Файл: Книга для учителя издание в pdfформате Н. Ф. Виногра дова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 373.3.016:119
ББК 74.26
Ф94
Разработано в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 годы
(проект № 27.7948.2017/БЧ)
Рекомендовано Ученым советом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (протокол № 2 от 29.01.2018 г.)
Зарегистрировано в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ 001-18 РУ от 06.06.2018 г.)
А в т о р ы: введение, глава 4 — Н. Ф. Виноградова; глава 1 — М. И. Кузнецова,
В. Ю. Романова; глава 2 — И. С. Хомякова; глава 3 — Е. Э. Кочурова,
О. А. Рыдзе; глава 5 — Н. Ф. Виноградова, О. О. Петрашко
Руководитель проекта: чл.-корр. РАО, заслуж. деятель науки РФ, проф.
Н. Ф. Виноградова
Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя: [издание в pdf-формате] / Н. Ф. Виногра- дова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.] ; под ред.
Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — Москва : Просве- щение, 2022. — 274, [2] с. : ил. — (Успешный педагог XXI века).
ISBN 978-5-09-098194-1. — Текст: электронный.
В книге рассматривается проблема формирования у младших школьни- ков функциональной грамотности. Раскрывается методика развития пред- метных компонентов функциональной грамотности (языковой, литератур- ной, математической, естественно-научной), вклад каждого предмета учеб- ного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, инфор- мационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы орга- низации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности.
УДК 373.3.016:119
ББК 74.26
Ф94
ISBN 978-5-09-098194-1
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2022, с изменениями
© АО «Издательство «Просвещение», 2022, с изменениями
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2022
Все права защищены

3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Методика формирования языковой
функциональной грамотности младшего школьника
Что такое языковая функциональная грамотность младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Методика построения урока русского языка, направленного на формирование языковой функциональной грамотности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника . . . . . 36
Влияние сформированности языковой грамотности на развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника . . . . . 73
Формирование литературной
функциональной грамотности младшего школьника
Характеристика понятия «литературная функциональная грамотность младшего школьника» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Вклад уроков литературного чтения в развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Особенности методики формирования
математической функциональной грамотности
младшего школьника
Характеристика понятия «математическая функциональная грамотность младшего школьника» . . . . . 139
Формирование математической функциональной грамотности в совместной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Контроль динамики развития математической функциональной грамотности
(педагогическая диагностика) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180


Вклад уроков математики в развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Особенности процесса формирования
естественно-научной и социальной функциональной
грамотности младшего школьника
Характеристика понятия «естественно-научная и социальная функциональная грамотность младшего школьника» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Характеристика понятия и методика формирования естественно-научной функциональной грамотности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Характеристика понятия и методика формирования социальной функциональной грамотности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Вклад уроков окружающего мира в развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Методика формирования общекультурной
функциональной грамотности младшего школьника
Литературное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Окружающий мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Основы религиозных культур и светской этики . . . . . . . . . . 252
Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Рекомендованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

30
Методика формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника
Что такое языковая функциональная
грамотность младшего школьника
Русский язык в образовании младшего школьника зани- мает важное место, так как, являясь самостоятельным учеб- ным предметом, он при этом продолжает оставаться сред- ством общения и обучения и обладает значительным ресурсом воспитания личности школьника и формирования его граж- данской идентичности.
Русский язык может рассматриваться также как глав- ный фактор существования, сохранения и развития культур- ной, образовательной и социальной сферы общества. Помимо этого, русский язык — основа образования гражданина Рос- сии: от качества овладения русским языком уже в начальной школе зависит успешность овладения в будущем общекультур- ными и профессиональными компетенциями.
Обратим внимание!
Специфика предмета «Русский язык» в школе состоит в том, что предметный курс с его направ- ленностью на овладение научными основами языка изуча- ется учащимися в основном как носителями языка: дети параллельно пользуются языком не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее (бытовая коммуника- ция, общение и поиск информации в интернет-простран- стве, СМИ-коммуникация, досуговое чтение).
К сожалению, получаемые учащимися теоретические зна- ния и языковые умения не применяются ни в каких иных практико-ориентированных ситуациях, кроме учебных. Это становится негативным фактором, затрудняющим развитие речемыслительных способностей учащихся. Например, при эмпирическом знании языка он не является инструментом языкового самоконтроля и совершенствования речи.


