Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
361
удостоился лицезрения Вечности. Этот принцип является краеугольным камнем всей
системы законов кармы. Все конкретное, частное, все определенное, недвижное, все
внешнее и самая форма, все это падает в Лету, все это смертно, и человек из одного
воплощения в другое не уносит об этом и тени воспоминания. Он укреплял свою личность
иллюзией, он форму принял за сущность, в искании тени он прошел мимо света, а потому
тьма и будет его уделом. Лишь если дух его пламенел, если он рвался в высь светозарную
Вечности, если он жаждал Истины Необусловленной, если душа его купалась в лучах
духовного тепла — любви несказуемой, если его личность была ничто в его собственных
глазах — ему воистину суждено взойти в Заветную Область Света во всеоружии бессмертия,
во всесовершенстве духовной любви, коей имя есть гармония разума и разум гармонии.
При истечении мировой Кальпы, Дня Брахмы, при разрушении части вселенной и
результирующем утверждении частичного Логоса — аспекта Вселенского Духа, подводится
как бы конечный итог, делается конечная оценка всего бытия данного семейства Атманов
(в традиции: «группы душ»). Каждый из них предстает пред Лицом Абсолютного
Правосудия, Которому он должен дать отчет о своих деяниях, доказать, что он выполнил
возложенную на него задачу. Все религии мира равно гласят об этом великом и грозном
миге, как конечном Страшном Суде. Безмерно счастье тех, кто нашел себя, познал цель
свою, убедился в тленности круговорота явлений и форм и средь тьмы иллюзии
приобщился духом своим к непреложности Безначального Бытия, царствующего повсюду,
но скрытого от слепцов в волнах майи. Гордые сознанием исполненного великого дела, они
спокойно приходят к подножию Бесконечного Безымянного, их сердце исполняется
безбрежностью абсолютной свободы, гармонией Всемирного Разума, счастьем бездонным
совершенного самосознания... Но грозен воистину беспредельно этот миг для отставших!
Громовым ударом пробуждаются они от сонливости сумрачной, помимо воли их, с их глаз
спадает пелена и сердце сжимается судорогой отчаяния и безнадежности, ибо здесь
наступает конец всем самообманам, они постигают чем они могли и должны были стать и
что потеряли они по своей слепоте! Не познав вечности своего духа, они потеряли
вложенную в них возможность бессмертия; они сами сочли себя за тень преходящую, а
потому потеряли право на жизнь — и грозна их доля!
«Люди, которые пребывали при жизни в Божественной Сущности (т. е. жили духовным
непреходящим), не изменяются, ибо когда душа расстается с телом, она остается в
Божественной Сущности, поскольку она познавала и любила Бога, а после Страшного
Суда, когда уничтожатся все вещи, сущность души соединится с сущностью тела в
Сущности Божественной».
Мейстер Экхарт.
1
«Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что
имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
Евангелие от Матфея, 25:29-30.
«Тот, кто разрушает свое «Я», попадает после смерти в сферу, называемую Asurya
(лишенную солнца), погруженную в глубокий мрак».
Иша упанишада.
«Это погибшие души, о друг! Те — кто, не сумев понять свободу свою, направили ее во
вред себе; они не познали себя, не познали цели своей, не познали и своего призвания; они
зарыли дары, данные им, в песок, они суетились в праздном смятении, ища во вне себя, они
ловили туман и не видели скал гранитных. О Лану! Это те, кто забыли себя, кто потеряли
Бога в себе, и знай: — они смертны, ничто не может спасти их, ибо время шло — они не
двигались, был зов — они его не слышали, был свет — они не узрели его, был вопль
гибнущих в смятении своем — они прошли мимо него, глаза их были закрыты, когда жизнь
текла около них, они были мертвы здесь, и только смерть одну они обрящут там!»
1
Проповеди и рассуждения, стр. XXX.
362
Из летописи мира.
«Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не
приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более
принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во
Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и
вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот
приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они
сгорают».
Евангелие от Иоанна, 15:1-6.
Перейдем теперь к исследованию тех процессов, которые происходят в существе
человека при конце манвантары. Полное самосознание человека в Мире Бытия есть его
проявленная индивидуальность; она создается опытом и в каждый данный момент
результирующим образом представляет всю сумму успехов человека на пути эволюции и
является характеристикой того, насколько выявлена сознательность в Божественной Душе.
