Файл: Понятие о науке и специфике научной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методологический аппарат исследования помещается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность выбранной темы, как сформулирована проблема, объект и предмет исследования, какие задачи оно решило, как убедительно сформулирована новизна и значимость полученных результатов, что конкретно выносится на защиту и т.д., т.е. такой аппарат состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности ее автора. Таким образом, все это дает основание сделать вывод, что методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов исследования, которому следует уделять особо серьезное внимание.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в аспекте выбранного направления научных изысканий. Это также то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике.

На основании выявленного противоречия формируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое), с которой исследователь имеет дело. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы. После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней


На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования – научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования.

После формулирования объекта, предмета и цели строится гипотеза, которая направлена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого. В своем развитии гипотеза проходит три стадии: 1. Накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения. 2. Формирование гипотезы - выведение следствий из сделанного предположения. 3. Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов такой проверки.

Сформулированная цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы исследователя.

Любое исследование предполагает раскрытие его методологических основ и используемых методов. Под методологическими основами исследования обычно понимают те концепции и теории, которые легли в его основу.

В разделе «Теоретическая значимость» определяется значение теоретических аспектов проблемы исследования. Раздел «Практическая значимость» проявляется в публикациях основных результатов исследования в научной печати, в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебно-воспитательном процессе учреждений разного типа и т.д. Для уточнения методологического аппарата проведенного исследования в процессе написания введения полезен методический прием, который предлагает профессор А.М. Новиков: Необходимо взять большой лист бумаги и разбить его на столбцы. В каждом столбце напечатать или наклеить: тему исследования, готовый текст каждого раздела «аппарата», отдельным столбцом – названия глав и параграфов, и отдельно столбец – «выводы исследования» (когда они уже сформулированы) и тщательно сопоставить эти формулировки.



Билет 15


1 Основные методологические подходы, используемые в психолого-педагогических исследованиях

Основными методологическими подходами, используемыми в психолого-педагогических исследованиях являются: антропологический, личностный, личностно-ориентированный, деятельностный, полисубъектный, акмеологический, аксиологический, культурологический, сущностный, феноменологический, синергетический, исторический, логический, цивилизационный, формационный.

Антропологический подход, основоположником которого является К. Д. Ушинский, предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Антропологический подход предполагает синтез результатов человековедческих наук, форм общественного сознания, культуры в целом в интересах развития, воспитания и социализации человека. Этот синтез осуществляется опосредованно, путем обращения к философской антропологии как учению уже освоившему, обобщившему, осмыслившему эти результаты и представившему их в форме сущностных характеристик человеческого бытия.

Личностный подход (Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Л. Селиванова и др.) предполагает при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентацию на личность как цель, объект, субъект, результат и показатель его эффективности. Этот подход предполагает признание уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его социальных прав и свобод, опору в процессе его развития, воспитания и социализации на знание закономерностей и естественный процесс саморазвития.

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) предполагает ориентацию на процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Основные понятия личностно-ориентированного подхода: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, педагогическая поддержка. Этот подход предполагает широкое использование методов диагностики и самодиагностики.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.И. Слободчиков) предполагает выделение деятельности как средства становления и развития субъектности ребенка.


Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, Г. Олпорт, В.Н. Максимова и др.) предполагает выявление закономерностей достижения вершин в целостном развитии человека на каждом возрастном этапе и в различных сферах его жизнедеятельности. Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что наступление зрелости человека как индивида (физической), личности (гражданской), субъекта познания (умственной) и труда (трудоспособной) во времени не совпадает и подобная интерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Б.Г. Ананьев ввел понятие «глобальная зрелость», которое приложимо и к развитию человека в целом, и к его рубежным этапам взросления, и к достижению расцвета жизнедеятельности. В такой интерпретации зрелость предстает как интегральная характеристика развития всех жизненных сил человека на определенном этапе его взросления или взрослости как гармоническое сочетание природных, личностных и субъективных показателей целостного развития человека.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, Г.Б. Корнетов, В.И. Беляев, Н.П. Юдина и др.). Цивилизационный подход рассматривает совокупность всех форм жизнедеятельности в их историческом развитии и преемственности. Основу цивилизационного подхода составляют представления о социокультурной и антропологической обусловленности педагогического процесса. При этом системообразующим элементом выступает антропологический принцип.

Аксиологический подход (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов, М.С. Бургин, В.И. Кузнецов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.) предполагает взаимосвязь приоритетных ценностей образования с национальными ценностями духовной и материальной культуры данной страны в конкретно-исторический период времени, что, в свою очередь, обусловливает синхронное «извлечение информации из исторического источника» и ее интерпретацию (взаимосвязанные процессы).

Культурологический подход (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин, Э.С. Маркарян, В.Д. Семенов и др.) определяет рассмотрение культуры как специфического способа человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, культура, в свою очередь, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, его ценностных особенностей и результатов.

Синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, Н.П. Белоусов, Е.Н. Князева, В.И. Загвязинский и др.) предполагает понимание развития открытых нелинейных систем. Применение синергетического подхода в психолого-педагогических исследованиях определяет понимание того, что педагогической системе нельзя навязывать способ развития, но можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, рассчитывая не столько на кибернетический (управленческий), сколько на синергетический (самоуправляемый процесс), на несильные, но совпадающие с возможным вариантом воздействия (резонансные).


Полисубъектный (диалогический) подход (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова) определяется тем, что сущность человека значительно богаче, разнообразнее и сложнее, чем его деятельность. Этот подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Основополагающим является то, что активность личности, ее потребность в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно, а в условиях взаимоотношений с другими людьми по принципу диалога.

Сущностный подход (А.В. Коржуев, В.И. Загвязинский и др.) ориентирует на внутренние, глубинные особенности и связи изучаемых объектов, явлений и их компонентов, а также на различные связи между описывающими их законами, понятиями и категориями. Этот подход предполагает опору на факты, выявление причинно-следственных связей, выявление закономерностей, обращение к истории вопроса и предвидение того, какие формы работы следует использовать в дальнейшем, какие условия для этого необходимы, каких результатов следует ожидать.

Феноменологический подход (Э. Гуссерль, М. Шеллер, А. Шюц, А.В. Коржуев и др.) в психолого-педагогических исследованиях взаимосвязан с сущностным. Феноменологический подход выделяет анализ сознания как единственный путь к смыслам. При этом сознание интенциально (направлено на познаваемый объект, какой бы природы он не был) и конституируется как синтетическое многообразие переживаний с присущими ему инвариантами, постигаемыми в процессе интеллектуальной интуиции.

Исторический подход (З.И. Равкин, В.И. Загвязинский и др.) предусматривает изучение конкретно-исторического генезиса объекта, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта. В исследовании преобладают конкретные исторические факты.

Исторический подход, как правило, в психолого-педагогических исследованиях дополняется логическим подходом, предполагающим рассмотрение каждого педагогического явления, процесса на той стадии его развития, которой оно достигло к настоящему времени.

Формационный подход, разработанный К. Марксом, предполагает выделение в сложной сети общественных отношений ведущие – экономические, закрепляющие основные структуры общения социальных групп. Социальные закономерности, характеризующие необходимые, существенные и повторяющиеся причинные зависимости между способом производства и духовной жизнью общества, выступают как определенные тенденции общественного развития