31
Выходом из сложившейся ситуации является переориен- тирование курса русского языка на формирование языко- вой грамотности как одного из предметных компонентов функциональной грамотности. Функционально грамот- ный человек, по мнению А. А. Леонтьева, — «это человек, который способен использовать все постоянно приобрета- емые в течение жизни знания, умения и навыки для реше- ния максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
1
. Именно поэтому направлен- ность курса русского языка на формирование языковой грамотности младшего школьника подразумевает активное включение в урок практико-ориентированных заданий, при выполнении которых учащиеся актуализируют полу- чаемые теоретические сведения о системе языка.
Такое построение обучения способствует формированию и развитию языковой личности, следуя логике, описанной
Л. С. Выготским: «…развитие родного языка начинается со свободного, спонтанного пользования речью и завер- шается осознанием речевых форм и овладением ими»
2
Продолжая мысль Л. С. Выготского, отметим, что с точки зрения функционального подхода овладение языковой грамотностью означает развитие способности использо- вать полученные знания в решении конкретных задач в разных видах речевой деятельности: говорении, аудиро- вании, чтении, письме.
Каждый учитель должен понимать, что языковая функцио- нальная грамотность младшего школьника является од- ной из важных составляющих успешного обучения не только русскому языку, но и другим предметам. Подчерк- нем, что направленность на формирование языковой лич- ности учащегося как носителя языка — одна из ключевых позиций школьного языкового образования.
1
Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению [Текст] // Материалы 5-й Международной научно-практиче- ской конференции (26—28 марта 2001 г.). / А. А. Леонтьев /под ред.
И. В. Усачевой. В 2 ч. — Ч. 1. — М., 2002. — С. 35.
2
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрас- те. / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 2008. — С. 72.

32
Рассмотрим схему 4, обратим внимание на составляю- щие, которые обеспечивают сформированность языковой функциональной грамотности.
Схема 4
Языковая функциональная грамотность — это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи. Сюда входит:
— умение пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
— соблюдение норм современного русского языка (ор- фоэпических, морфологических, словообразовательных, лек- сических, синтаксических и стилистических);
— соблюдение этикетных норм, правил речевого пове- дения, характерных для конкретных социальных условий, ре- гулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
— умение с помощью языковых средств решать кон- фликты;
— владение способами работы с лингвистической ин- формацией, оценивание ее полноты, достоверности;
— осознание ценностей современного мира, представ- ленных в языке;
— желание повышать уровень языковой культуры.
Обобщенная характеристика языковой грамотности младшего школьника представлена на схеме 5.
Языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности — это
совокупность умений, навыков, способов деятельности, обес- печивающих следующие аспекты (см. схему 5).
Владение культурой речи
Языковая
функциональная
грамотность
Способность решать средствами языка актуальные задачи общения
(в бытовой, общественной, культурной сфере)
Выбор программы речевого поведения
Использование языковых средств сообразно ситуации общения


33 1. Стремление к развитию чувства языка, совершен- ствованию собственной языковой культуры.
2. Целесообразный отбор языковых средств для по- строения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных.
3. Готовность к осознанию терминологических и поня- тийных характеристик системы языка.
Схема 5
Методика построения урока
русского языка, направленного
на формирование языковой
функциональной грамотности
Прежде чем рассмотреть систему упражнений, способ- ствующих формированию языковой грамотности младших школьников, важно обсудить общие методические подходы к организации обучения.
Обратим внимание!
Важным подходом к формированию языковой функциональной грамотности является лингво- дидактический подход, обоснованный в работах Г. И. Бо- гина, Л. И. Божович, Н. Д. Гальсковой, И. А. Зимней,
Л. Ф. Миньяр-Белоручева, Н. М. Шанского и др. Специфи-
Готовность к осознанию терминологиче- ских и понятийных характеристик системы языка
Стремление к развитию чувства языка, совершен- ствованию собст- венной языковой культуры
Целесообразный отбор языковых средств для построе- ния содержательных, связных и норма- тивно грамотных конструктов, как устных, так и письменных
Языковая функциональная грамотность

