Файл: Эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечания
285
коллег по Гарвардскому университету в 1960–1970-х годах. Эта работа впервые продемонстрировала, что навыки, благодаря которым люди становятся чрезвы- чайно успешными предпринимателями, поддаются развитию. Коллектив под руководством Макклелланда разработал тренинги для укрепления воли к побе- де — последняя, вероятно, стала первым из навыков эмоционального интеллекта, который стал глубоко исследоваться. Вот каких результатов удалось добиться: те, кто прошел данный тренинг, сумели открыть свое дело и возглавить предприятия малого бизнеса, которые оказались необычайно успешными, привели к созданию большого количества новых рабочих мест и стали источником более высоких доходов, чем у контрольных групп. См. David C. McClelland and David G. Winter,
Motivating Economic Achievement (New York: Free Press, 1969) и David Miron and David
C. McClelland, «The Impact of Achievement Motivation Training on Small Business»,
California Management Review 21, no. 4 (1979): 13–28. Совместная работа Ричарда
Бояциса с Дэвидом Макклелландом по разработке тренинга для воспитания силы воли, использованного в качестве терапевтической программы помощи алкоголи- кам, в том числе при восстановлении на работе и возвращении к жизни в обще- стве, сыграла важную роль в создании теории и практики мотивационных изме- нений. См. Henry Cutter, Richard E. Boyatzis, and David Clancy, «The Effectiveness of
Power Motivation Training for Rehabilitating Alcoholics», Journal of Studies on Alcohol
38, no. 1 (1997); Richard E. Boyatzis, «Power Motivation Training: A New Treatment
Modality», Annals of the New York Academy of Sciences 273 (1976): 525–532.
Третьим источником новых идей продолжают оставаться исследования соиска- телей-докторантов и его коллег из Школы менеджмента Уэдерхеда Университета
Западного резервного района.
В качестве других знаменательных моделей личностных изменений следует от- метить теорию мотивационного развития Дэвида Макклелланда, а также кон- цепцию Джеймса Прочаски и его коллег. См. David C. McClelland, «Toward a
Theory of Motive Acquisition», American Psychologist 20, no. 5 (1965): 321–333, James
O. Prochaska, Carlo C. Diclemente, and John C. Norcross, «In Search of How People
Change: Applications to Addictive Behaviors», American Psychologist 47, no. 9 (1992):
1102–1114. Исчерпывающий обзор опубликованных программ, предназначен- ных для повышения эмоционального интеллекта, был составлен Консорциумом по исследованию эмоционального интеллекта в организациях под руководством профессора Кэри Чернисса из Университета Ратджерса. Обзор этих модельных программ и анализ наиболее передовых методик можно найти на сайте Консор- циума, а также в недавнем издании: Cary Cherniss and Mitchell Adler, Promoting
Emotional Intelligence in Organizations: Make Training in Emotional Intelligence Effective
(Washington, DC: American Society for Training and Development, 2000).
30.
Описание модели самоуправляемого обучения: Richard E. Boyatzis, «Self-Directed
Change and Learning as a Necessary Meta-competency for Success and Effectiveness in the 21st Century» в Keys to Employee Success in the Coming Decades, eds. R. Sims and
J. G. Veres (Westport, CT: Greenwood Publishing, 1999). См. также Richard E. Boyatzis,
«Developing Emotional Intelligence» в The Emotionally Intelligent Workplace: How to Select
for, Measure, and Improve Emotional Intelligence in Individuals, Groups, and Organizations,
eds. Cary Cherniss and Daniel Goleman (San Francisco: Jossey-Bass, 2001). Данная мо- дель описывает процесс обучения в том виде, в каком он был разработан для упо- минавшегося ранее обязательного учебного курса, введенного в 1990 г. в Школе менеджмента Уэдерхеда для студентов, занимающихся по программе MBA, и на курсах повышения квалификации управленческих кадров.


286 Примечания
ГЛАВА 7 1.
Общественные условности и идеальное «я»: Charles Handy, The Hungry Spirit:
Beyond Capitalism: A Quest for Purpose in the Modern World (London: Hutchinson,
1997), 86.
2.
Навязанные представления и идеальное «я»: Даже в тех исследованиях, которые доказывают важность стремления к своему идеалу, зачастую ошибочно пред- полагается, что образ выдающегося труженика станет идеальным имиджем для человека, занимающего любую должность, — см., например, Mildred Burns, «The
Effects of Feedback and Commitment to Change on the Behavior of Elementary School
Principals», Journal of Applied Behavioral Science 13, no. 2 (1977): 159–166.
3.
Изучение ценностей и ценностных ориентаций: Gordon W. Allport, P. E. Vernon, and Gardner Lindzey, Study of Values (Boston: Houghton Mifflin, 1960); Chris Argyris and Don Schon, Theory in Practice Learning (San Francisco: Jossey-Bass, 1982); Clyde
Kluckhohn, «Values and Value-Orientations in the Theory of Action» в Toward
a General Theory of Action, eds. Talcott Parson and E. A. Shils (Cambridge, MA: Harvard
University Press, 1951), 388–433; Florence Kluckhohn and Fred Strodtbeck, Variations
in Value Orientations (Evanston, IL: Row, Peterson & Co, 1961); Milton Rokeach, The
Nature of Human Values (New York: Free Press, 1973); Shalom H. Schwartz, «Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in
20 Countries», Advances in Experimental Social Psychology 25 (New York: Academic
Press, 1992), 1–65; Michael Hechter, «Values Research in the Social and Behavioral
Sciences» в The Origin of Values, eds. Michael Hechter, Lynn Nadel, and Richard E.
Michod (New York: Aldine de Gruyter, 1993), 1–28.
4.
Оценка вашей жизненной философии: Тест для оценки философских ориен- таций позволяет измерить относительное преобладание каждого из трех видов практической философии — прагматического, интеллектуального и гуманис- тического. Richard E. Boyatzis, Angela J. Murphy, and Jane V. Wheeler, «Philosophy as a Missing Link between Values and Behavior», Psychological Reports 86 (2000):
47–64.
5.
Прагматический тип практической философии своим истоком имеет праг- матизм (в том виде, в каком это философское направление отражено в рабо- тах Джона Дьюи, Уильяма Джеймса, Чарльза Сандерса Пирса и Ричарда Рор- ти), консеквенциализм (нашедший свое отражение в трудах К.Д. Джонсона и
П. Петтита), инструментализм (получивший отражение в работах Джона Дьюи) и утилитаризм (описанный в трудах Иеремии Бентама и Джона Стюарта Мил- ля). См. Boyatzis, Murphy, and Wheeler, «Philosophy as a Missing Link», где пред- ставлен полный перечень источников.
6.
Характеристика Ларри Эллисона: Mike Wilson, The Difference between God and
Larry Ellison: Inside Oracle Corporation (New York: William Morrow, 1998); Stuart
Read, The Oracle Edge: How Oracle Corporation’s Take No Prisoners Strategy Has Made
an $8 Billion Software Powerhouse (Avon, MA: Adams Media Corporation, 1999).
7.
Интеллектуальный тип практической философии корнями уходит в рациона- лизм (нашедший свое отражение в трудах Рене Декарта, Готфрида Вильгельма
Лейбница и Бенедикта Спинозы) и концепциях различных мыслителей, провоз- гласивших рационализм своей идеологической школой, среди которых можно выделить Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Юргена Хабермаса, а также фи- лософских структуралистов (Клода Леви-Стросса и Жана Пиаже) и постмодер- нистов (Фридриха Ницше). См. Boyatzis, Murphy, and Wheeler, «Philosophy as a
Missing Link», где дан полный перечень источников.


Примечания
287 8.
Характеристика Джона Чемберса: Andy Serwer, «There’s Something about Cisco»,
Fortune, 15 May 2000, 114–138; John A. Byrne, «Visionary vs. Visionary», Business
Week, 28 August 2000, 210–214.
9.
Источником гуманистического типа практической философии является коммуни- таризм (У.Ф. Брандедж), герменевтика (Ханс-Георг Гадамер), гуманизм (Франчес- ко Петрарка и Р.У. Селларс) и коллективизм (Р. Берлингейм и У.Х. Чемберлин).
10.
Характеристика Нарайаны Мерти: Amit Dawra, Pinkey Jain, Ruchika Kohli, and
Abhijit Rajan, «N.R. Narayana Murthy: Powered by Intellect, Driven by Value», unpublished paper, Case Western Reserve University, October 2000.
11.
О смене карьеры Питером Линчем: J. Fierman, «Peter Lynch on the Meaning of
Life,» Fortune, 23 April 1990, 197–200.
12.
Изменение карьеры успешными руководителями: B.D. Fromson, «Second Acts for the Top Guys», Fortune, 23 April 1990, 251–262.
13.
Наши мечты и страсти определяют удовлетворенность жизнью: Ruth A. Schiller,
«The Relationship of Developmental Tasks to Life Satisfaction, Moral Reasoning, and
Occupational Attainment at Age 28», Journal of Adult Development 5,no. 4 (1998):
239–254.
14.
«Лидер — это человек, которым движет надежда»: Napoleon in His Own Words,
vol. 4, comp. Jules Bertaut (Chicago: A.C. McClurg: 1916).
15.