Когда наступает период пралайи для данной части вселенной, Атман человека как бы
вбирает в себя обратно свой луч. В этом движении своем, переходя из плана в план, он
отождествляет проекции высшего в низшее с их источниками и, в конце концов, уничтожая
протяжение по порядку планов, все выявленное целостное существо человека совмещает в
плоскости сознания Божественной Души. Таким образом, здесь происходит процесс
обратный тому, какой был при выявлении Атманом существа человека Бытия. Когда по
какой-либо причине это существо оказывается не в силах выполнить целиком
предназначенную ему работу и задерживается на некоторой промежуточной точке пути
эволюции, то при обратном поглощении Атманом совокупности эманированных во вне его
единичных потенций, эта последняя в самом существе своем как бы разделяется на две
части; одна, составленная из утвержденных элементов, становится разумным единичным
фактором в Целом, другая — должна в течение следующей кальпы сызнова начинать свою
работу для окончания своей миссии. При этом она воспринимает выработанные ранее
частичные обобщения как тональности новой индивидуальности; бывшая раньше свобода
Атмана как бы стесняется этими гранями; его роль в мироздании ограничивается и
становится более частной.
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 61
§ 5. Об искусственных путях и частных целях. Магия и
колдовство
Мысль, что цель оправдывает средства, глубоко ошибочна и противоположна истине.
Строго говоря, у человека, стремящегося к Истине, цели нет, есть только путь к чему-то
высокому, прекрасному и возвышенному, но это нечто выходит из пределов нашего
сознания. Во всяком Посвящении человек следует принципу закона иллюзии; он ставит
себе некоторую определенную цель, но эта цель не является никогда чем-то определенным и
неподвижно законченным. Частная цель — это лишь намечаемая на будущее точка, через
которую должна пройти со временем траектория эволютивного движения человека;
задаваясь такой целью, человек лишь намечает желаемое для него направление эволюции,
а потому она и является лишь частным ее этапом. Когда человек совершает какой-либо
поступок, то главную ценность и значение для него имеет не результат, им достигнутый, а
то побуждение, которое у него было, и тот характер, который имела эмоция, побудившая его
к действию. Достижение чего-либо имеет совершенно второстепенное значение, важны
лишь те усилия и те стремления, какие были положены человеком Результат есть только
363
автоматическое следствие; ценен лишь тот путь, каким человек до него дошел.
1
В частном
случае предписываемые неофиту требования относительно побеждения страстей и имеют
своей главной целью вовсе не уничтожение каких-либо чувств или эмоций, но умение ими
владеть чрез торжество высшей стороны над низшей. Цель его работы в этом направлении
и состоит в том, чтобы постепенным трудом перерабатывать одну страсть за другой,
опираясь на остальные, более возвышенные, а потому и более ценные. Вполне понятно
поэтому, что если человек вырвет какую-либо страсть из своего существа каким-нибудь
искусственным способом, он тем самым лишает себя возможности обладать в будущем ее
высшим аналогом.
Эволюция человека совершается за счет возможностей, вложенных в его
индивидуальную монаду. Эволютивное движение человека является естественным лишь
когда оно совершается силой его собственного духа. Наоборот, когда человек ищет силу на
стороне, он уклоняется от своего естественного пути. Отсюда вовсе не вытекает, что человек
должен отрешиться раз навсегда от внешнего мира, а является лишь признанием того, что
он никогда не должен переоценивать его значения. Замкнувшись в себе, человек лишился
бы опыта, лишился бы побудительных толчков, лишился бы и опоры снизу, но, с другой
стороны, все почерпнутое извне никогда не должно быть принимаемо без того, чтобы
человек в дальнейшем с помощью своего разума не определил как его истинности и
ценности, так и его места, причинного и последовательного в цепи других подобных же
восприятий. Таким образом, генезисом искусственности в эволюции человека является
переоценка им значения вне его лежащих факторов и восприятие их без должного анализа.
Грань, отделяющая искусственные способы от естественных, чрезвычайно нежна, но, тем не
менее, она есть, и в каждом отдельном случае человек всегда имеет возможность ее ясно
сознать. Один и тот же прием, один и тот же метод может быть и искусственным и
естественным в зависимости от того, каков человек, им пользующейся, и каковы его
побуждения. Так всякий пентакль, идея, мысль и положение могут быть воспринимаемы
человеком как в виде реальной и ясно сознаваемой ценности, так и в виде традиционного
повеления. Как математика путем введения буквенного обозначения количеств открывает
возможность изучать общие проблемы, так и всякий символ имеет силу и значение лишь
постольку, поскольку он облегчает познание человеком недоступного пониманию без
предварительной классификации.
На физическом плане искусственные способы доходят до максимума уродливости. На
первом месте среди них являются средства, дающие возможность механическим путем не
только получать сверхфизические восприятия, но и добиться выделения астрала. Сюда
относятся все наркотики, как, например: белладонна, гашиш, опий и т. д. Человек,
лишенный развитой сознательной воли и в то же время позитивно знающий о
существовании тех или иных веществ, искусственно дающих возможность человеку
воспринимать то, чего в обыденном состоянии он обрести не может, носит в традиции
наименование колдуна. Колдовство вовсе не является ступенью Посвящения, оно есть лишь
уродливое отклонение от естественного пути. Всякая магическая операция есть результат
автоматического действия сил, вызванных к жизни по предначертанным с самого начала
возможностям. На физическом плане имеются аналоги всех явлений высших планов
космоса, имеются также и проводники, конденсаторы и катализаторы всех высших сил.
Поэтому, в сущности говоря, каждую отдельную операцию Мага может повторить вполне
обыденный человек должным подбором физических факторов, который создаст то же самое
магнетическое поле, того же направления и силы, а потому и совершит то же самое
действие, как и у самого Мага. Одним словом, в данном случае происходит то же явление,
которое наблюдается в обыденной жизни, когда фельдшер или техник в своей узкой
специальности совершают работу не хуже, а подчас и лучше врача или инженера. Из
изложенного становится ясным коренное различие между Магом и колдуном.
1
Эта идея подробно разработана в соч.: Свами Вивекананда. Карма-йога. СПб., 1914.
364
Маг — это бесконечно высоко, по сравнению с нами, стоящий человек, обладающий не
только громадными знаниями по всем отраслям наук, но и, что самое главное,
приобщившийся к Общемировому Синтезу. Для него мир — единая целостная картина, а
все его проявления суть ее отдельные составные части, идущие последовательно в
причинном порядке. Когда Маг желает в данный момент представить своему умственному
взору какую-нибудь дифференцированную деталь, он легко и свободно a priori выводит все ее
свойства, качества, силы и взаимоотношения со всеми другими, исходя из Общемирового
Синтеза. Не зная вовсе какой-нибудь отрасли знания, он в течение самого краткого времени
из Синтетического Учения может выявить ее место в Абсолюте, а затем, зная умственное
состояние человечества в данный момент, спроектировать этот аспект Абсолюта на
относительную плоскость человеческого развития и тем самостоятельно воссоздать все
человеческие знания в этой области. Таким образом, скрупулезному, мешкотному труду в
работе истинного Адепта Науки Царственной места нет; своим орлиным взором он сразу
охватывает все, и таким путем Маг заключает в себе все знания и качества всех ученых.
Обладая совершенной памятью, т. е. способностью в классифицированном виде
удерживать все свои восприятия в так называемой «подсознательной стороне» и затем по
мере надобности извлекать из этого архива легко и свободно то, что ему потребно в данный
момент, Маг и является тем человеком, которому воистину присуще имя ученого мудреца.
«Маг есть воистину то, что еврейские каббалисты именуют микрокосмом, т. е. творцом
малого мира».
Элифас Леви.
1
«Слово «Маг» обозначает одинаково «великий» и «могущественный». «Магия» —
значит «Великое Ведение», «Наука природы».
Фабр д’Оливе.
2
«Магия обнимает собой глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей
природы. Она учит нас, в чем вещи различаются одна от другой и в чем они согласуются.
Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду
связывает низшее с силой высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук,
высокая и священная философия, венец благороднейшей философии. Как всякая истинная
философия, она разделяется на физику, математику и теологию. Физика учит нас о природе
вещей, существующих в мире, об их причинах, действиях, времени и месте, об явлениях,
совокупности и частях. Математика учит нас познавать природу в трех протяжениях и
наблюдать движение небесных тел. Наконец, теология учит нас, что такое Бог, душа,
разумные существа; ангелы, демоны и религия. Она учит нас, какие есть священные
установления, обряды и таинства. Наконец, она учит о вере и чудесах, о силе слов и знаков,
о священных операциях и таинствах печатей. Магия соединяет в одно целое эти три науки и
дополняет их, почему она по праву с древнейших времен называется высочайшей и
священнейшей из наук. Если кто хочет заниматься этой наукой, будучи неопытен в физике,
неискусен в математике и несведущ в теологии, то он не поймет смысла магии, ибо магия
сама не выводит ничего и нет такого действительного магического произведения, которое
бы не находилось в связи с названными тремя науками».
