Файл: Эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

290 Примечания
9.
Подготовительная мысленная работа: Cameron Carter, Angus Macdonald, Stefan
Ursu, Andy Stenger, Myeong Ho Sohn, and John Anderson, «How the Brain Gets Ready to Perform» (presentation at the 30th annual meeting of the Society of Neuroscience,
New Orleans, November 2000).
10.
Формулировка целей — не новая проблема: David A. Kolb and Richard E. Boyatzis,
«Goal-Setting and Self-Directed Behavior Change,» Human Relations 23, no. 5 (1970):
439–457.
11.
Постановка целей и предприниматели: Обзор научных работ по теме см. в David
C. McClelland, Human Motivation (Chicago: Scott, Foresman, 1985). Более ранние исследования описаны в David C. McClelland, The Achieving Society (Princeton: Van
Nostrand, 1961) и David C. McClelland and David G. Winter, Motivating Economic
Achievement (New York: Free Press, 1969).
12.
Целеполагание и самоуправляемое изменение поведения: David A. Kolb, Sarah K.
Winter, and David E. Berlew, «Self-Directed Change: Two Stud ies,» Journal of Applied
Behavioral Science 6, no. 3 (1968): 453–471; David A. Kolb, «A Cybernetic Model of
Human Change and Growth,» unpublished working paper 526-71, Sloan School of
Management, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, 1971; и David A.
Kolb and Richard E. Boyatzis, «Goal-Setting and Self-Directed Behavior Change». Ис- следования Макклелланда, посвященные этапам формирования мотивации, и модели, разработанные Колбом и Бояцисом, в совокупности позволили создать
«концепцию приобретения навыков».
13. Последние исследования, посвященные эффективной постановке задач:
Wheeler, «Impact of Social Environment»; David Leonard, «The Impact of Learning
Goals on Self-Directed Change in Education and Management Development» (Ph.D. diss., Case Western Reserve University, 1996); Kenneth Rhee, «Journey of Discovery:
A Longitudinal Study of Learning during a Graduate Professional Program» (Ph.D. diss., Case Western Reserve University, 1997).
14.
Критические точки: David C. McClelland, «Identifying Competencies with Behavioral
Event Interviews», Psychological Science 9,no. 5 (1998): 331–339. Данная теория была подвергнута перекрестной проверке в лонгитюдном исследовании коммерчес- ких результатов, достигаемых благодаря навыкам, которые применялись стар- шими партнерами международной консалтинговой фирмы, о чем сообщается в Richard E. Boyatzis, «Building Brilliant Organizations: Competencies, Complexity, and Consequences» (keynote presentation at the 4th International Conference on
Competency Applications, London, 25 October 1999); Richard E. Boyatzis, Daniel
Goleman, and Kenneth Rhee, «Clustering Competence in Emotional Intelligence:
Insights from the Emotional Competence Inventory (ECI)» в Handbook of Emotional
Intelligence, eds. Reuven Bar-On and James D. A. Parker (San Francisco: Jossey-Bass,
2000), 343–362; Malcolm Gladwell, The Tipping Point: How Little Things Can Make a
Big Difference (Boston: Little, Brown, 2000).
15.
Личная заинтересованность как ключ к достижению цели: Howard J. Klein, Michael
J. Wesson, John R. Hollenback, and Bradley J. Alge, «Goal Commitment and the Goal-
Setting Process: Conceptual Clarification and Empirical Synthesis», Journal of Applied
Psychology 84, no. 6 (1999): 885–896; Locke and Latham, Theory of Goal Setting.
16.
Внутренняя мотивация обладает гораздо более сильным воздействием, чем внеш няя: R.M. Ryan and E.L. Deci, «Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being,» American Psychologist
55, no. 1 (2000): 68–78; T. Kasser and R. M. Ryan, «Be Careful What You Wish For:
Optimal Functioning and the Relative Attainment of Intrinsic and Extrinsic Goals»


Примечания
291
в Life Goals and Well-Being, P. Schmuck and K. M. Sheldon (Lengerich, Germany: Pabst
Science, готовится к изданию).
17.
Различные стили планирования: Annie McKee, «Individual Differences in Planning for the Future» (Ph.D. diss., Case Western Reserve University, 1991).
18.
Создание значимого образа будущего: Michael McCaskey, «A Contingency Approach to Planning: Planning with and without Goals,» Academy of Management Journal 17
(1974): 281–291; McKee, «Individual Differences in Planning for the Future».
19.
Конкретные, количественно определенные цели: Edwin Locke, «Toward a Theory of
Task Performance and Incentives», Organizational Behavior and Human Performance 3
(1968): 157–189; J. Hollenbeck and H. Klein, «Goal Commitment and the Goals Setting
Process: Problems, Prospects, and Proposals for Future Research», Journal of Applied
Psychology 40 (1987): 212–220.
20.
Польза ориентации на конкретные навыки эмоционального интеллекта: Leonard,
«Impact of Learning Goals»; Wheeler, «Impact of Social Environment».
21.
Предпочтительнее всего использовать наиболее подходящий для данного инди- вида способ усвоения материала: David A. Kolb, Experiential Learning: Experience as
the Source of Learning and Development (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1984).
22.
Типичные стили обучения: Там же, а также David A. Kolb, Richard E. Boyatzis, and Charalampos Mainemelis, «Experiential Learning Theory: Previous Research and New Directions» в Perspectives on Thinking, Learning, and Cognitive Styles, eds.
Robert J. Sternberg and Li-fang Zhang (Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates,
2001), 227–248. Ссылки на другие источники доступны по адресу: http://
www.learningfromexperience.com.
23.
Тесты для определения предпочтительного стиля обучения: См., например, тест
Колба для определения предпочтительного стиля обучения и тест адаптивных стилей Бояциса и Колба по адресу: http://www.haygroup.com.
24.
Ситуации, вызывающие пробуждение плохих привычек: В области когнитивной терапии такое заблаговременное обнаружение позволяет выявить потенциально опасные ситуации прежде, чем они смогут спровоцировать привычные негатив- ные реакции. См. Tara Bennett-Goleman, Emotional Alchemy: How the Mind Can Heal
the Heart (New York: Harmony Books, 2001).
25.
Префронтальная область головного мозга и лимбическая система: Matthew D.
Lieberman, «Intuition: A Social Cognitive Neuroscience Approach», Psychological
Bulletin 126 (2000): 109–137; B.J. Knowlton, J.A. Mangels, and L.R. Squire,
«A Neostriatal Habit Learning System in Humans,» Science 273 (1996): 1399–1402.
26.
Необходимость повторений и тренировки для овладения новыми навыками:
Thomas Lewis, Fari Amini, and Richard Lannon, A General Theory of Love (New York:
Random House, 2000); Lieberman, «Intuition».
27.
Укрепление нейронных связей и нейрогенез: Richard J. Davidson, Daren C. Jackson, and Ned H. Kalin, «Emotion, Plasticity, Context, and Regulation: Perspectives from
Affective Neuroscience», Psychological Bulletin 126, no. 6 (2000): 890–909.
28.
Руководители уделяют мало времени тренировке навыков: Перефразированное высказывание Тони Шварца из Jim Loehr and Tony Schwartz, «The Making of the
Corporate Athlete», Harvard Business Review, at a presentation at the Weatherhead
School of Management, 17 November 2000.
29.
Роль тренировки в создании новых нейронных путей: Bennett-Goleman, Emotional
Alchemy.
30.
Без самоконтроля не обойтись при практическом освоении нового стиля лидер- ства: Mark Muraven and Roy Baumeister, «Self-Regulation and Depletion of Limited


292 Примечания
Resources: Does Self-Control Resemble a Muscle?», Psychological Bulletin 126, no. 2
(2000): 247–259.
31.
Оттачивание навыков в различных сферах жизни: Christine R. Dreyfus, «Scientists and Engineers as Effective Managers: A Study of Development of Interpersonal
Abilities» (Ph.D. diss., Case Western Reserve University, 1991).
32.
Деятельное обучение носит неявный характер: Анализируя десятки программ по развитию лидерских качеств, предлагаемых привлеченными консультантами и разрабатываемыми непосредственно специалистами фирмы, Джей Конжер и Бет
Бенджамин в своей книге назвали деятельное обучение «новой парадигмой разви- тия лидерских способностей». См. Jay Conger and Beth Benjamin, Building Leaders:
How Successful Companies Develop the Next Generation (San Francisco: Jossey-Bass, 1999).
33.
Мысленная репетиция Лоры Уилкинсон: Jim Loehr and Tony Schwartz, «The
Making of the Corporate Athlete», Harvard Business Review, Janu ary 2001, 120–128.
34.
Мысленное воспроизведение ситуации активизирует те же клетки мозга, которые участвуют в соответствующей деятельности: Gabriel Kreiman, Christof Koch, and
Itshak Fried, «Imagery Neurons in the Human Brain,» Nature 408 (2000): 357–361.
35.
Отношения с другими людьми являются для нас контекстом, в котором мы про- веряем ценность новых навыков: Kathy E. Kram, «A Relational Approach to Career
Development» в The Career Is Dead — Long Live the Career, ed. Douglas T. Hall (San
Francisco: Jossey-Bass, 1996); и Kathy E. Kram and Douglas T. Hall, «Mentoring in a
Context of Diversity and Turbulence» в Managing Diversity: Human Resource Strategies
for Transforming the Workplace, eds. Ellen E. Kossek and Sharon A. Lobel (Cambridge,
MA: Blackwell Business, 1996).
36.
Повышение уверенности в себе: Ronald Ballou, David Bowers, Richard E. Boyatzis, and David A. Kolb, «Fellowship in Lifelong Learning: An Executive Development
Program for Advanced Professionals», Journal of Management Education 23, no. 4
(1999): 338–354.
37.
Благоприятное влияние коллектива помогает людям измениться в лучшую сторону: Jin Nam Choi, Richard H. Price, and Amiram D. Vinokur, «How Context
Works in Groups: The Influence of Group Processes on Individual Coping Outcomes», unpublished paper, University of Michigan, Institute for Social Research, 1999.
38.
Лидерство сопряжено со стрессом: Robert S. Steele, «The Physiological Concomitants of Psychogenic Arousal in College Males» (Ph.D. diss., Harvard University, 1973);
Robert S. Steele, «Power Motivation, Activation, and Inspirational Speeches», Journal of
Personality 45 (1977): 53–64; David C. McClelland, Richard J., Davidson, and C. Saron,
«Evoked Potential Indicators of the Impact of the Need for Power on Perception and
Learning», unpublished manuscript, Harvard University, 1979; David C. McClelland,
Richard J. Davidson, C. Saron, and E. Floor, «The Need for Power, Brain Norepinephrine
Turnover and Learning», Biological Psychology 10 (1980): 93–102.
39.
Стресс и кортизол ухудшают усвоение новых знаний: Согласно результатам последних исследований, «устойчиво высокий уровень кортизола приводит к сокращению образования новых нейронов в отделе мозга (гиппокампе), отве- чающем за преобразование краткосрочной памяти в долгосрочную. Еще более существенно, что длительное сохранение в крови повышенного уровня корти- зола, по-видимому, вызывает разрушение клеток гиппокампа». James E. Zull, The
Art of Changing a Brain: Helping People Learn by Understanding How the Brain Works
(Sterling, VA: Stylus, 2002), 65. Продолжительное пребывание в состоянии стресса и депрессии приводит к уменьшению гиппокампа у людей, переживших пост- травматическое стрессовое расстройство, а также у женщин, страдающих серьез-


Примечания
293
ными формами депрессии. См. результаты исследований Роберта Саполоски из
Стэнфордского университета и Иветт Шелайн из Вашингтонского университета
(г. Сент-Луис), приводимые в Robert S. Boyd, «Scientists Find Brain Continues to
Readapt Throughout Life», Miami Herald, 17 May 2000; Davidson, Jackson, and Kalin,
«Emotion, Plasticity, Context, and Regulation».
40.
Условия обучения, позволяющие лидерам чувствовать себя защищенными, од- нако не дающие им слишком расслабиться: Kolb and Boyatzis, «Goal-Setting and
Self-Directed Behavior Change».
41.
Чужая смелость придает нам решительности: Paul R. Nail, Geoff MacDonald, and David A. Levy, «Proposal of a Four-Dimensional Model of Social Response»,
Psychological Bulletin 126, no. 3 (2000): 454–470.
42.
Роль наставников в раннем формировании лидерских способностей: Morgan
W. McCall Jr., Michael M. Lombardo, and Ann M. Morrison, Lessons from Experience:
How Successful Executives Develop on the Job (Lexington, MA: Lexington Books, 1988).
В настоящее время продолжаются исследования, посвященные роли наставни- ков, которые проводятся профессором Кэти Крэм из Бостонского университета в сотрудничестве с Центром творческого руководства. В работе Крэм опирается на двадцатилетний опыт своих исследований в этой области.
43.
Как найти хорошего коуч-консультанта: Если вы приняли решение обзавестись коуч-консультантом, который смог бы обучить вас лидерским навыкам, следует убедиться, что этот специалист не просто обладает богатым опытом, но и знаком с наиболее передовыми практическими рекомендациями по развитию эмоцио- нального интеллекта. Многие коуч-консультанты не отвечают этим требовани- ям. Соответствующие рекомендации — основанные на эмпирических данных о том, какие навыки приводят к наилучшим результатам, — были разработаны
Консорциумом по исследованию эмоционального интеллекта в организациях.
Данные рекомендации резюмируются в гл. 12 издания: Daniel Goleman, Working
with Emotional Intelligence (New York: Bantam Books, 1998) и в работе: Cary Cherniss and Mitch Adler, Promoting Emotional Intelligence in Organizations (Washington, DC:
American Society for Training and Development, 2000).
44.
Когда руководитель другой организации играет для лидера роль наставника:
Jennifer Reingold, «Want to Grow as a Leader? Get a Mentor,» Fast Company, January
2001, 58-60.
45. Эффективные коуч-консультанты используют эмоциональный интеллект:
Richard E. Boyatzis and James A. Burruss, Validation of a Competency Model for
Alcoholism Counselors in the Navy — Final Report on Contract Number N00123-77-C-
0499 (Washington, DC: U.S. Navy, 1979); James A. Burruss and Richard E. Boyatzis,
Continued Validation of a Competency Model for Alcoholism Counselors in the Navy —
Final Report on Contract Number N002 44-80-C-0521 (Washington, DC: U.S. Navy,
1981); Richard R. Carkhuff, Helping and Human Relations: A Primer for Lay and
Professional Helpers, vol. I, Selection and Training; vol. II, Practice and Research (New
York: Holt, Rinehart and Winston, 1969); Ted P. Asay and Michael J. Lambert, «The
Empirical Case for the Common Factors in Therapy: Quantitative Findings» в The Heart
and Soul of Change: What Works in Therapy, eds. Mark A. Hubble, Barry L. Duncan, and Scott D. Miller (Washington, DC: American Psychological Association, 1999).
ГЛАВА 9 1. Предпочтительность коллективного принятия решения: Alan B. Krueger,
«Economic Scene», The New York Times, 7December 2000, C2.


294 Примечания
2.
Когда группы блестящих профессионалов принимают негодные решения:
R. Meredith Belbin, Team Roles at Work (London: Butterworth-Heineman, 1996).
3.
Лимбическая регуляция и повышенное внимание к поведению людей, которые могут повлиять на нашу жизнь: Thomas Lewis, Fari Amini, and Richard Lannon,
A General Theory of Love (New York: Random House, 2000).
4.
Роль лидера в формировании эмоциональных установок группы: Среди наи- более подробных исследований на тему динамики лидерства следует осо- бо отметить работы сотрудников Института Райса. Тщательный обзор этих серьезных исследований приводится в Arthur D. Colman and W. Harold Bexton, eds., Group Relations Reader 1 (Washington, DC: A.K. Rice Institute, 1975); Arthur D.
Colman and Marvin H. Geller, eds., Group Relations Reader 2 (Jupiter, FL: A.K. Rice
Institute, 1985). Более сжатый и современный обзор работ о влиянии лидера на организационный климат см. в Michel Deschapelle, «The National Conference Has
Helped My Career», Speaking of Authority, vol. 7, no. 1 (Jupiter, FL: A.K. Rice Institute,
2000). Анализ влияния лидера, являющегося представителем меньшинств, на эмоциональные установки коллектива приводится в Kathy E. Kram and Marion
McCollom Hampton, «When Women Lead: The Visibility-Vulnerability Spiral» в The
Psychodynamics of Leadership, eds. Edward B. Klein, Faith Gabelnick, and Peter Herr
(Madison, CT: Psychosocial Press, 1998).
5.
Роль лидера в создании организационного климата, способствующего установ- лению здоровых отношений и оптимистического взгляда на будущее: Rosamund
Stone Zander and Benjamin Zander, The Art of Possibility: Transforming Professional and
Personal Life (Boston: Harvard Business School Press, 2000).
6.
Высокопроизводительные команды: Jon R. Katzenbach and Douglas K. Smith, The
Wisdom of Teams (Boston: Harvard Business School Press, 1993).
7.
Эмоциональный интеллект группы: Vanessa Urch Druskat and Steven B. Wolff,
«Group Emotional Intelligence and Its Influence on Group Effectiveness» в The
Emotionally Intelligent Workplace: How to Select For, Measure, and Improve Emotional
Intelligence in Individuals, Groups, and Organizations, eds. Cary Cherniss and Daniel
Goleman (San Francisco: Jossey-Bass, 2001). См. также Vanessa Urch Druskat and
Steven B. Wolff, «Building the Emotional Intelligence of Groups», Harvard Business
Review, March 2001, 81–90.
8.
Группа в целом: Leroy Wells, «The Group-as-a-Whole Perspective and Its Theoretical
Roots» в Colman and Geller, eds., Group Relations Reader 2.
9.
Когда ведущую роль играет член коллектива: Susan Wheelan and Frances Johnston,
«The Role of Informal Member Leaders in a System Containing Formal Leaders,» Small
Group Research 27, no. 1 (1996): 33–55. См. также Susan A. Wheelan, Creating Effective
Teams (Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1999).
10.
Добросовестность/сознательность: Данный термин, используемый здесь для ха- рактеристики повышенного внимания к себе, к другим людям и окружающей человека обстановке, нечасто употребляется в деловой литературе. Однако это понятие считается чрезвычайно важным для эмоционального/психологическо- го здоровья индивида и установления эффективных межличностных отноше- ний. Кроме того, оно признается неотъемлемой составляющей нашего концеп- туального представления о самосознании. На уровне коллектива это свойство тождественно совокупности разделяемых всеми его членами норм, которые проявляются в таких установках, как внимательное отношение к настроению группы, открытое выражение скрытых тревог и надежд или привлечение вни- мания команды к неплодотворным методам работы. Интересные подходы