Программа повышения квалификации для топ-менеджеров: Семинар под назва- нием «Лидерство для создания человеческих ценностей» стал частью программы повышения квалификации для топ-менеджеров в Школе менеджмента Уэдерхе- да Университета Западного резервного района. Это трехгодичная программа, разработанная для руководителей из промышленного, некоммерческого и госу- дарственного секторов, желающих постичь искусство организационного, обще- ственного и глобального управления с точки зрения теории и практики. Раз в ме- сяц участники из разных городов и стран мира приезжают на семинар; занятия идут несколько дней.
16.
Отзывы о текущем стиле лидерства Джона Лауэра: Из личных бесед с Кэти Кро- ули, Кристиной Федуччи, Мишель Ли, Кристофером Стивенсом и Робертом
Стреттоном-Брауном, декабрь 2000 г.
17.
Самообман как естественный процесс, который, однако, дорого обходится: Daniel
Goleman, Vital Lies, Simple Truths: The Psychology of Self-Deception (New York: Simon and Schuster, 1985).
18.
Оптимизм успешных людей: Martin P. Seligman, Learned Optimism: How to Change
Your Mind and Your Life (New York: Alfred Knopf, 1991).
19.
Исследование, показавшее важность оценочных отзывов: Richard E. Boyatzis and David A. Kolb, Feedback and Self-Directed Behavior Change, unpublished working paper 394-69, Sloan School of Management, Massachusetts Institute of Technology,
Cambridge, 1969.
20.
Эффективные менеджеры и руководители стремятся узнать мнение окружа- ющих о своей деятельности: Susan J. Ashford and Anne S. Tsui, «Self-Regulation for Managerial Effectiveness: The Role of Active Feedback Seeking,» Academy of
Management Journal 34, no. 2 (1991): 251–280.
21.
Последствия исключительного стремления к поиску положительных откликов:
Paul A. Mabe III and Stephen G. West, «Validity of Self-Evaluation of Ability: A Review and Meta-analysis», Journal of Applied Psychology 67 (1982): 280–296.
22.
Проверка видения собственной личности: См. Morgan W. McCall Jr., High Flyers:
Developing the Next Generation of Leaders (Boston: Harvard Business School Press,


288 Примечания
1998). Автор указывает, что людям в жизни представляются «судьбоносные слу- чаи», способные повлиять на их личностное развитие, однако иногда эти воз- можности упускаются. Он называет их «моментами истины», в которые человек должен спросить себя: «Приближаюсь ли я к желаемому образу своей личнос- ти? Соответствует ли мое поведение в последнее время этому идеалу?» В нашей концепции эти моменты истины сравниваются со взглядом на себя в зеркало и постижением своей истинной сущности.
23.
Оценка реального «я» в свете «я» идеального: Jay Conger, Learning to Lead: The Art
of Transforming Managers into Leaders (San Francisco: Jossey-Bass, 1989). Здесь опи- сывается реакция менеджеров, проходивших программы личностного развития, на многочисленные критические отзывы об их поведении — автор пришел к выводу, что эти лидеры испытывали недовольство услышанным. Практически все эти мнения были им уже известны. В отсутствие сопоставлений с идеальным образом «я» у лидеров не имелось убедительных представлений о том, куда дви- гаться дальше, как поступать в сложившейся ситуации и почему вообще необхо- димо что-либо предпринимать.
24.
Знание о том, какие черты следует сохранить, а какие подлежат изменению:
Этот подход к личностному развитию находит соответствие в аналогичной мо- дели, предложенной некоторыми теоретиками применительно к организациям.
См. Ron Fry, «Change and Continuity in Organizational Growth» в Suresh Srivastva,
Ronald E. Fry, and associates, Executive and Organizational Continuity: Managing the
Paradoxes of Stability and Change (San Francisco: Jossey-Bass, 1993); James C. Collins and Jerry I. Porras, Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies (New York:
HarperBusiness, 1994).
25.
Преданность мечте способна снизить адаптивность: Lisa Berlinger, «Managing
Commitment to Increase Flexibility: An Exploration of Processes That Strengthen and Weaken Commitment» (Ph.D. diss., University of Texas, 1991); Russell Ackoff,
Creating the Corporate Future (New York: John Wiley & Sons, 1981).
26.
Замечание: Наиболее достоверных результатов комплексный метод опроса позво- ляет добиться, когда мнения собираются конфиденциально. Это значит, что полу- ченная информация становится известной лишь самому человеку, к которому она относится, и его коуч-консультанту и закрыта для остальных сотрудников данной организации (если, конечно, сам человек не пожелает ею с ними поделиться). Не- обходимо также, чтобы каждый был в курсе того, что данная информация будет использована для целей развития лидерских способностей. Когда же полученные с помощью комплексных опросов данные применяются для управления произ- водительностью или составления отчетов, люди вряд ли станут искренне призна- ваться в своих недостатках и будут склонны преувеличивать свои достоинства.
