Файл: Среднее профессиональное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно подойти к окну и на расстоянии 30 ...50 см от стекла про- делать упражнения для тренировки аккомодации глаз: посмотреть в течение нескольких секунд на метку на стекле, а после переве- сти взгляд на дальний объект за окном. Затем упражнение следует повторить.
Не следует сидеть за монитором вообще без света, особенно по вечерам. Позаботьтесь, чтобы яркость освещения помещения не- сильно отличалась от яркости экрана.
Приобретите удобное для спины и ног рабочее кресло. Следите за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание — на спи- ну и шею, они должны быть прямыми и расслабленными.
Одежда, способствующая накоплению статики, — враг компью- тера и источник болезненных ощущений человека.
Старайтесь долгое время не стоять рядом с задней частью ра- ботающего монитора. И не забывайте выключать монитор, когда он не нужен.
Контрольные вопросы
1. Назовите меры защиты компьютерной информации.
2. Какие средства программно-аппаратного уровня защиты вы Знаете?
3. Как устанавливать пароли на BIOS, экранную заставку и дсгёфМёнты?
4. Как защититься от вирусной атаки? •'
; | ; ;
5. Перечислите известные вам антивирусные программы. ' '
6. Как предостеречь пользователя от влияния электромагнитной) из- лучения?
7. Как уберечься от компьютерного зрительного синдрома? i
8. Перечислите меры эргономической организации рабочего компью- терного места.
9. Назовите критерии оптимального режима работы с компьютером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преимущества информационных технологий в современном обществе очевидны. Давайте в заключение поговорим о мораль- ной стороне этой темы — о информационном пиратстве.
Факты нелегального использования программ имеют место не только в России, но у нас этот процесс принял прямо-таки мас- совый характер. Считается, что приблизительно 90 % использу- емых в России программных продуктов — нелегальные. Правда,
иностранные туристы с удовольствием и интересом посещают знаменитую столичную «Горбушку», и не только с познаватель- ными целями.
Купить лицензионную программу или пользоваться нелицен- зионной (более точно — краденой) — это определяется и субъек- тивными моральными установками конкретного пользователя, и объективной толщиной его кошелька. К сожалению, сегодня и с тем, и с другим далеко не все в порядке.
И тем не менее, для разговора о вреде компьютерного пират- ства — время всегда подходящее.
Любая программа практически всегда является коммерческим продуктом, который продается наравне с компьютерами.
Свободно распространяемые программы (freeware) распро- страняются бесплатно. Их можно без угрызений совести перепи- сывать и распространять среди друзей и знакомых.
Промежуточное положение между коммерческими и бесплат- ными программами занимают условно-бесплатные (shareware).
Такими программами можно пользоваться в течение некоторо- го времени безвозмездно, но за постоянное использование таких программ надо заплатить определенную сумму. По своей сути shareware — вполне коммерческие, хотя обычно и недорогие про- граммные продукты.
Для нормального законопослушного человека сам вопрос «ук- расть или купить?» звучит в общем-то странновато. Конечно ку- пить! Тем не менее, как только речь о приобретении переходит с реального продукта (скажем, книги) на программный, в некото- ром роде товаре виртуальном, все осложняется.
После появления недорогих технических средств для создания копий на CD-ROM размах пиратского копирования программно- го обеспечения стал просто ошеломляющим. Не удивительно, что печальная участь постигла и операционные системы, и различ-
367

ные профессиональные программные продукты. Многие россий- ские пользователи, к сожалению, еще не воспринимают кражу интеллектуальной собственности как уголовно наказуемое дейст- вие. А ведь она приравнивается к воровству материальных цен- ностей!
Так все-таки как быть: «Купить программу или украсть?».
Давайте разберемся, что же мы получаем с украденной про- граммой?
Сам профиль компьютерного пиратства не предполагает боль- шой честности, поэтому на пиратских дисках могут оказаться де- монстрационные версии (trial-версии), которые сохраняют рабо- тоспособность в течение некоторого времени, а затем прекраща- ют работу, или незавершенные версии программ (бета-версии), а также попросту устаревшие версии.
Когда же речь идет об «игрушках», то зачастую на диске ока- зывается предварительный или же «недовзломанный» вариант. Ко всему прочему нельзя исключать вероятность получения с пират- ским компакт-диском еще и набор вирусов в придачу.
