Файл: Билет 1 Что такое фольклор Назови жанры устного народного творчества. Что такое пословица Примеры. И. А. Крылов. Слово о писателе. Что такое басня, мораль Выразительное чтение одной из басен на выбор Ответы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– 1883 год.
История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.
Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.
Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.
Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.
Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.
“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они не видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.
Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.
Основная мысль – вызвать отвращение к угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
Билет №8
Ответы:
1)М. Ю. Лермонтов, великий русский поэт, родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном. Мать, Мария Михайловна Лермонтова, занималась воспитанием мальчика лишь до трех лет. Родители будущего поэта поссорились и жили раздельно. Мама часто пела сыну грустные песни, и он очень любил их слушать.
Марии Михайловне был всего 21 год, когда она умерла. Воспитанием Михаила стала заниматься бабушка, Елизавета Алексеевна, богатая помещица. Михаил с бабушкой жили в Тарханах Пензенской губернии. Она очень любила внука. Он часто болел, поэтому в возрасте 10 лет бабушка отвезла юного Мишу на Кавказ для лечения. С тех пор Кавказ стал горячо любим Лермонтовым. Лермонтов учился дома. У него был гувернер-француз и няня-немка. Они научили его читать по- немецки и французски, и он в оригинале читал Байрона и Гейне, которых очень полюбил. В детстве он начали писать стихи. В ранних стихах молодого поэта были подражания Дж. Г. Байрону, Г. Гейне, А. С. Пушкину. Будущий поэт закончил факультет словесности в Московском университете и школу прапорщиков, служил корнетом гусарского полка в Царском селе. В эти года он осознал, что стихотворения – это его стихия. Вместе с полком Лермонтов был отправлен воевать на Кавказ. Именно здесь поистине раскрылся талант писателя. Здесь были написаны «Демон», «Мцыри», «Думы». Кроме этого, Лермонтов был талантливым художником – сохранились его картины, где изображены красоты Кавказа. После возвращения в Петербург Михаил Юрьевич продолжал писать и публиковать стихотворения.
3)Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
2)Анализ «Три пальмы».
История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.
Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.
Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
Жанр – баллада.
Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.
У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой.
Отрывок наизусть
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
Билет № 9
1. А.П.Платонов. Слово о писателе.
2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».
3. Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.
Ответы:
1)Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Поскольку его отношения с властью были натянутыми, лучшие произведения Платонова как писателя в большинстве своем были опубликованы и получили признание только после его смерти. Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов. Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрея Платоновича. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются. Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время». В память о
писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.
2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».
«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить вопреки всем жизненным невзгодам. События в повести происходят в России, в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь. Главные герои: Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремленное и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях. Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне, и сделали из пустыря настоящий цветник.
На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали».
Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины «долго томилось это семечко», но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.
Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и «всю ночь сторожил росу», чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре. Летом цветок «распустил венчик вверху», и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.
Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.
Неожиданно «Даша почувствовала благоухание» и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок: «ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде». Девочка удивилась, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.
Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, «чтобы и на пустыре земля стала доброй». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.
На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точно такой же цветок – он был такой же «живой и терпеливый, как его отец».
Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки, и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа.
3). Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая эмоции и чувства. В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком. Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении. Тютчев в своих стихотворениях описывает природу, очень часто прибегая к приему противопоставления, контраста, который еще называют антитезой. Этот прием обычно используется автором в его произведении для того, чтобы более полно раскрыть тему, отдельный образ, пояснить читателю видение того или иного явления, характера героев.
2. «Листья»
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.
Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.
Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.
Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.
Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.
“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они не видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.
Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.
Основная мысль – вызвать отвращение к угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
Билет №8
-
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. -
Анализ стих «Три пальмы», чтение наизусть. -
Что такое баллада?
Ответы:
1)М. Ю. Лермонтов, великий русский поэт, родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном. Мать, Мария Михайловна Лермонтова, занималась воспитанием мальчика лишь до трех лет. Родители будущего поэта поссорились и жили раздельно. Мама часто пела сыну грустные песни, и он очень любил их слушать.
Марии Михайловне был всего 21 год, когда она умерла. Воспитанием Михаила стала заниматься бабушка, Елизавета Алексеевна, богатая помещица. Михаил с бабушкой жили в Тарханах Пензенской губернии. Она очень любила внука. Он часто болел, поэтому в возрасте 10 лет бабушка отвезла юного Мишу на Кавказ для лечения. С тех пор Кавказ стал горячо любим Лермонтовым. Лермонтов учился дома. У него был гувернер-француз и няня-немка. Они научили его читать по- немецки и французски, и он в оригинале читал Байрона и Гейне, которых очень полюбил. В детстве он начали писать стихи. В ранних стихах молодого поэта были подражания Дж. Г. Байрону, Г. Гейне, А. С. Пушкину. Будущий поэт закончил факультет словесности в Московском университете и школу прапорщиков, служил корнетом гусарского полка в Царском селе. В эти года он осознал, что стихотворения – это его стихия. Вместе с полком Лермонтов был отправлен воевать на Кавказ. Именно здесь поистине раскрылся талант писателя. Здесь были написаны «Демон», «Мцыри», «Думы». Кроме этого, Лермонтов был талантливым художником – сохранились его картины, где изображены красоты Кавказа. После возвращения в Петербург Михаил Юрьевич продолжал писать и публиковать стихотворения.
3)Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
2)Анализ «Три пальмы».
История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.
Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.
Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
Жанр – баллада.
Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.
У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой.
Отрывок наизусть
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
Билет № 9
1. А.П.Платонов. Слово о писателе.
2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».
3. Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.
Ответы:
1)Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Поскольку его отношения с властью были натянутыми, лучшие произведения Платонова как писателя в большинстве своем были опубликованы и получили признание только после его смерти. Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов. Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрея Платоновича. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются. Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время». В память о
писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.
2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».
«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить вопреки всем жизненным невзгодам. События в повести происходят в России, в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь. Главные герои: Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремленное и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях. Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне, и сделали из пустыря настоящий цветник.
На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали».
Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины «долго томилось это семечко», но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.
Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и «всю ночь сторожил росу», чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре. Летом цветок «распустил венчик вверху», и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.
Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.
Неожиданно «Даша почувствовала благоухание» и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок: «ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде». Девочка удивилась, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.
Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, «чтобы и на пустыре земля стала доброй». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.
На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точно такой же цветок – он был такой же «живой и терпеливый, как его отец».
Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки, и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа.
3). Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая эмоции и чувства. В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком. Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении. Тютчев в своих стихотворениях описывает природу, очень часто прибегая к приему противопоставления, контраста, который еще называют антитезой. Этот прием обычно используется автором в его произведении для того, чтобы более полно раскрыть тему, отдельный образ, пояснить читателю видение того или иного явления, характера героев.
2. «Листья»
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.