Файл: Кризисы в развитии организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет Управление.

ЭССЕ
по предмету: Организационная псхология
на тему: «Кризисы в развитии организаций»

Выполнил: Яхьёев Исматуллохон Гаибулложонович

группа ЛБМо-201

Приняла: Борзова Аделина Ермековна

Москва 2023

Содержание

Введение

1. Распознавание кризисного развития организации

2. Кризис: его виды, фазы и последствия

3. Разработка антикризисной стратегии

Заключение

Список литературы

Введение
Кризис, как известно, применительно к бизнесу – это период нестабильности, который может повлечь за собой определенные изменения. Изменения могут нести как положительный, так и отрицательный характер. Но любой кризис – это угроза стабильности.

В вопросах руководства, топ-менеджеры выносят на первый план финансовые механизмы, в то время как управление персоналом считается менее приоритетным направлением, что в свою очередь несет дополнительный отрицательный эффект, так как выстоять в конкурентной борьбе, особенно в кризисных ситуациях помогают знания и навыки сотрудников.

Для осуществления рационального управления в периоды нестабильности применяется «антикризисное управление».

1. Распознавание кризисного развития организации
Существует несколько факторов возникновения кризисов в организации, но обратить внимание необходимо на следующие:

  1. Симптомы кризиса – первоначальное внешнее проявление кризиса. Не всегда характеризуют действительные причины кризисной ситуации, но помогают их установить. Симптомы не всегда отражают причины кризиса.

  2. Причины кризиса – событие или явление, в следствие которого возникает кризис:

  • Ошибки в ведении финансово – экономической политики;

  • Низкая квалификация персонала;

  • Проблемы в системе мотивации и стимулирования труда;

  • Внешние факторы.


  1. Фактор кризиса – тенденция или событие, свидетельствующие о наступлении кризисной ситуации. В организации можно наблюдать следующие факторы кризиса:

  • Снижение качества продукции;

  • Нарушение технологической дисциплины;

  • Устаревшие технические средства;

  • Большая задолженность по кредитам и т.д.

  • Внешние факторы.

Факторы, влияющие на устойчивость системы могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние факторы в основном используются в условиях командно-административной системы. Главным образом усилия руководства должны быть приложены к достижению стабильного состояния системы. Как показывает практика, кризисы отражают собственные ритмы развития каждого предприятия, иногда не совпадающие с ритмами развития общества или других организаций. Каждая отдельная организация имеет свой потенциал и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально – экономической системы.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку. В случае если экономика пребывает в состоянии кризиса, это отражается на деятельности организации. Каждая организация по своему реагирует на сложившуюся ситуацию. Таким образом, при возникновении системного кризиса одни предприятия разрушаются, другие бросают все силы на противостояние кризису, третьи находят возможности обратить сложившуюся ситуацию себе во благо.

Но даже в благоприятных внешних условиях, организация может впасть в глубочайший кризис под влиянием внутренних факторов, таких как неэффективная организация работы, ошибки руководства и социально – психологические конфликты и многие другие.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом – это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» — кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.


Для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всех этапах существования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.
2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису организаций. Финансы, финансовые потоки — это как кровь (как носитель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов.

Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущения) сравнить функционирование, «заболевание» и «лечение» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели.

В странах с развитой рыночной экономикой организации при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» — реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.


Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

  • технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

  • социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;




  • финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;




  • организационный — возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

  • информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

  • кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации.

Первая фаза – спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово – хозяйственной деятельности) в следствие воздействия внешних факторов рынка.

Вторая фаза – дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних факторов организации (без негативного влияния внешних рыночных условий).


Третья фаза – депрессия. Приспособление организации к новым условиям хозяйствования при более низком уровне доходов (в условиях принятия первоочередных антикризисных мер).

Четвертая фаза – восстановление финансового равновесия, производства и реализации продукции на предкризисном уровне.

Пятая фаза – рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение продаж.

Шестая фаза – поддержание высокого и устойчивого уровня экономического развития в длительной перспективе.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций в организациях должно взять на себя государство.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

– совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

– оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в ведущих отраслях машиностроения, химии и ВПК;

– принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;

– приватизация и ликвидация предприятий-должников;

– совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов;

– создание института арбитражных управляющих — саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В России государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО).