Файл: Книга для учителя издание в pdfформате Н. Ф. Виногра дова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
важно включать в урок русского языка материал, способству- ющий развитию чувства языка. Такой материал содержит рассказы учителя о богатстве родного языка, упражнения на понимание таких явлений языка, как синонимичность, много- значность, антонимия и омонимия.
Приведем пример. Структурным элементом урока может быть «минутка для любознательных», когда учитель читает на- писанный на доске текст:
«По Воздвиженке приехали на Арбат, в гостиницу «Гунибъ»:
40 номеров. Цъна номеру въ сутки съ прислугой и самоваром от
50 копеек до 1 рубля. Объдъ от кухмистера, цена одного объда
75 копеек».
Задание. Что вам удалось понять, а что в этом тексте не совсем понятно современному человеку?
Дети начинают рассуждать: «Можно предположить, что слова, написанные с большой буквы, обозначают имена соб- ственные». Учитель подтверждает правильность такого мне- ния и объясняет, что слова Воздвиженка и Арбат — названия улиц в городе Москве, а «Гуниб» — название гостиницы. Беседа продолжается, и учащиеся просят объяснить, кто такой кух-
мистер и что означает номер с прислугой.
Затем дети обращают внимание на способ написания анализируемого текста. С помощью учителя формулируется вывод: «Многое в этом тексте непонятно современному чело- веку, так как со времени написания данного текста язык изме- нился. Язык как средство общения постоянно меняется».
На одном из уроков можно обратить внимание учащих- ся на слова-омонимы, к примеру слово мир, предложив позна- комиться со страницей словаря:
I. Мир. 1. Часть Вселенной; планета. (Далёкие звёздные миры.
Изучать марсианский мир.)2. Земной шар, Земля со всем су- ществующим на ней. (Объехать половину мира. Страны мира.
Чемпион мира. Лучший в мире бамбук. Самое большое живот-
ное мира.) 3. Всё реально существующее на Земле, проявляю- щееся в её жизни.

38
II. Мир. 1. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссо- ры. (Жить в мире. Нарушить мир в доме. Установить мир
между кем-л. Закончить дело миром (мирно, полюбовно, без
ссоры).)2. Отсутствие войны, вооружённых действий между государствами; согласное сосуществование государств, наро- дов. (Борьба народов за мир. Проводить политику мира.) 3. Со- глашение между воюющими сторонами об окончательном пре- кращении военных действий; мирный договор. (Заключить
мир. Подписать мир. Переговоры о мире.) 4. Покой, спокой- ствие. (Мир вашему дому.)
В современном русском языке два разных слова «мир» пишутся одинаково.
С целью расширения кругозора педагог может расска- зать детям о том, что в XIX веке написание этих слов-омонимов различалось. Существовало два разных написания слова: напи- сание миръ означало «отсутствие войны, покой, согласие», а написание мiръ означало «Вселенная, Земля»
1
В продолжение разговора можно предложить учащим- ся выполнить достаточно сложное задание. Это дифференци- рованное задание предлагается выполнить по желанию. Силь- ные учащиеся выполняют его за партами, а те дети, которые не справляются со сложным упражнением, приглашаются к столу учителя и непосредственно при его участии решают трудную учебную задачу. Такая методика очень важна: она по- казывает ученикам, что любое задание может быть выполне- но с помощью сверстника или учителя, помогает поднять са- мооценку школьника и развивает оптимистическое отноше- ние к своему учебному труду.
Приведем пример. Задание. Догадайтесь, как в XIX веке были написаны слова, выделенные курсивом.
1) Встарь считали годы от Сотворения
мира, нашей земли.
миръ
1
См. подробнее: Костомаров В. Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей./В. Г. Костомаров. — М. : Педагогика-Пресс, 1994. — С. 20.


39 2) Война продолжалась сто лет, и наконец был объявлен
мир.
?
3) Весь мир узнал о том, что война закончена, что был заключён долгожданный
мир.
мiръ
Уже на первых уроках, где дети получают сведения о том, что такое родной язык, можно предложить им юмори- стическую картинку, на которой изображен язык как орган чувств.
В процессе обсуждения использо- вания двух суждений «язык — орган чувств» и «язык — средство общения лю- дей» дети начинают знакомство с таким сложным лингвистическим явлением, как омонимия слов в русском языке. Не нужно сразу отягощать учащихся поняти- ем «омонимы», стоит только зафиксировать сам факт: в рус- ском языке есть слова, которые одинаково произносятся и пи- шутся, но имеют разные значения.
Приведем пример. Можно предложить рассмотреть рисунки и сравнить пары слов: кисть кисть, лук лук, кран кран.
Еще раз обратим внимание учеников, что это разные слова и каждое слово в паре имеет свое собственное значение.
Овладение понятиями «омонимы», «синонимы», «анто- нимы» и их использование в самостоятельной речи являются обязательным содержанием функциональной грамотности, сущностью чувства языка. Поэтому привлечение внимания к лексическому значению слова на уроках русского языка долж- но повторяться многократно. Так систематически предлага- ются специальные упражнения на определение многозначно- сти слова.

