Файл: Понятие о науке и специфике научной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Билет 1 2

Билет 2 3

Билет 3 5

Билет 4. 7

Билет 5 10

Билет 6 11

Билет 7 13

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»: «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда»; «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования». 13

Билет 8 15

Билет 9 17

Билет 10 18

Билет 11. 20

Билет 12 21

Билет 13 24

Билет 14 25

Билет 15 27

Билет 16 31

Билет 17 33

Билет 18. 34

Билет 19. 35

Билет 20 38

Цели национального проекта РФ «Образование»: 38

Задачи национального проекта РФ «Образование»: 38

О проекте: 38

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»: 38



Билет 1


  1. Понятие о науке и специфике научной деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания. Известны три основные модели изображения процесса научного познания:

эмпиризм – научное познание начинается с фиксации эмпирических (практических) данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез;

теоретизм – исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении;

проблематизм исходный пункт – научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос.

Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей.

Следовательно, понятие «наука» тесно связана с понятием «теория», но эти понятия не идентичны они имеют свою природу и функции.

Теория – учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Любые теории обладают целым рядом функций. Функции теории: теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами; в
теории происходит разработка терминологии; теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории. Способность прогнозировать важное следствие теоретического построения.

Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.

Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.

Жизнь в науке – это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание идей.
2. Личность педагога и профессионально-педагогические качества.

Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.

Для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые исследователю.

В практической педагогической деятельности, особенно творческой, огромную роль играют такие интегративные личностные качества, как педагогическая интуиция, способность и готовность к импровизации, педагогический артистизм. Именно через них срабатывают на практике и знание теории (идей, законов, принципов, подходов и т. д.), и педагогические умения.


Кроме личностных качеств педагога, для его эффективной деятельности важное значения играют его профессионально-педагогические качества и способности, к ним относятся:

  • Дидактические способности (Способность передавать информацию детям, делая ее доступной; Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме;  Академические способности связаны с постоянной потребностью учителя в углублении и расширении своих знаний)

  • Организационно-коммуникативные способности (педагогический такт, организаторские способности учителя)

  • Личные способности (саморегуляция психических состояний, выдержка и самообладание)


Билет 2


  1. Роль и значение науки в эпоху информационного общества.

Информационное общество начинает формироваться в результате информационной революции, когда происходит радикальное изменение всех средств обработки, передачи и производства информации.

Общество является информационным, если:

1) общество всегда может получить любые информацию и знание, необходимые для их жизнедеятельности;

2) в обществе производится, функционирует и становится доступной современная информационная технология;

3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов; общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию;

4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер производства и управления;

5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

В информационном обществе огромное социальное и экономическое значение приобретает теоретическое знание. Наука как «всеобщее знание» становится основной производительной силой общества. Основным источником стоимости выступает уже не столько труд в процессе материального производства, а знание (в виде изобретения или организационного усовершенствования).

Наиболее ценным объектом потребления является информация. Человек создает все более сложную окружающую среду, перегруженную информацией, в которой он часто не может справиться с избытком информации. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточно для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления.

В связи с наступлением «информационного века» основной задачей становится максимально ускорить и упростить процесс передачи информации между людьми и повысить ее восприятие. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно более ускорить процесс обработки информационного потока. Происходит сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры.


Один из принципиальных парадоксов «информационного общества» – манипулирование личностью с помощью частичной информации. Как это не парадоксально, чем более информационно насыщенной оказывается цивилизация, тем человек более манипулируем теми, кто обладает, кодирует, передает информацию. Поэтому тот, кто владеет информацией, начинает владеть миром. Информационное общество в определенном отношении – опасное общество. Оно представляет опасность для свободы человека, его внутреннего мира.

2. Методические требования к оформлению результатов психолого-педагогического исследования. Апробация результатов психолого-педагогического исследования в практике.

Результаты психолого-педагогического исследования могут обнародованы в различной форме, однако ведущую роль играет старый традиционный способ: литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, статей, книг).Такое оформление результатов имеет свои методические требования: Когда исследователь начинает писать заключительное сочинение (доклад, статью, отчет, диссертацию и т. п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения.

В изложении же нередко предпочтительнее начинать с фундамента, с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т.д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета