и характер влияния политической психологии на политическое поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения.
Практическое задание 2
Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность
Задание:
На основе анализа научной и учебной литературы заполните таблицу 2.1 «Теоретические вклады психологических научных школ» с указанием персоналий.
Таблица 2.1.
Теоретические вклады психологических научных школ
Направление психологии | История становления, основной вклад в науку |
СТРУКТУРАЛИЗМ В.Вундт, Э.Титченер | Главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируясоставляющие перцептивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта — интроспекция или самонаблюдение. Вильгельм Вундт разработал метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик Вундта Эдвард Титченер считавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представление, аффекция.В 1879 г. была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. |
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА Освальд Кюльпе, Нарцисс Ах, Карл Бюлер | Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты — умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов — «чистое» мышление — противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. |
БИХЕВИОРИЗМ Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У.Хантер, К.Лешли | Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Основоположником бихевиоризма явля- ется американский ученый Джон Бродес Уотсон , который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы. С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать |
НЕОБИХЕВИОРИЗМ Э.Толмен, К.Халд , Б.Скиннер | Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными». Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков. После экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр. Кларк Халд стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода. Холл первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. Халд создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков. Подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы. |
СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. | Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации. |
Практическое задание 3
Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность
Задание
Пользуясь литературой, заполните таблицу 3.1, содержательно и структурно описывая основные виды деятельности, присущие только человеку и оказывающие существенное влияние на его развитие.
Таблица 3.1
Основные виды деятельности человека
Вид деятельности | Общее определение | Цель, мотивы | Действия, операции | Продукт деятельности, результат | ||||
Игра | то особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. | нацелена на удовлетворение интереса ее участников | происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы | способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. | ||||
Учение | это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. | Освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей | Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). | образование | ||||
Труд |
| Преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребности людей. | наличие мастерства, умений, знаний практическая полезность | достижение практического полезного результата. | ||||
Общение | вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьм | удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических. | социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция. | образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения |
1 Оставить нужное