40
Учитель неоднократно отмечает, что в русском языке есть слова, которые имеют только одно значение, но есть и слова, которые имеют несколько значений. Ребята приводят примеры таких слов. Допустим, дети называют слова мороз,
октябрь, река, клен… Учитель продолжает: «А вот хорошо зна- комое нам слово соль имеет несколько значений: попробуйте назвать их, а затем мы проверим ваши ответы по словарю».
Работа интересна детям, они назовут несколько значе- ний слова соль и найдут его в «Толковом словаре»:
Соль. 1. Белое кристаллическое вещество с острым вку- сом; приправа к пище. (Поваренная соль.) 2. То, что придает особый интерес чему-нибудь. (Вся соль рассказа, истории.)
3. Химическое вещество. 4. Это слово используется в выраже- ниях, когда речь идет о лучших представителях общества.
(Соль земли русской.)
Можно предложить ученикам узнать в «Толковом слова- ре», сколько значений имеют слова гусеница, конь, ствол и др.
Приведем пример. В виде шуточного упражнения можно предложить детям проанализировать стихотворные строки
А. Шибаева:
Едет
заяц на трамвае.
Едет
заяц, рассуждая:
Если я купил билет,
Кто я:
заяц или нет?
Иллюстрации создают дополнительную коллизию: о ком же говорится в тексте?
А потом можно предложить учащимся уточнить значе- ние слова заяц в «Толковом словаре»:
Заяц. 1. Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. (Труслив как заяц. Заяц-беляк. За
двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.) 2. Безби-


41
летный пассажир, а также зритель, проникший куда-нибудь без билета. (Ехать зайцем.)
После анализа нескольких ситуаций учитель, подводя итог, скажет: «Такое явление в русском языке называется мно- гозначностью слов, слова бывают однозначные и многознач- ные».
При этом не будет требовать формального повторения и запоминания, поскольку в процессе подобной конкретной работы дети все прекрасно поймут и запомнят.
Как видно из примеров, приведенные ситуации отно- сятся к этапу подготовки к принятию нового знания. Подоб- ные формы работы очень целесообразны, так как на практи- ческом уровне обогащают представления младших школьни- ков о явлениях языка, а запоминание правила, понятия или термина происходит в естественной ситуации.
Приведем пример. Нескольких заданий, направленных на формирование внимательного отношения к языку.
Задание. Подумай, сколько образов ветра создал автор в тексте.
Ветер по-разному разговаривает с нами. Только прислушайся!
Вот он гудит-ворчит в трубе, а вот он шелестит листвой оси- ны, а вот свистит в поле, а вот сердито завывает в лесочке.
В ходе выполнения задания учитель просит детей поду- мать, почему для описания действий ветра использованы раз- ные слова, какие образы они создают. Педагог организует ра- боту с текстом так, чтобы помочь учащимся понять, какие именно слова в тексте помогли им почувствовать, что образы ветра разные. Для этой цели можно воспользоваться вопроса- ми, актуализирующими для учеников информацию, которая заложена в тексте: «Подумайте, о скольких ветрах говорится в тексте?» или «Какой ветер самый добрый, а какой самый сер- дитый? Докажи почему».
Можно предложить ученикам устроить маленький спек- такль или небольшую сценку, в одном случае ребята должны будут голосом передать изменение (нарастание) силы ветра, а в другом случае ярко изобразят каждый образ ветра отдель- но. В результате такой работы дети увидят разницу в описании ветра, заметят образ ворчливого старика-ветра, который гу- дит в трубе; отметят образ тихого, спокойного ветра; почув-

42
ствуют, как в поле гуляет ветер-свистун, и уж точно не останет- ся без внимания образ свирепого ветра: он сердито завывает в лесочке.
И конечно же, наблюдения учеников должны быть не- посредственным образом связаны с анализом языкового выра- жения мысли автора текста. Педагог акцентирует внимание ребят на использовании определенной лексики, которая и по- могает создавать такие разные и яркие образы в небольшом отрывке: гудит-ворчит, шелестит, свистит, сердито завыва-
ет. Кроме того, очень интересно, что полный образ каждого ветра создается еще и с помощью его местонахождения: вот он
зажат в трубе и недовольно ворчит; а вот трогательно переби-
рает осиновые листочки; вот получил возможность разгу-
ляться в поле; снова оказывается стесненным среди верхушек лесных деревьев. Все это обязательно нужно обсудить с учени- ками.
Регулярное использование подобных заданий позволит развить чуткое и внимательное отношение к языковым сред- ствам у учеников, что является одним из показателей их языко- вой грамотности.
Приведем пример. Задание. Проанализируйте предложения и определите, какое слово нужно употребить.
1) Меня расстроило (обидное/обидчивое) замечание товари- ща. С (обидным/обидчивым) соседом трудно разговаривать.
2) Весной пробуждается природа, и у всех (радушное/радост- ное) настроение. После долгой дороги мы оказались в гости- нице, где нам оказали (радушный/радостный) приём.
3) Румяная клюква растет на (болотистых/болотных) кочках.
Туристы долго шли по (болотистой/болотной) местности.
4) Через окно автобуса гости столицы любовались новым (ка- менистым/каменным) мостом. На (каменистой/каменной) почве плохо растут деревья.
5) В городе открылась выставка старинной (глиняной/глини- стой) посуды. Чтобы добраться до станции, нужно было под- няться по (глиняному/глинистому) склону.
Подобные упражнения помогают учащимся осознать це- лесообразность использования лексических средств, их адек-


