Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. О доктрине Аркана XX
Аркан XX заканчивает собой цикл вторых Арканов Священной Книги Тота. Подобно
Аркану X для первого цикла, Аркан XX является их конечным Принципом,
резюмирующим их в одно целое. Аркан X провозглашает доктрину о Великом Вечном
Мгновении, как динамической стационарности Духа: в Мире Божественном жизнь мировая
есть лишь Жизнь Духа в Себе Самом, Его вечное Самосозерцание и отражение в Себе
Самом; поэтому доктриной Аркана X является принцип Единства и Неизменности
Вселенского Духа в Его Целом и вечного изменения видов, способов и характера Его
Самосозерцания. Заканчивая учение о космогонии, этот Аркан провозглашает
относительность всякой космогонии вообще и определяет ее природу как метод познания.
Аркан XX, в строгой аналогии, имеет своей доктриной Великое Вечное Мгновение
вселенской жизни: мировая жизнь есть вечное самопознание ее сил в себе самих и через
самих же себя; поэтому доктриной Аркана XX является принцип единства и неизменности
вселенной в ее целом и вечного изменения видов, способов и характера этих
взаимоотношений и взаимопознаний. Заканчивая учение об антропогонии, т. е. эволюции
человека, этот Аркан провозглашает относительность всякой антропогонии вообще и
определяет ее как метод человеческого самопознания.
Иероглиф Аркана представляет человека в виде тернера, ибо именно эта форма, и
только она, способна выразить существо Совершенного Человека. Парящий Гений,
зовущий к себе и пробуждающий мертвых от сна, есть Атман, соединившийся ныне с
существом человека проявленного. Женщина — это сознание Атмана, отошедшее от его
сущности и единства в мир изменчивых форм и вновь к нему возвратившееся, сын — его
творение — это утвержденный Логос, вернувшийся к своему первоисточнику.
Аркан XX есть учение об утвержденном Первообразе. Монада есть лишь форма
Вселенского Духа, есть лишь аспект Его, существующий как абстрактная возможность.
Монада есть конкретная форма Самосозерцания Божества в совокупности духовных
тональностей. Тональность индивидуального духа— это вложенная в него возможность, это
есть потенциальное свойство, сказывающееся при проявлении в выборе направления в

системе, находящейся в равновесии. Тональности духа в своей совокупности создают
склонность, проявляющуюся в цепи последовательных утверждений и реализирующуюся в
определенной, ей одной присущей последовательности синтезирования дифференциальных
утверждений в относительные синтезы. Эти синтезы и являются внешними показателями
тех особенных характерных для данной монады наклонностей, которые в потенциальном
состоянии и являются тональностями духа. Монада как таковая не может иметь
собственного сознания: сознание в ней присуще Общемировому Духу; являясь Субстанцией,
Он входит в нее в тональностях ей свойственных, она же сама по себе есть лишь модус Его
Сознания, и, в силу этого, без Него представляет собой лишь девиз, лишенный содержания.
Сознание монады рождается с того момента, когда Сознание Космического Духа, войдя в нее
по свойственным ей возможностям, опустится хотя бы на дифференциально малую
величину ниже плоскости, утверждаемой ее пассивной индивидуальностью. Это опускание
Сознания Космического Духа, т. е. эманирование Сознания во вне Своего Единства, есть
рождение Космического Логоса. В первый дифференциально малый этап времени каждая
монада сознает себя только в утверждении своего бытия как такового, она является как бы

371
формой без содержания. Во второй дифференциально малый этап времени монада сознает
себя как независимую, по отношению к себе, субстанцию, как бытие, наделенное свободой,
как личность, здесь монада впервые утверждается в своей индивидуальности. Третий
дифференциально малый этап — это совместное сознание своего бытия и своего Эго; здесь
впервые рождается формула: «аз есмь». Эти три этапа могут быть выражены формулой:
«Существую». — «Я». — «Я существую». В конце третьего этапа монада сознает себя как
личную реальность, но она еще не знает своих взаимоотношений и законов. Она сознает
себя лишь как бытие, на все же вопросы о нем в ней нет ответа, да и нет самих вопросов.
Наступает последний период, монада эманирует свое сознание во вне своего единства, она
противопоставляет ему сознание своего бытия как такового, и это есть миг рождения
Атмана и потенциального существа человека.
«Человек, созерцая Акт Творчества, захотел сам творить и он отделился от Отца и
углубился в область творения. Обладая полнотой мощи, он созерцал творение своих
братьев, и они привлекались к нему, и каждое из них связывалось с ним, согласно своему
виду. Тогда, познав их сущность и разделив их по их природе, он захотел перейти предел их
бытия и достигнуть мощи, присущей огню».
