Файл: Обратите внимание на слайд 2 презентации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, управление общественными отношениями следует рассматривать в аспекте изучения public relations или связей с общественностью.

Появилось государство, стали развиваться связи с общественностью, да они носили иной характер, назывались по-другому, но общие цели и посыл остался неизменным. Вот и Аристотель до нашей эры утверждал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности (это из трактата «Риторика»).

Паблик рилейшнз (ПР) или связи с общественностью становятся все более значимой сферой деятельности как в России, так и во всем мире. Процесс создания отделений по связям с общественностью в отечественных государственных структурах, компаниях и организациях активно начался с начала 1990-х годов, что в первую очередь объясняется самим ходом развития российского общества в направлении формирования институтов рыночной экономики и политической демократии. Кроме того, постепенное вхождение России в пространство современных мировых информационных коммуникаций ставит перед отечественными властными структурами и предприятиями задачу выработки механизмов эффективного управления как собственным информационным полем, так и коммуникацией со своими партнерами.

Многие смешивают понятие PR и пропаганда, и остаются не правы. Если пропаганда – это распространение фактов, аргументов, сведений, нередко искаженных и далеких от реальности с целью как-то изменить и воздействовать (агрессивно) на общественное мнение, сознание. При этом, что же такое public relations?

Единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая «Public Relations», не существует. В качестве примера, я предлагаю Вам ознакомиться со следующими подходами, обратите внимание на слайд № 2 презентации. Таким образом, основываясь на этих подходах, можно выделить как минимум одну связующую черту – связи с общественностью – одна из функций управления, иными словами – менеджмента. Поскольку блок лекций по управлению общественными отношениями у нас встроен в программу курса «Государственное и муниципальное управление», связи с общественностью мы будем рассматривать с точки зрения взаимодействия не просто какой-то частной организации, а с точки зрения взаимодействия государства и общества или его сегментов.

Таким образом, PR в политике – это установление благоприятных отношений с обществом, тогда как пропаганда – это форматирование общественного сознания, создание нужной точки зрения путем различных технологий и информационной блокады.


Практически из всех имеющихся подходов вытекает то, что именно коммуникация является предметом дисциплины ПР и лежит в основе, является фундаментом связей с общественностью, поскольку установление и ведение необходимых внешних и внутренних коммуникаций органов государственного управления (и организаций всех форм собственности) имеет стратегическую значимость для достижения поставленных организационных целей. Чуть позже более подробно разберем пример коммуникации государства и общества.

А на данном этапе рассмотрим само понятие «коммуникация».

Коммуникация в своей первой греческой форме (koinonia) и латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Слово communication означало общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражало саму суть понятия общества. То есть мы видим, как четко прослеживается взаимосвязь коммуникации и общества, которые дополняя друг друга, принимают форму единого целого, уже с древних времен. Сейчас, понятие «коммуникация» более формализовано.

Обратите внимание на слайд № 3 презентации. Мне наиболее близко определение, которое дал А. Я. Кибанов, а именно, «коммуникация» – это «многоплановый процесс развития контактов между людьми (или в нашем случае между организацией или государством и обществом), порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности», поскольку одно без другого существовать и развиваться не может. При этом, например, другой автор – Г. М. Андреева, определяет коммуникацию, как процесс обмена информацией, что тоже верно, но с точки зрения методологического объяснения является неполным и в большей степени может рассматриваться как элемент такого процесса, как общение, в котором коммуникация является одной из трех взаимосвязанных сторон.

И первый, и второй подходы могут приниматься как за истину в последней инстанции, при этом, нужно понимать, что, говоря о коммуникации в более широком смысле, мы должны осознавать, что лишь учитывая сущность обоих определений данного понятия, можно сформировать более глубокое представление о том, что же такое коммуникация.

Теперь, исходя из того, что мы с вами обсудили, гораздо проще выделить, кто же является субъектом и объектом PR.

Субъектом PR может быть и личность – любой пресс-секретарь, специально созданные службы и организации по связям с общественностью,
также группы людей, которые имеют определенные профессиональные навыки в области выстраивания имиджа, работы со СМИ, в области распространения информации.

Субъект всегда стремится доказать, убедить сегмент общественности или общество в целом в эффективности, полезности для них функционирования этого учреждения, организации, в необходимости, полезности и эффективности принимаемых ими решений.

Существенное замечание заключается в том, что Объект может становиться Субъектом и наоборот. Объект выбирается в зависимости от целей, которые преследует субъект.

Объектами связи с общественностью могут быть органы власти, СМИ и политические организации, но только механизм работы будет отличаться.

Считается, что общей целью является установление равноправного двухстороннего общения, чтобы выявить интересы всех участников и достигнуть взаимопонимания между ними. Так ли это происходит в действительности? На практике все далеко не так легко и позитивно, очень часто, ущемляя интересы одних групп, достигаются взаимоустойчивые и эффективные взаимоотношения с другими и вот это уже больше похоже на правду. Плохо это или хорошо, однозначного ответа здесь нет и угодить всем и каждому – задача трудно реализуемая, а чаще всего, совершенно невыполнима, поскольку для достижения общего благоприятного климата в обществе недостаточно быть лояльно настроенным на удовлетворение всех интересов различных сегментов, ведь мы с вами знаем, что на принятие решений, будь то введение новых законов, установление налоговых ставок или преференций, оптимизация, реорганизация целых направлений экономики влияют огромное количество качественных и количественных факторов, которые, в большинстве своем непонятны и недоступны для широкой аудитории населения. И вот здесь, на плечи органов по связям с общественностью ложится огромная ответственность и работа по созданию или же вообще удержанию адекватного климата в обществе.

