Файл: Понятие о науке и специфике научной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По значимости гипотезы научного исследования делятся на основные и дополнительные.

В науке различают теоретические и эмпирические гипотезы. Первые входят в структуру теории в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов, выступая таким образом инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте).

Эмпирические гипотезы формулируются как предположения, подлежащие экспериментальной проверке. Можно выделить три типа эмпирических гипотез по их происхождению:

1. теоретически обоснованные гипотезы - основаны на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей; служат для проверки этих следствий;

2. научные экспериментальные гипотезы - выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу “все подходит”, “а почему бы и не так?”;

3. эмпирические гипотезы, выдвигаемые безотносительно какой-либо модели, теории, формулируемые для данного случая; после экспериментальной проверки гипотеза превращается в факт для данного случая.

Основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы, то есть они сформулированы в терминах определенной экспериментальной процедуры, и всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы:

А) о наличии явления, факта (существует или не существует тот или феномен);

В) о наличии связи, корреляции между явлениями (выявляется зависимость одного явления от другого),

С) о наличии причинной связи между явлениями.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают гипотезы типа В.

Различают научные и статистические гипотезы. Научные формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводится к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия, Н
1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, исследователь ищет различия закономерности, порядок в виде отклонения от случайности. Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй - о принятии гипотезы Н0 - об отсутствии различий. (Гласс, Стенли)

Таким образом, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров, то есть она необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Статистическая гипотеза, как правило, предназначена для опровержения основной (экспериментальной) гипотезы. Таким образом, экспериментальная гипотеза первична, статистическая вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, становятся компонентами теоретического знания о реальности: фактами, закономерностями, законами.

Процесс выдвижения и подтверждения (опровержения) гипотез представляет собой основной и наиболее творческий этап исследовательской деятельности; их количество и качество свидетельствуют о креативности (общей творческой способности) исследователя.

Основные требования к построению гипотезы педагогического исследования.

Педагогические гипотезы могут носить теоретический и практический характер. Теоретические предположения нацелены на проверку действия определенных принципов и теорий, которые были выдвинуты ранее, но работают до сих пор. Проверка идеи подразумевает определение эффективности использования теоретических положений. Практическая идея призвана определить действие конкретных методик, приемов. Для этого важно провести эксперимент и оценить влияние конкретных приемов, инструментов на объект исследования, определить их эффективность на текущий момент.

Требование логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований.

Требование логической непротиворечивости -гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам, в-третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.


Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные.

Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других явлений.

Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.

Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена



Билет 13


1. Объект и предмет методологии психолого-педагогической науки

Объект и предмет служат показателем качества осуществления научного исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Объект исследования в педагогике и психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т. д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и др. Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.

2. 18. Система задач психолого-педагогического исследования.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное(обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом».


Таким образом, процедура целеполагания и определения порядка реализации целей достаточно сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные области знания, учета специфики каждого исследования.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5—6. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

Чаще всего первая из основных групп задач — историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; третья — практически-преобразовательная — с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций. Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.

Билет 14


1. 14. Уровни методологии психолого-педагогического исследования

Уровни методологии представляют сложную соподчиненную систему:

• философский уровень является высшим уровнем и выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности;

• общенаучный уровень включает методологические подходы применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогических;

• конкретно-научный уровень предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине;

• технологический уровень отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
2. Методологический аппарат психолого-педагогического исследования.