Файл: 1 Теоретические аспекты оптимизации логистических издержек на.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Методы оптимизации логистических издержек

Целью оценки и анализа экономической деятельности любого предприятия является разработка рекомендаций по повышению эффективности его работы путем сбора и системного изучения данных о его производственном, экономическом и финансовом состоянии. Логистические затраты выступают одними из основных показателей конкурентоспособности предприятия, поэтому поиск путей их контроля и снижения возможен только при следующем порядке учете и анализа:

– определение таких центров накопления (функциональных областей) логистических затрат, где меры по оптимизации дадут реальные результаты;

– в рамках каждого центра накопления найти наиболее важные пункты логистических затрат;

– осуществлять диагностику общих затрат путем классификации затрат в соответствии с их основными характеристиками [9, c. 89].

Для достижения конкурентного преимущества существуют следующие пути снижения логистических затрат:

– анализ и пересмотр цепи поставок с целью поиска и сокращения видов деятельности (процедур, работ, операций), не создающих добавленной стоимости;

– пересмотр взаимоотношений с поставщиками и покупателями (путем переговоров) для достижения соглашений по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок;

– усиление контроля над общими затратами путем прямой и обратной интеграции;

– поиск альтернативных, более дешевых заменителей сырья и материалов;

– улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи для уменьшения затрат на управление запасами, хранение, складирование и доставку;

– покрытие роста затрат одного звена логистической цепи за счет уменьшения затрат в другом;

– повышение производительности труда сотрудников путем внедрения и реализации более прогрессивных методов работы;

– повышение эффективности использования ресурсов и управления факторами, оказывающими влияние на уровень общих затрат [3, c. 98].

Так, пересмотр взаимоотношений с поставщиками представляет собой одно из двух направлений задачи выбора поставщика. В этом случае отдел закупок фирмы заключает договора на поставку с теми компаниями, которые согласились снизить свою отпускную цену (пересмотреть условия доставки, повысить качество поставляемой продукции и прочее) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает процедуру выбора, так как в распоряжении отдела снабжения уже имеются точные данные о деятельности этих компаний.
Однако в условиях, когда нет возможности пересмотреть партнерские отношения с уже сложившейся базой поставщиков, предприятию необходимо провести исследование рынка новых поставщиков. В данных обстоятельствах, эффективным инструментом улучшения качества поставок, и, следовательно, снижения логистических издержек является пересмотр и выбор новых надежных источников ресурсов [7, с. 126].

Оценка и выбор поставщиков являются необходимыми составляющими оптимизации базы существующих поставщиков, необходимой для исключения агентов, не способных выполнять предъявляемые к ним требования и повышающих затраты на работу с ними.

Процесс принятия решения о размещении заказа у конкретного поставщика зависит от различных обстоятельств и от стратегии самого предприятия. В основном решение основывается на следующих критериях:

– возможности поставки точно в срок по согласованному графику согласно заказу (договору, контракту);

– поставки товара, отвечающего стандартам качества;

– соблюдение требуемых объемов поставки;

– выдерживание согласованных цен [7, с. 126].

Характер и стоимость закупки будут влиять на весовые коэффициенты отдельных критериев оценки поставщика и, соответственно, на характер информации, которая необходима для выбора. Способность к реагированию на потребности компании отличает квалифицированного поставщика от менее квалифицированного.

Существует несколько распространённых методов выбора поставщика (затратно-коэффициентный, доминирующих характеристик, категорий предпочтения), однако метод многокритериальных взвешенных оценок или рейтинговая оценка факторов можно считать одним из самых распространенных способов выбора. Вначале формируются главные критерии, на основании которых производится выбор поставщика, далее сотрудники отдела снабжения или привлеченные специалисты устанавливают их значимость [8, с. 35].

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритетности) [5, с. 42]:

– качество продукции;

– своевременность доставки (авторы предлагают составить рейтинг поставщиков на основании критериев соблюдения или несоблюдения ими сроков);

– цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у иных поставщиков);


– обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время обработки запросов о помощи, квалификация обслуживающего персонала);

– повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;

– техническая инженерная и производственная мощность;

– детальная оценка финансов и управления.

Итак, управление логистическими издержками должно предполагать постоянный контроль за структурой затрат с целью выявления резервов по их снижению и для разработки конкретных мероприятий. Оптимизация логистических затрат отдельных звеньев предприятия должна проводиться при условии, что она будет способствовать повышению эффективности логистического управления предприятием в целом при соблюдении условия достижения максимально высокого уровня от отдачи соответствующих ресурсов.


1.3 Особенности оптимизации логистических затрат на предприятии

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых «логистическими операциями». В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков.

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь «логистическими» операциями и применение критерия минимума «логистических» затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно – в качестве ограничений.

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента «логистической» оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат – валовые или средние – подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь – по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т.е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи.


В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т.д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям «узкого места» и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет.

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип «узкого места» не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока.

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли [9, с. 52].

Одним из эффективных средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а отношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

а) результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии