ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИкандидат психологических наук Рахманина, Ирина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.4. Взаимосвязь семейных конфликтов, семейного воспитания, отношения родителей к детям, количества детей в семье и последовательности их рождения с социально-психологической адаптацией личности
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Сущностные характеристики и уровни социально-психологической адаптации
2.2. Дезадаптация как результат истощения адаптивных ресурсов психики
2.3. Причины снижения уровня социально-психологической адаптации личности подростка
ГЛАВА III ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
3.1. Основные задачи, методы и методики эмпирического исследования влияния особенностей межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования исследования влияния особенностей межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка 120 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158 ПРИЛОЖЕНА
1.1.Проблема межличностных отношений: понятие и структура
1.2. Особенности межличностных отношений подростков
1.3. Межличностные отношения в семье
Рекомендованный список диссертацийпо специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
-
Взаимосвязь личностных особенностей подростков группы риска и их статуса в классе2010 год, кандидат психологических наук Айгунова, Баху Камильевна -
Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг2007 год, кандидат психологических наук Фарафутдинова, Танзиля Фаатовна -
Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста2007 год, кандидат психологических наук Золотарева, Оксана Сергеевна -
Социальная ситуация развития ребенка: Структура, динамика, принципы коррекции2002 год, доктор психологических наук Карабанова, Ольга Александровна -
Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации1998 год, кандидат психологических наук Корытова, Галина Степановна
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ (ЧАСТЬ АВТОРЕФЕРАТА)на тему «Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка»
Актуальность темы исследования. Социально-экономический кризис, сложившийся в 90-е годы, способствовал снижению материального благосостояния российских граждан, что, в свою очередь, привело к гиперболизации материальных потребностей, при этом, резкие изменения в государстве и обществе создали ситуацию невозможности большинства россиян адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. К сожалению, и в настоящее время, в большинстве семей забота о детях сводится, в основном, к удовлетворению их материальных потребностей. Как показывает практика, в основе наибольшего количества обращений подростков к психологу лежат проблемы связанные с нарушением межличностных отношений в семье. Подобные нарушения, как правило, приводят к снижению уровня социально-психологической адаптации личности подростков. Следовательно, социально-экономический кризис уступил место кризису отношений. Однако теоретически данная проблематика в психологии оказалась разработана недостаточно.
Проблема отношений изучалась М.М. Троицким, А.Ф. Лазурским, В.Н.Мясищевым, A.A. Бодалевым и др. При этом, в современной отечественной литературе влияние поведения родителей и их отношения к детям на формирование личности ребенка и его поведение исследовалось, в основном, в русле психотерапии (Н.В. Вострокнутов, 1995; В.И. Гарбузов, 1970; А.И. Захаров, 1982; А.Е. Личко, 1983; и др.). В психологической науке советского времени сложилась ситуация, когда внешняя привязанность к марксистскому языку, представленных работ о роли и значении семьи, дискредитировала важность самой проблематики, с одной стороны, с другой -нивелировала значение богатейшего наследия отечественной психологической мысли, свидетельствующего о роли семьи, межличностных отношений в ней в развитии способности личности к адаптации в социуме. Современная литература по данной проблематике носит большей частью популярный характер, что вызывает настоятельную потребность в научных психологических исследованиях, раскрывающих влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности.
При этом методик, позволяющих изучать межличностные отношения в семье явно недостаточно, методики, диагностирующие характер межличностных отношений между детьми в семье вообще не разработаны.
В связи с этим, рассмотрение особенностей межличностных отношений в семье в качестве одной из важнейших детерминант социально-психологической адаптации личности подростка, приобретает особую значимость в теоретическом и в практическом планах, чем и определяется актуальность исследования.
Поэтому изучение взаимосвязи особенностей межличностных отношений в семье и социально-психологической адаптации личности подростка выступило в качестве проблемы исследования.
Вышеперечисленное позволило сформулировать тему диссертационного исследования: «Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка».
Цель исследования - изучение особенностей межличностных отношений в семье и их влияния на социально-психологическую адаптацию личности подростка.
Объект исследования - дети подросткового возраста, находящиеся в различных условиях семейной социализации (из благополучных и неблагополучных семей), обучающиеся в среднем профессиональном учебном заведении.
Предмет исследования - межличностные отношения в семье, как психологический феномен, оказывающий влияние на социально-психологическую адаптацию личности подростков.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что межличностные отношения в семье выступают одной из важных детерминант оказывающие влияние на социально-психологическую адаптацию личности подростка.
Общая гипотеза исследования конкретизируется следующими частными гипотезами:
- Уровень социально-психологической адаптации подростка зависит от особенностей межличностных отношений в семье.
- Семейные конфликты, нарушения семейного воспитания и избирательное отношение родителей к детям способствуют снижению социально-психологической адаптации личности подростка.
- Уровень социально-психологической адаптации личности подростка зависит в большей степени от избирательного отношения родителей к детям, чем от последовательности рождения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть межличностные отношения в семье и их влияние на развитие личности подростка.
2. Определить сущностные характеристики и уровни социально-психологической адаптации личности.
3. Установить причины снижения уровня социально-психологической адаптации личности подростка.
4. Исследовать влияние особенностей межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка.
Методологическую основу исследования составили: деятельностный подход (А.Н.Леонтьев); системный, психосоциальный и субъектный подходы (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов и др.); концепция субъекта жизненного пути С.Л.Рубинштейна; концепция отношения (М. М. Троицкий, А. Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев, A.A. Бодалев и др.); концепция самосознания личности В.В. Столина; концепция самоутверждения личности (Н.Е. Харламенкова, Е.П. Никитин); концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина); концепция общего адаптационного синдрома (Г. Селье, В.И. Лебедев).
Методы исследования. Для проверки гипотез и решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, использован комплекс методов, включающий в себя:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической, медицинской литературы по исследуемой проблеме;
- научно-психологическое обобщение и классификацию;
- опросные методы;
- метод тестирования (В исследовании в качестве конкретных методик сбора эмпирических данных применялись проективный тест «Семейная социограмма»; методика АСВ; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика степени удовлетворенности основных потребностей);
- методы математической статистики: коэффициент эмпирической корреляции, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, коэффициент детерминации, Т-критерий Стыодента, угловое преобразование Фишера.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается опорой на методолого-теоретические подходы и принципы психологической науки; репрезентативностью и численностью выборки; применением методов математической статистики, взаимопересечением результатов, полученных в исследовательской работе с использованием различных методик.
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие «межличностные отношения в семье»; предложена собственная типология нарушений межличностных отношений в семье, влияющих на адаптационные механизмы личности подростка; конкретизированы уровни социально-психологической адаптации личности подростка; впервые показана зависимость протекания социально-психологической адаптации личности подростков от особенностей межличностных отношений в семье, что позволило выявить детерминанты адаптационных резервов подростков; впервые определено и введено в научно-психологическое обращение понятие «избирательное отношение родителей к детям»; уточнен характер зависимости между уровнем социально-психологической адаптации личности подростка, количеством детей в семье и последовательностью их рождения.
Теоретическая значимость состоит в том, что расширены существующие в психологии развития представления о сущности и методах изучения межличностных отношений подростков в семье; раскрыты возможности и условия, способствующие повышению уровня социально-психологической адаптации личности подростка через оптимизацию межличностных отношений в семье.
Практическая значимость заключается в том, что проведенное в данной диссертационной работе теоретическое и эмпирическое исследование социально-психологической адаптации личности подростка позволяет предложить практические пути повышения адаптационных возможностей человека в проблемной ситуации путем оптимизации межличностных отношений в семье. Результаты диссертационного исследования могут использоваться при разработке программ психологической помощи подросткам, направленных на повышение адаптационных механизмов личности, могут найти широкое применение в работе практического психолога, организующего индивидуальные и групповые консультации подростков и их семей. Предложенная анкета субъективной оценки межличностных отношений в семье может быть введена в арсенал инструментария практического психолога и использована для изучения межличностных отношений подростка.
Данные исследования могут использоваться при преподавании дисциплин «Возрастная психология», «Психология семьи».
Апробация исследования. Результаты теоретического и эмпирического исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Астраханского государственного университета; в докладах на заседании городского методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов средних специальных учебных заведений; на педагогических советах в колледжах; на семинарах для практических работников при ИУУ; на российских и международных конференциях: международной конференции «Психология и психотерапия семьи» (Санкт - Петербург, 1999), научно-практической конференции «Развитие, воспитание и психологическая поддержка в системе среднего профессионального образования» (Астрахань, 2000), итоговых научных конференциях АГПУ, Департамента общего и профессионального образования администрации Астраханской области (Астрахань, 2001,2002).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической психологической работы социально-психологической службы и в процессе преподавания психологических дисциплин на отделении «Социальная педагогика» ГОУ СПО «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»; посредством разработки методического пособия для педагогов-психологов, работающих с детьми подросткового возраста, большая часть материалов которого была апробирована педагогами-психологами средних профессиональных учебных заведений г. Астрахани и рекомендована для слушателей курсов повышения квалификации Областного института усовершенствования учителей. Материалы исследования отражены в 7 публикациях общим объемом 5,49 п.л.