Огромное число копий вирусов до сих пор «дремлет» на пират- ских дискетах и компакт-дисках, а это значит, что определенный день месяца может стать роковым для многих владельцев компью- теров. Эксперты антивирусной «Лаборатории Касперского» отме- чают, что существует реальная опасность появления модифика- ций различных вирусов, запрограммированных на активацию в определенные даты.
Современные пираты от программного обеспечения предла- гают сотни мегабайт украденного интеллектуального продукта.
И часто трудно устоять перед соблазном стать пользователем сра- зу большого количества нужных программ за небольшие деньги.
Но не стоит торопиться. Общеизвестно, что при работе прак- тически с любой профессиональной программой наступает мо- мент, когда пользователю требуется обновление версии програм- мы или квалифицированная консультация. А основное отличие легального приобретения программного продукта от пиратского копирования заключается в получаемой технической поддерж- ке.
Зарегистрированным пользователям программного обеспече- ния оказывается квалифицированная профессиональная помощь.
А в ряде фирм через некоторое время после звонка специальная служба поинтересуется, насколько вы удовлетворены полученной консультацией. Легальные пользователи имеют возможность по- стоянно и с минимальными затратами обновлять версии и ис- пользовать новые возможности систем. Дело за малым — стать ле- гальным пользователем.
Конечно, приобретать фирменные программы совсем не де- шево. Крупные российские фирмы-производители компьютеров частично облегчают пользователю эту задачу, ведь при покупке нового компьютера они сразу комплектуют их фирменным преду- становленным программным обеспечением по льготным ценам,
стоимость которого уже включена в цену компьютера. И это пра- вильно.
В комплект могут входить не только операционная система
Windows, но и офисный пакет MS Office, а также разнообразные игровые, обучающие и развивающие программы.
Большой вклад в праведную борьбу с компьютерным пират- ством вносят такие некоммерческие организации, как АБКП и
НП ППП, выступающие единым фронтом.
Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством (АБКП)
была создана в 1997 г. как некоммерческая организация, объеди- нившая в себе компьютерные компании, действующие на рос- сийском рынке в сфере торговли и разработки компьютерных и информационных технологий.
Другая, не менее популярная антипиратская некоммерческая организация Некоммерческое партнерство поставщиков программ- ных продуктов (НП ППП) основана в ноябре 2000 г.
Главная цель этих организаций — осуществление профилакти- ческих мер па пресечению производства и распространению кон- трафактной продукции, т.е. содействие созданию в России циви- лизованного рынка программного обеспечения.
368 369


Стратегическим направлением борьбы с воровством программ были, есть и будут правовые и экономические методы на уровне государства. Эффект от борьбы будет явным, когда компьютерное пиратство станет опасным и невыгодным промыслом. И что очень важно — аморальным в глазах общества.
Хочется верить, что когда-нибудь в России на одного легаль- ного российского пользователя программного обеспечения не бу- дет приходиться целый десяток нелегальных, а такие слова, как
«паленая программа» или «контрафактная копия» исчезнут из на- шего лексикона. А слово «пират» будет ассоциироваться только с
«веселым Роджером»!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонов В. С, Кашенков Д. Б., Серебряков Е. С. Персональный ком- пьютер для начинающих. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.
2. Бекаревич Ю., Пушкина Н. Microsoft Access 2000: Самоучитель. —
СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999.
3. Борзенко А. Компьютеры, которые можно надеть // PC Week/RE. —
1 9 9 9 . - № 6 .
4. Воронин С. Благородные диалекты SQL // CHIP. — 2002. — № 3.
5. Васильев В. Электронные словари Lingvo 7.0 // Мир ПК. — 2001. —
№ 10.
6. Ветрова А. Приемы рациональной работы с офисными программа- ми // Бухгалтер и компьютер. — 2001. — № 11.
7. Ветрова А. О «полезностях» Microsoft Excel // Бухгалтер и компью- тер. 2 0 0 1 . - № 12.
8. Власенко С, Маленкова A. Word 97 в вопросах и ответах. — СПб.:
«BHV-Санкт-Петербург», 1997.