34
ка его применения при обучении младших школьников русскому языку состоит в том, что:
ij
обучение направлено на формирование практических умений и навыков;
ij
обучение языку осуществляется на основе интеграции с другими учебными дисциплинами;
ij
происходит усвоение языка не только как средства коммуникации, но и как средства получения информации;
ij
расширение индивидуальной картины мира обучаемо- го осуществляется за счет приобщения к языковой карти- не мира, отраженной в родном языке;
ij
осознание обучаемым своей этнокультурной иденти- фикации происходит одновременно с осознанием себя как субъекта поликультурного пространства.
Напомним читателю, что наличие функциональной гра- мотности по русскому языку предполагает свободное вла- дение всеми видами речевой деятельности (чтение, пись- мо, говорение, слушание). В начальной школе основной линией языкового развития является умение грамотно и эффективно пользоваться русским языком не только в устной, но и в письменной форме.
Принципиальным положением методики языкового об- разования младших школьников является проблемное обуче- ние, т. е. использование проблемно-диалогического метода, обеспечивающего успешность процесса, в котором деятель- ность учащихся организуется на основе самостоятельного по- иска и открытия знаний. Проблемная ситуация на уроке мо- жет предъявляться в виде конкретной учебной проблемы, установки на поиск решения, выражения решения, актуализа- ции результата.
Приведем пример. Тема«Многозначные слова».
Третьеклассникам предлагается рассмотреть рисунки, прочи- тать подписи-предложения и объяснить значение выделенных слов. Проблема для ребенка заключается в том, что привыч- ные слова представлены на рисунках в виде разных значений.
Формулируется проблема таким образом: «Почему разные предметы названы одним словом?»


35
Задание. Рассмотри рисунки, прочитай подписи-предложе- ния. Объясни значение выделенных слов.
Я помог бабушке вставить нитку в
иголку.
У сосны
иголки длиннее, чем у ели.
На следующем этапе педагог организует учебный диа- лог: предлагает поработать с рисунками и обсудить, что обще- го у предметов, названных одним и тем же словом.
На этом этапе учащиеся выполняют следующие исследо-
вательские действия:
определяют, что такое иголка ветки дерева и иголка с ниткой для шитья;
сравнивают их качества (обе острые, бывают длин- ные и короткие);
анализируют предложения с этими словами;
делают вывод о сходстве предметов, названных од- ним словом.
Затем учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что многозначность слова иголка возникла потому, что «игол- ки для шитья похожи на сосновые и еловые иголки». Это по- зволяет им быть готовыми к обобщенному выводу: «Большин- ство значений многозначного слова появляется по принципу
«похоже на …».
Актуализация полученных знаний происходит в процес- се последующего выполнения учениками нескольких упражне- ний, в которых наблюдают за многозначными словами и за- крепляют вывод о механизмах появления многозначности.
Сделаем вывод:использование проблемного подхода при языковом образовании дает возможность: а) научить младших школьников мыслить логично, до- казательно;

36
б) формировать точные языковые знания, так как тео- ретический материал, изучаемый на уроках русского языка, основан на терминах и понятиях, без усвоения которых невоз- можно формирование функционально грамотной личности; в) формировать способы действий, необходимые для решения учебной задачи; г) формировать элементарные навыки и интерес к по- исковой деятельности; д) воздействовать на эмоциональную сферу школьни- ков, формируя уверенность в своих силах.
Система упражнений для формирования
языковой функциональной грамотности
младшего школьника
Все упражнения, направленные на развитие языковой грамотности, целесообразно разделить на три группы в за- висимости от того, на формирование какой составляющей языковой грамотности направлено упражнение. Конечно, при построении уроков русского языка идет тесное взаимо- действие всех трех выделенных групп упражнений, но, для то- го чтобы педагог мог правильно сочетать эти упражнения, важно рассмотреть группы отдельно. Рассмотрим каждую группу в соответствии с содержанием понятия «языковая гра- мотность» (схема 5).
Первая группа. Упражнения, направленные на разви-
тие чувства языка и стремления совершенствовать соб-
ственную языковую культуру.
Выделим такие виды упражнений:
стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности рус- ского языка;
развивающие мотивацию совершенствовать соб- ственную языковую культуру.
1. Упражнения, развивающие чуткость и внимание
к языку.
Что же должен делать учитель, чтобы у младших школь- ников развивались внимание к языку и потребность совер- шенствовать собственную языковую культуру? Прежде всего