Гермес Трисмегист.
Первые три Аркана суть учение о Вселенском Духе; вторые три Аркана соответствуют
трем этапам рождения монады; последний этап есть доктрина Аркана VII. Цепь
последующих Арканов есть учение о познавании монадой потенциально заключающейся в
ней системы возможностей. Аркан XX есть учение о последнем этапе этого познания, о
воссоединении сознания с монадой. Монада есть Первообраз по отношению к целостному
существу человека; каждое познание, каждая новая совокупность представлений, каждая
новая идея, претворенная человеком в свое существо, тем самым утверждала
соответствующий аспект в Божественной Душе, которая есть сознание Первообраза в себе
самом. С завершением познавания сознание человека Мира Бытия уходит из этого Мира,
оно соединяется с Божественной Душой и монадой; человек как бы воскресает в монаде, он
сознает себя в ней уже не в одном Безначальном Бытии — в пралайе, но и во всей
совокупности познанных возможностей. Космический Дух неизменно созерцает Себя в
монаде, но она лишь по утверждении себя, по обретении полного самосознания, получает
возможность познавать Бога. Идея о Боге в монаде рождается с эманированием ее сознания
во вне, ибо только здесь рождается противопоставление Безначального Бытия
конкретному бытию, ибо только здесь монада начинает сознавать себя единичным
аспектом Космического Абсолютного Бытия.
«Когда я пребывал еще в Первооснове своей, у меня не было никакого Бога: я
принадлежал себе самому. Я ничего не хотел, ничего не домогался, ибо я был тогда бытие
без цели — и я был познающий себя самого в Божественной Правде. Тогда хотел я Себя
самого и ничего другого: чего я хотел, тем был я, а чем я был, того я хотел. И тут пребывал
я без Бога и вне всех вещей. Когда же я отрешился от этой моей свободной воли и получил
мое сотворенное существо, тогда стал у меня и Бог, ибо раньше, чем стать твари, и Бог не
был Богом: Он был То, Что Было; и даже тогда, когда появились твари и начали свое
сотворенное существование, Он не был «Богом» в Себе Самом, но лишь в творениях был
Он «Бог».
Мейстер Экхарт.
1
Рождаясь из Однородного Безбрежного Космического Духа в пралайе за пределами
сознания и жизни в бытии Продления, монада, подобно Ему в начале лишенная сознания,
таким путем утверждает свое сознание и, благодаря этому, рождается в Боге, сама став
Богом.
1
Проповеди и рассуждения, стр. 129.


372
§ 2. О воскресении из мертвых
«Кто постигнет духовное сознание — вознесется над смертью и приобретет бессмертие».
Иша упанишада.
Человек приходит в феноменальный мир для исчерпывающего самопознания; вся его
жизнь состоит в последовательном отождествлении своей личности с рядом групп его
потенциальных качеств непроявленных свойств духа. На этом пути он создает
последовательно ряд частных и относительных синтезов, развивая те или иные потенции
духа до возможного максимума. Закон их чередования есть закон кватернера и состоит в
последовательном утверждении и отрицании всех возможных утверждений и отрицаний. В
силу этого, с внешней стороны ход эволюции в аспекте феноменального мира
представляется непрерывной сменой созиданий и разрушений. Все появляется для того,
чтобы исчезнуть, все исчезает, чтобы дать дорогу новому появлению. Смертность всех форм
этого мира есть общий закон, тяготеющий не только над явлениями, каков бы ни был их
характер, но и над самим разумом их чередования, над самими их конечными законами.
Стремясь к синтезу, человек подходит к нему с различных сторон, которые, синтезируясь,
выявляют кватернер конечных синтезов для феноменального сознания. Каждый из них в
отдельности относителен и неполон, а потому исключительное его признание не может не
быть условным. Тем не менее, объединение этих синтезов во Единое недоступно
человеческому сознанию; синтез ускользает из сознания и вместо ощущения Реальности
остается лишь сознание о представшем пред ним Неведомом. Человек вечно жаждет
Реальности и, стремясь к какой-либо цели, он неизменно верит в ее реальность, ибо в
противном случае и самого стремления быть бы не могло. Отдельные относительные
синтезы суть вековечные средоточия человеческой веры; стремясь к ним, человек вначале
всецело охватывается их обаянием, но затем, рано или поздно, настает день, когда он
убеждается в условности всех своих достижений. Мир, в котором мы живем, есть прежде
всего кладбище всех наших деяний, всех стремлений и идей, всех надежд и верований.