9. Гаврилов О. А. Компьютерные технологии в правотворческой дея- тельности. — М.: Норма-Инфра-М, 1999.
10. ГОСТ 15971—90. Системы обработки информации. Термины и оп- ределения. — М.: Изд-во стандартов, 1991.
11. Евдокимов А. Искусственный интеллект машинного перевода //
CHIP. - 2002. - № 5.
12. Ефимова О., Морозов В. Курс компьютерной технологии: Учеб. по- собие. - М.: АБФ, 1998.
13. Зуев М. Internet. Советы бывалого чайника. — М.: Лаборатория Ба- зовых Знаний, 1998.
14. Истабрук Ноэль. Освой самостоятельно Internet за 24 часа. — М.:
Бином, 1998.
15. Каничев М. Шаг в автоматизации перевода // Мир ПК. — 2001. —
№ 10.
16. Конюховский П. В., Колесов Д.Н. Экономическая информатика. —
СПб.: Питер, 2000.
17. Коцюбинский А. О., Грошев СВ. Microsoft Office XP. — М.: Триумф,
2001.
18. Крупник А. Поиск в Интернете. — СПб.: Питер, 2001.
19. Левин А. Самоучитель полезных программ. — СПб: Питер, 2001.
20. Левин А. Краткий самоучитель работы на компьютере. — М.: Изд- во А. Левина, 2001.
21. Лозовский Л.Ш., Ратновский Л. А. Интернет — это интересно! —
М.: Инфра-М, 2000.
371


22. Миронов Д. CorelDRAW 9. Серия: Учеб. курс. — СПб.: Питер, 1999.
23. Михеева Е. Осторожно: электронная инфекция! // Ресторанные ведомости. — 2002. — № 1.
24. Новиков Д. Б., Камынин В.Л. Введение в правовую информатику.
Справочные правовые системы КонсультантПлюс. — М.: НПО ВМИ
1999.
25. Олифер В. Г., Олифер И. А. Компьютерные сети. Принципы, техно- логии, протоколы. — СПб.: Питер, 2000.
26. Прокушева А.П. Экономика информатики. — М.: Издательский дом
«Дашков и К
0
», 2001.
27. Робинсон С. Microsoft Access 2000: Учеб. курс. — СПб.: Питер, 2000.
28. Роджер С. Паркер. Microsoft Office для Windows-95 для «чайников». —
Киев: Диалектика, 1996.
29. Стоун М. Девид, Пур Альфред. Ваш PC. Проблемы и решения: Пер.
с англ. — М.: Эконом, 2001.
30. Стойкий Ю. Самоучитель Office-2000. - СПб.: Питер, 1999.
31. Титова О., Михеева Е., Рогов В. По букве закона // Бухгалтер и компьютер. — 2001. — № 7 —8.
32. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office-2000. —
СПб.: Питер, 2000.
33. Шафрин Ю. Информационные технологии. — М.: Издательство
«Лаборатория Базовых Знаний», 2000.
34. Экономическая информатика: Учеб. / Под ред. П.В.Конюховско- го, Д.Н.Колесова. — СПб.: Питер, 2000.
35. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга. — М.: Финансы и статистика, 1998.
36. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку. — СПб.:
Питер, 2001,
37. Microsoft Office-2000: Справочник / Под ред. Ю. Колесникова. —
СПб.: Питер, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Список сокращений, 6
Глава 1. Информационные системы и применение компьютерной
техники в профессиональной деятельности 7 1.1. Основные понятия и определения 7 1.2. Классификация информационных систем 11 1.2.1. Классификация информационных систем по назначению 11 1.2.2. Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств 12 1.2.3. Классификация информационных систем по режиму работы 12 1.2.4. Классификация информационных систем
1 по характеру взаимодействия с пользователями 13 1.2.5. Состав и характеристика качества информационных систем 13 1.3. Классификация персональных компьютеров 14 1.3.1. Универсальные настольные ПК 14 1.3.2. Блокнотные компьютеры 17 1.3.3. Карманные ПК 18 1.3.4. Компьютеры-телефоны 22 1.3.5. Носимые персональные компьютеры 23 1.3.6. Специализированные ПК 24 1.3.7. Суперкомпьютеры 24 1.4. Советы по приобретению компьютера 25
Глава 2. Технические средства информационных технологий 28 2.1. Мониторы 28 2.1.1. ЭЛТ-мониторы 29 2.1.2. ЖК-мониторы 32 2.1.3. Мониторы на базе органических светоизлучающих диодов 33 2.1.4. Размер экрана и разрешение мониторов 35 2.1.5. Частота регенерации изображения 38 2.2. Печатающие устройства 41 2.2.1. Матричные принтеры 41 2.2.2. Линейно-матричные принтеры 44 373


2.2.3. Основные технологии цветной печати 45 2.2.4. Струйные принтеры 45 2.2.5. Выбор бумаги для струйных принтеров 47 2.2.6. Организация эффективной работы струйных принтеров 48 2.2.7. Лазерные принтеры 50 2.2.8. Термосублимационные принтеры 52 2.2.9. Технология твердочернильной печати 53 2.2.10. Технология MicroDry 53 2.2.11. Портативные принтеры 54 2.3. Сканеры 55 2.4. Многофункциональные периферийные устройства 58 2.5. Модем 59 2.6. Плоттеры 60 2.7. Дигитайзеры 63 2.8. Цифровые камеры 65 2.9. Источники бесперебойного питания 67 2.10. Мультимедийный компьютер 69 2.11. Технические средства презентаций 71
Глава 3. Программное обеспечение информационных технологий 72 3.1. Базовое программное обеспечение 72 3.1.1. Операционная система 73 3.1.2. Сервисное программное обеспечение 73 3.1.3. Программы технического обслуживания 74 3.1.4. Инструментальное программное обеспечение 74 3.2. Прикладное программное обеспечение 75 3.2.1. Прикладное программное обеспечение общего назначения 75 3.2.2. Методо-ориентированное прикладное программное обеспечение 78 3.2.3. Проблемно-ориентированное прикладное программное обеспечение 78 3.2.4. Прикладное программное обеспечение глобальных сетей 80 3.2.5. Прикладное программное обеспечение для организации (администрирования)
вычислительного процесса 81 3.3. Операционные системы семейства Windows 81 3.3.1. Загрузка Windows 82 3.3.2. Выход из Windows 84 3.3.3. Организация работы в среде Windows 85 3.3.4. Windows-окно 88 3.3.5. Справочная система 91
Глава 4. Обработка текстовой информации 93 4.1. Что же может текстовый редактор? 93 4.2. Основы работы текстового редактора
MS Word-2000 94 374 4.3. Создание нового документа 97 4.4. Создание и форматирование таблиц 99 4.5. Создание списков 103 4.6. Организация печати документа 105 4.7. Сохранение текстового документа 109 4.8. Регулируем вид экрана 110 4.9. Экономим время, работая эффективно 111 4.10. Автокоррекция ошибок, расшифровка сокращений и поиск в словарях 112 4.11. Надписи в тексте 114 4.12. Вставка объектов в текст 115 4.13. Вставка рисунков в документ 116 4.14. Оформление фигурного текста 116 4.15. Встроенный векторный графический редактор 117 4.16. Колонки 119 4.17. Сноски 120 4.18. Буквица 120 4.19. Электронное письмо 121 4.20. Статистика 121 4.21. Автосохранение текста 122 4.22. Электронные закладки 123 4.23. Стилевые настройки 124 4.24. Вставка даты 125
Глава 5. Процессоры электронных таблиц 127 5.1. Особенности экранного интерфейса программы
Microsoft Excel 127 5.2. Ввод текстовых данных 129 5.3. Ввод числовых данных 131 5.3.1. Создание последовательности дат 132 5.3.2. Создание числовой последовательности 133 5.3.3. Быстрое копирование данных с помощью автозаполнителя 133 5.4. Ввод формул 134 5.5.«Форматирование данных 136 5.6. Печать готовой таблицы 138 5.7. Шаблоны, входящие в состав
Microsoft Excel 139 5.8. Вычислительные возможности Excel 142 5.9. Дадим имя ячейке 145 5.10. Работа со списками 146 5.11. Поиск и сортировка данных 147 5.12. Автоввод данных 149 5.13. Форма данных 150 5.14. Фильтрация данных 151 5.15. Просмотр и печать списков 153 5.16. Связывание данных 154 5.17. Построение диаграмм 155 375