Аналогичным образом, участвующие в опросах коллеги и подчиненные лидеров, возможно, будут предоставлять ложную информацию, желая защитить или, на- против, оговорить руководителя.
27.
Разные источники обратной связи видят менеджера каждый по-своему: Gene
Harris and Joyce Hogan, «Perceptions and Personalities of Effective Managers» (paper presented at the 13th Annual Psychology in the Department of Defense Symposium,
Colorado Springs, Colorado, 16 April 1992).
28.
Успех и эффективность: Fred Luthans, R. M. Hodgetts, and S. A. Rosenkrantz, Real
Managers (Cambridge, MA: Ballinger Press, 1988).
29.
Ценность мнения коллег как источника обратной связи: Обзор исследова- ний эффективности комплексных методов опроса показал, что оценки кол-


Примечания
289
лег обладают большей предсказательной силой, чем мнения начальства или подчиненных и, разумеется, чем собственные оценки лидеров. A.V. Lewin and
A. Zwany, Peer Nominations: A Model, Literature, Critique, and a Paradigm for
Research (Springfield, VA: National Technical Information Service, 1976); T.H. Shore,
L.M. Shore, and George C. Thornton III, «Construct Validity of Self- and Peer Evaluations of Performance Dimensions in an Assessment Center», Journal of Applied Psychology 77,
no. 1 (1992): 42–54. Однако другие исследования обнаружили, что мнения подчи- ненных лучше предсказывают эффективность лидеров, нежели оценки коллег.
См., например, Glenn M. McEvoy and Richard W. Beatty, «Assessment Centers and
Subordinate Appraisals of Managers: A Seven Year Examination of Predictive Validity»,
Personnel Psychology 42 (1989): 37–52.
30.
Точность отзывов подчиненных: McEvoy and Beatty, «Assessment Centers and
Subordinate Appraisals of Managers», 37–52.
31.
Эти качества Фил Стоун называет характеристиками личности в своей книге:
Phil Stone, Your Corner of the Sky (готовится к изданию).
ГЛАВА 8 1.
Преследование целей личностного развития в различных областях жизнеде- ятельности: Jane V. Wheeler, «The Impact of Social Environment on Self-Directed
Change and Learning» (Ph.D. diss., Case Western Reserve University, 1999).
2.
Исключительная ориентация на результат оказывается неплодотворной: John
F. Brett and Don VandeWalle, «Goal Orientation and Goal Content as Predictors of
Performance in a Training Program», Journal of Applied Psychology 84, no. 6 (1999):
863–873.
3.
Индивидуально значимые стандарты обучения: J.M. Beaubien and S.C. Payne,
«Individual Goal Orientation as a Predictor of Job and Academic Performance:
A Meta-analytic Review and Integration» (paper presented at the meeting of the Society for Industrial and Organizational Psychology, Atlanta, Georgia, April 1999).
4.
Исключительная ориентация на рост показателей производительности вызыва- ет напряжение: Gilad Chen, Stanley M. Gully, Jon-Andrew Whiteman, and Robert
N. Kilcullen, «Examination of Relationships among Trait-like Individual Differences,
State-like Individual Differences, and Learning Performance», Journal of Applied
Psychology 85, no. 6 (2000): 835–847. Обзор более полного списка публикаций по этой теме сделан в Edwin A. Locke and Gary P. Latham, A Theory of Goal Setting and
Task Performance (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1990).
5.
Обучающий подход приводит к росту объема продаж: Don VandeWalle, Steven P.
Brown, William L. Cron, and John W. Slocum Jr., «The Influence of Goal Orientation and Self-Regulation Tactics on Sales Performance: A Longitudinal Field Test,» Journal
of Applied Psychology 84, no. 2 (1999): 249–259.
6.
Переход от праздных размышлений к конкретным шагам по реализации про- граммы изменений: James O. Prochaska, Carlo C. Diclemente, and John C. Norcross,
«In Search of How People Change: Applications to Addictive Behaviors», American
Psychologist 47, no. 9 (1992): 1102–1114.
7.
Стремление к достижению целей — ключ к самоанализу: Roy F. Baumeister, Todd
E. Heatherton, and Dianne M. Tice, Losing Control: How and Why People Fail at Self-
Regulation (New York: Academic Press, 1994).
8.
Перевод привычек в сферу осознанного: John A. Bargh and Tanya L. Chartrand, «The
Unbearable Automaticity of Being», American Psychologist 54, no. 7 (1999): 462–479.