Аркан XX есть учение о великом переломе, наступающем в человеческом духе, когда он
восстанавливает себя в Мире Реального. До той поры он жил среди иллюзий, среди
фантомов изменчивых и исчезающих, стремился лишь к этим фантомам, а потому и самого
себя ощущал лишь в отражениях на волнах иллюзии. Восстанавливая себя в своем
Первообразе, человек сбрасывает с себя все оковы иллюзии, он начинает непосредственно
ощущать реальность своего бытия, и тем самым он заново координирует все свои
априорные потенции. Разделение между ним и Высшей Реальностью падает в Лету, он
вновь приобщается к Абсолютному Мировому Синтетическому Началу и, упоенный
победой после долгого пути, наслаждается неизъяснимым блаженством непосредственного
общения с Царем вселенной.
«В одной из самых таинственных и возвышенных частей неба находится дворец,
который называют «дворцом любви» (הבהא לכיה); там совершаются глубочайшие таинства,
там собраны все души, любимые Царем Небесным; это там Царь Небесный, Святой, да
будет Он благословен, обитает с самыми святыми душами и соединяется с ними поцелуями
любви (ומיחרד ןיקשנ).
1
Этот поцелуй есть единение души с Той Субстанцией, откуда она
получает существование».
2
Зогар.
Несмотря на всю грандиозность многоразличия и многокрасочности путей, по которым
сознание человеческое движется к своей цели конечной, их внутренняя природа повсюду
тождественна. Человек томится жаждой Реального; с младенческих лет своего сознания он
уже инстинктивно чуждается внешней стороны жизни и начинает искать То, Что, оставаясь
Непреложным и Незыблемым, является Причиной всего. Все виды человеческого
1
׳׳׳הבהא לכיה ארקאד אחד אלכיה תיא ארימט אעיקר אפיקת ארנט וגב Zohar. Part. II, fol. 97, recto, отдел םיטפשמ.
2
Zohar. Part. I, fol. 168, recto. ארקיעב אשפנד אתוקיבד היהד הקישנה איהו


373
познавания, в том числе и разум, одинаково суть лишь средства познавания атрибутов этой
искомой Реальности; они помогают ему разбираться в их множественности, оценивать их и
классифицировать, но и только. Чем более развит человек, тем более сложным и
грандиозным в его глазах является мир, тем очевиднее чувствует он свою «отрицательную
бесконечность» (см. Соловьев. «I Чтение о Богочеловечестве»), тем сильнее он сознает
величие своего призвания и грандиозность вложенных в него ресурсов. Вот почему путь
познания есть, вместе с тем, путь самосоздания, которого конечная цель есть реализация
потенций в открытый возможности, т. е. достижение ореола действительной власти.
«Великое Делание есть прежде всего создание человеком самого себя».
Элифас Леви.
1
Все познаваемые объекты, атрибуты Внутренней Реальности, кроме самого своего
содержания заключают другой элемент степень своей отдаленности от Реальности по
порядку синтеза. Эта Совершенная Реальность отражается в конкретных феноменах с
различной степенью совершенства, и именно из этого человек черпает свое эволютивное
понимание космоса.
«Совершенство и несовершенство суть основания много-различности вещей».
Эзра Азриель.
2
Ничто преходящее человека удовлетворить не может; двигаемый жаждой Реальности,
человек, опираясь на данные своего эмпирического опыта, начинает строить гипотезы,
цель которых состоит в том, чтобы вознести его сознание над явлениями и формами и
приблизить к лицезрению Истины. Каждая такая гипотеза по порядку синтеза лежит
выше самого опыта; человек погружается в созерцание существа такой гипотезы как
таковой, и в стройной закономерности ее повествования он впервые начинает чувствовать
отблеск Конечной Цели. Всякая закономерность неразрывно связана с красотой и именно
через посредство этой последней даже несовершенное сознание начинает ощущать Истину.
«Красота есть блеск Истины».
Элифас Леви.
3
Различные виды человеческого познания и все попытки их обобщения, их
синтезирования, все же продолжают лежать в области относительного. Никакие
восприятия, никакие усилия разума не дают человеку перешагнуть заветный порог
Области Непреложного и Абсолютного. Всякий самоанализ в этом направлении неминуемо
приводит к пессимизму, ибо конечным выводом всегда является признание, что все искания
человеческие замкнуты в заколдованный круг, в котором изменяются лишь формы и углы
зрения, но сущность как таковая остается все столь же далекой для величайшего титана
разума, как и для младенческого состояния ума. Это сознание повлекло за собой
разочарование в самом познании даже у самых выдающихся представителей мышления.
Подвергая анализу пессимизм, мы не можем не убедиться, что источником его является так
называемое смешение оснований. Пессимизм рождается тогда, когда метод,
долженствующий лишь выявить проблему, ошибочно принимается за способ ее
разрешения. Все виды познания, лежа в феноменальном мире, по принципу могут давать
лишь феноменальные же результаты; ни чувства, ни разум не могут дать сознания
Реальности, ибо сами по себе они суть лишь феноменальные Ее отражения. Сознание
Реальности может дать лишь Сама Реальность, и цель эволютивного пути человека состоит
в постепенном Ей уподоблении. Человек как микрокосм в искре своего духа песет как Самую
Реальность, так и способ Ее достижения. Реальность может быть постигнута лишь
сознанием духа, все же другие формы познавания имеют своей целью лишь дать этому
сознанию простор и свободу.
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 251.
2
Объяснение десяти Сефирот в вопросах и ответах. Введение.
3
Éliphas Lévi. Histoire. Стр. 93.


374
«Человеческая личность только потому может свободно изнутри соединяться с
Божественным Началом, что она сама в известном смысле божественна, или точнее —
причастна Божеству».
Владимир Соловьев.
1
Таким образом, хотя путь познания в разуме имеет лишь посредственное значение, он
все же неминуемо должен быть пройден человеком для возможности приобщения к
наивысшим способам ведения; вот почему огульное отрицание разума, как средства
Богопознания, есть одно из вопиющих заблуждений. Хотя зачатки интуиции у некоторых
людей встречаются без соответствующего развития разума, все же эта высшая способность
быстро притупляется и дает лишь ничтожные результаты, когда человек одновременно с ее
развитием не стремится параллельно развивать свой разум. Человек только тогда является
таковым, т. е. микрокосмом, несущим в себе отблеск вселенной, когда он разумен, когда он во
всеоружии всех видов познавания стремится к своей Конечной Цели. Необходимость
развития разума признавалась одинаково всеми богоискателями, достойными этого имени;
так, например, Плотин открыто говорит, что он «видит человека только в человеке
мыслящем» (ή ψυχή έστιν ό άνθρωπος αύτος). Конечная цель всех видов феноменального
человеческого познания выражается традиционной формулой «видеть Единство во
множественности и множественность в Единстве». Начав с изучения явлений, человек, в
конце концов, приходит к познанию единства природы.
«И ты познаешь, если Провидению это будет угодно, что природа повсюду подобна».
Пифагор.
Единство космической совокупности форм и явлений в глазах познающего человека
становится следствием Единства Конечной Реальности, раскрывающегося во
множественности атрибутов, связанной в единство закономерностью и взаимными
соотношениями.
«Эта вселенная вся целиком есть Бхагават, Единое Существо, Душа творений,
насыщенных Единой Душой, Разумное через Самого Себя, проявляющееся внутри и во вне
вещей; познай, о царь, что это майя делает Его множественным».
Бхагавата пурана.
2
Ясное выявление этой доктрины и является целью Синтетической Науки; будучи
абсолютной, она вполне обнимает собой всю множественность a priori возможных
конкретных форм приближения к этой результативной доктрине; она является
одновременно и целью, и совокупностью путей. И вот здесь на конечной грани исканий
человеческих встает та же проблема, которая впервые толкнула его пойти по пути ведения.

Что есть Реальность?
Если раньше в младенческую пору разум еще пытался что-то лепетать на этот вопрос,
то теперь он уже достаточно познал себя, чтобы хранить абсолютное молчание, — а в этом
он и дает ответ. Полное молчание, возведенное в принцип, достигающее своего
максимального развития и утвержденное во всей непреложности, есть исчерпывающий
ответ. Верховное Синтетическое Учение начинает свое повествование с определения
Реальности, как «не то», как «Молчание». Тогда это была лишь философская форма, это
было лишь обозначение Сущности, но не ответ. Пройдя долгий путь, человек встречает те
же слова, но теперь они уже живы для него. Замолкнуть совсем — это значит уйти в глубь
своего Я, войти в свой дух, отказаться от всяких исканий в области майи, и раз человек
способен это сделать — победа достигнута. Голос Безмолвия воистину страшен; в мире нет
ничего и ничего быть не может, что могло бы сравниться с его дуновением, ибо все гибнет,
все рушится пред ним. Это есть смерть человека, конечная, абсолютная смерть, это есть
предел всех его исканий.
1
Чтения о Богочеловечестве. Т. III, стр. 19.
2
Книга I, глава XIII, стих 45.