Корнелий Агриппа.
3
Колдун — это человек, обладающий большими, способностями, твердой волей,
решительностью, настойчивостью, уверенностью в себе, переходящей в дерзновение, но
лишенный, вместе с тем, общего синтетического мышления.
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 110.
2
Fabre d’Olivet. Histoire Philosophique du Genre Humain. Paris, 1910, Bibiiothéque Chacornac, т. I, стр. 307—
308. См. также выше стр. 8 иаст. труда, примечание.
3
Cornellius Agrippa. De occulta philosophia. Кёльн, 1533, in—8°.
365
«Маг располагает силой, которую он знает, колдун старается приноровиться к тому,
чего он не знает. Дьявол, если только возможно в научной книге употреблять это слово
фальшивое и вульгарное, — отдается Магу, а колдун отдается дьяволу».
Элифас Леви.
1
Лишенный способности синтетически мыслить, колдун, тем самым, лишен раз навсегда
возможности идти от общего к частному. В каждом отдельном случае, при встрече с
какой-либо проблемой или задачей, вместо ясного и полного дедуктивного взгляда Мага,
колдун должен противопоставить кропотливое и мешкотное изучение частностей и на
основании только этой своей работы восприять данную проблему или решить задачу.
Аркан XIX
I. Традиционные наименования:
Veritas facunda, Virtus humana; Aurum philosophalum, Vocatio; Sol; Lux resplendens;
Солнце.
II. Буква еврейского алфавита:
ק (Коф).
III. Числовое обозначение:
Сто.
IV. Символическое начертание:
Под ослепительно яркими лучами полуденного солнца резвятся на песке мальчик и девочка, взявши друг
друга за руки; они совершенно обнажены, а их веселый, беззаботный смех громко звучит далеко кругом. Возле
них видна старая кирпичная стена, местами полу-развалившаяся, местами занесенная песком выше верха. За
стеной начинается берег голубого моря, спокойного, ясного. Прозрачные волны раскрывают свою тайну; в
изумрудной глуби виден коралловый лес, между ветками которого пробираются свежие струйки, тревожа
множество разноцветных раковин. На ясном небе вдали виден парус остроконечной формы; на светло-
оранжеёом фоне его под светлыми лучами солнца ясно вырисовываются разноцветные пятна, начиная со
светло-желтых, кончая кроваво-красными.
§ 1. О Сознании Космическом
«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Евангелие от Иоанна, 4:24.
«Внимай словам даже младенцев и извлекай из них истину, говорящую твоему сердцу.
Отбрасывай все, что не воспринимается твоим сердцем, как истина, как бы высоко ни
стоял авторитет говорящего, даже если бы он был Самим Рожденным из лотоса Создателем
— Брахмой».
Йогавасишта.
Аркан XVIII представляет собой учение о земном человеке, о пути его жизни на земле, о
ее страдности и об ограниченности ее возможностей и ресурсов; он обрисовывает жизнь
человека, поскольку теснится она рамками судьбы, и довершает картину Аркана VIII,
являющегося источником всех учений о подчиненности относительной воли высшим
силам. Аркан XIX учит о том, как под мощью сознания духа та же самая узкая стезя жизни
претворяется в триумфальное шествие к Высшей Цели. Арканы VII, VIII и IX Священной
Книги Тота представляют собою учение о человеке par excellence. Аркан VII есть учение о
его высшем духовном центре, Аркан VIII учит о безличной природе как среде, в которой
человек живет, Аркан IX представляет собой учение о человеческой жизни как следствии
Йода и Хе этого тернера — воли и среды. Арканы XVII, XVIII и XIX представляют собой
подобие этого высшего Тернера, и они изображают его в том виде, в каком он
проектируется в мир земли. Аркан XVII есть учение об интуиции как связи с высшим «Я»
— с Атманом; он представляет собой учение о сокровеннейшей сущности человека земли,
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 107.