43
ватный выбор. Педагог так организует работу, чтобы учащиеся осознали, что выбор средств определяется контекстом, что можно установить на основе анализа предложенного контек- ста. Безусловно, в классе могут быть дети, которым очень труд- но выполнить это задание. Помощь заключается в том, что учи- тель предлагает познакомиться со значениями слов-паронимов
(термин, конечно, не используется).
Покажем это на примере первой пары предложений:
Меня расстроило (обидное/обидчивое) замечание моего
товарища. С (обидным/обидчивым) соседом трудно разгова-
ривать.
Педагог выводит на доску значение слов обидный и обидчивый.
Обидный — содержащий обиду, оскорбительный. Обид-
ное замечание. Сказать в обидной форме.
Обидчивый — легко обижающийся, склонный чувство- вать обиду. Обидчивый человек.
Далее педагог предлагает подумать над значением пред- ложения «Меня расстроило замечание товарища» и ответить на вопрос: «Замечание, о котором идет речь в пред- ложении, содержит обиду или само обижается?» Конечно, уче- ники рассмеются, услышав о том, что замечание может само обижаться. После этого им легче сделать вывод, что в данное предложение нужно вставить слово «обидное».
Так же проходит работа с предложением «С соседом трудно разговаривать». Педагог задает вопрос: «Что можно сказать о соседе: он содержит обиду или легко обижает- ся?» Учащиеся понимают, что сосед может быть обидчивым, а не обидным.
Подобные упражнения и их подробный разбор очень важны, поскольку языковые единицы в заданиях рассматрива- ются разнопланово: во-первых, с точки зрения функциониро- вания в разных значениях в словосочетаниях и предложениях; во-вторых, с точки зрения использования в самостоятельной речевой практике обучающихся.
Приведем пример. Вот еще несколько заданий, позволяющих развивать чувство языка. Отметим, что при выполнении этих заданий постепенно возрастает доля активности учащихся.

44
Задание. Составь словосочетания, в которых слово «мягкий»
употребляется в различных значениях.Используй слова ха-
рактер, свет, диван. К какому значению нет примера? Подбе- ри нужное слово самостоятельно.
Мягкий в значении «нежёсткий».
Мягкий в значении «приятный на ощупь».
Мягкий в значении «нерезкий, не вызывающий раз- дражения».
Мягкий в значении «кроткий, лишённый грубости».
В ходе выполнения этого задания учащиеся работают с многозначным словом мягкий, учатся чувствовать оттенки значений этого слова, при- обретают первый опыт установления сочетаемо- сти слов. В результате учащиеся понимают, что предложенные слова должны быть расположены так: мягкий диван (в значении «нежесткий»); мяг- кий свет (в значении «нерезкий, не вызывающий раздражения»); мягкий характер (в значении
«кроткий, лишённый грубости»). Они приходят к вы воду, что нужно подобрать свое слово для сло- восочетания «мягкий …» в значении «приятный на ощупь». Одним из вариантов может быть слово
свитер.
Далее учитель предлагает подобрать еще несколько примеров к каждому значению слова
мягкий, например, мягкий хлеб, мягкий шарф, мягкий голос,
мягкий человек. В конце работы с заданием педагог предлага- ет учащимся ответить на вопрос: «В этих словосочетаниях ис- пользовано одно и то же слово мягкий, можно ли сказать, что во всех этих словосочетаниях оно использовано в одном и том же значении?»
Учащиеся обращают внимание на то, что у этого слова разные значения. Так рождается чуткость к слову, высказыва- нию, способность учащихся всматриваться в значения слов, внимательнее относиться к выбору единиц языка при состав- лении собственного высказывания (о работе над этой состав- ляющей языковой грамотности речь пойдет ниже).


45
Понятно, что единичные задания не достигают необхо- димого результата, важна продуманная система таких упраж- нений, по мере их выполнения растет степень самостоятель- ности учащихся.
Приведем пример. Задание. Составь словосочетания, в кото- рых слово лёгкий употребляется в различных значениях. Ис- пользуй слова ветерок, характер, способ. К какому значению нет примера? Подбери нужное слово самостоятельно.
Лёгкий в общении человек.
Лёгкий — в значении «незначительный по весу».
Лёгкий — в значении «выполняемый без большого труда, усилий».
В данном случае учащиеся приходят к следующему выво- ду: легкий характер (в значении «уживчивый»); легкий способ
(в значении «выполняемый без большого труда, усилий»); лег-
кий ветерок (в значении «небольшой по силе, крепости, мало- заметный»); подбирают свое слово в случае «легкий чемодан
(в значении «незначительный по весу»). Так же как и в преды- дущем задании, педагог предлагает подобрать свои примеры для каждого значения слова легкий.