Население практически во всех сферах жизнедеятельности выступает потребителем и даже во взаимоотношении человек-государство, мы всегда получаем и опираемся на конечный результат принятия решений, которые спускаются на нас органами власти. То есть мы выступаем в качестве конечного потребителя идейного, законодательного, управленческого, системного, организационного продукта госуправления. На основе принятия решений органами власти в той или иной сфере жизнедеятельности, общество формирует свое общественное мнение на тот результат, который нам выдает орган власти или государство в целом и это тоже наш с вами конечный продукт – общественное мнение.


На данном этапе взаимодействие государство-общество не заканчивается. В зависимости от конечно сформированного общественного мнения, органы гос. управления проводят его исследования, дают определенную оценку и здесь уже не только качеству этого мнения, но также дают оценку результату своих действий и принятых решений, как они отразились на развитии общества, положительно или негативно они на него повлияли. Исходя из такого анализа, можно выстраивать некую стратегию развития и дальнейшей деятельности органа власти, намечать вектор взаимодействия с обществом и т.д.

Обратите внимание на слайд № 4.

В числе задач связей с общественностью выделяют:

1. формирование образа учреждений, организаций, людей путем обеспечения коммуникаций по всем возможным каналам с социальной средой организаций.

2. деятельность органов государственной власти = эффективное социально-экономическое развитие территории

3. расширение влияния в обществе и в отдельных сферах.

4. формирование круга друзей организации среди известных политиков, ученых и т.д. При Губернаторе Забайкальского края, региональных министерствах организованы различные советы, членами которых являются, например, представители общественных организаций и бизнеса.

5. НЕ менее важной задачей является формирование благоприятного лояльного, вовлеченного трудового коллектива гос органов. Ведь действительно очень важно, чтобы люди, которые занимаются развитием региона, которые участвуют в проработке и принятии решений на разных уровнях власти, начиная от новеньких специалистов, заканчивая начальниками отделов и министрами понимали высокую ценность своего труда и ценность труда своих коллег, подчиненных. Не важно, занимаетесь ли вы сбором и актуализацией показателей социально-экономического развития края, согласованием расписания министра или же организацией круглых столов, ваша работа должна быть максимально взаимосвязана, и вы должны понимать, что выпади хоть кто-то из этой цепочки, система начинает рушиться, отсюда идет ухудшение общего качества работы гос. органа, а отсюда, как следствие, принятие неэффективных решений и потеря лояльности населения к вашей работе и к органам власти в целом.

6. имидж власти. Подробно вы должны были разбирать это, по-моему, на Этике. Однако давайте вспомним, что, например, гос. и муниц. служащий не может публично выражать свою личную точку зрения, если она не совпадает с точкой зрения государства, органа власти и т.д. Насколько вы согласны или не согласны с этим утверждением?


С практической точки зрения к числу основных задач относятся все 6 вышеуказанных.

Сущность PR наиболее полно проявляется при сравнении ее с другими видами коммуникаций, которые осуществляются для поддержания отношений с внешней средой.

Ну, например, действительно, PR деятельность имеет сходства с рекламой, с деятельностью агентств по проведению социологических исследований, направленных на изучение социальных тенденций, анализ прогнозируемых возможных последствий, анализ общественного мнения, с психологией, гос и муниципальным управлением, с правом и т.д. Это значит, что изучение данного направления носит междисциплинарный характер.

Деятельность в системе связей с общественностью опирается на принципы. Эти принципы были сформулированы в 70-е гг. 20 века в рамках англо-саксонской школы развития PR.

1. PR имеет дело с реальной действительностью, с фактами, поэтому основой их успешной политики является выполнение программ, главной целью которых является удовлетворение общественных потребностей.

2. PR – это профессия, ориентированная на такое оказание услуг, где основное значение должны иметь интересы общественности.

3. Так как специалисты по связям с общественностью должны обращаться к общественности и искать у нее поддержки программы политики организации, то главным критерием выбора программ должен быть общественный интерес, причем настолько, что в отделе по связям с общественностью должны быть такие кадры, которые не побоятся сказать «НЕТ» руководителю органа власти, будет то министр или сам губернатор.

4. Учитывается, что специалист по связям с общественностью обращается к различным группам через СМИ и не должен вводить население и руководство СМИ в заблуждение. То есть работа со средствами массовой коммуникации должна быть четко структурирована и правдива. Однако на сегодня этот инструмент формирования общественного мнения, на мой взгляд, сильно искажен теми рамками, в которые зачастую СМИ загоняются для недопущения распространения свидетельств неэффективной работы отдельных учреждений и организаций и наоборот.

5. Находясь между организацией и окружающей общественностью, эти специалисты в области PR должны быть эффективными и передавать всю известную им информацию в обоих направлениях пока не будет достигнуто взаимопонимание.