Файл: Мукашева айтолкын еркинкызы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУКАШЕВА АЙТОЛКЫН ЕРКИНКЫЗЫ

Задание 1. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии (эссе).

ОТВЕТ:

При моторной алалии на первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур.

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.
Задание 2. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии (эссе).

ОТВЕТ:

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур. При обучении детей с сенсорной алалией применяются специальные методы, направленные на развитие деятельности, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения,
нормализующего деятельность центральной нервной системы: стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.До начала работы целесообразно ознакомиться с условиями жизни, быта ребенка, его окружением, близкими людьми, игрушками, это поможет выявить круг его интересов и возможностей, наметить пути контакта и определить программу предстоящей работы.Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих.Из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов. Постепенно уточняется состояние восприятия, понимания, после чего ведется целенаправленная работа по их развитию, расширению и углублению. Для привлечения внимания ребенка стараются попасть в поле его зрения, повернуть его к себе, взять за руку и т. д.Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.Общепедагогическая работа направлена на формирование психофизиологической основы речи, ведущих основных видов деятельности, развитие произвольного внимания, зрительных и акустических установок и дифференцировок.Начинается работа не с речевых звуков, а с различения шумов, звуковнеречевогохарактера. Дляразвитиянаправленногозниманияи работоспособностииспользуютразличныепособия: вкладки, разрезныекартинки (простыеиусложненные, палочки (выкладываниеузоров, геометрическихфигуризсчетныхпалочек, мозаика —идействиясними: сортировка, классификацияраздаточногоматериалапоцвету, форме, величинеит. д.Уделяетсявниманиеразвитиюдеятельностинаосновезрительнойподражательности, сложностьзаданийпостепенновозрастает. Речевоекомментированиезаданийисключается, таккакребенокобращеннуюречьнаданномэтаперазвитиянепонимает. Нафоневоспитаниядеятельностииконтролязанейпроводится работапонаправленномуформированиюречевойдеятельности: развитиепотребностиобщения, егомгугивационнойосновы. Ребенкаучатфиксироватьвниманиенаречи, расширяютиуточняютфонематическоевосприятие.Придостаточномразвитиивнимания, подражательностии работоспособности ребенкапереходяткобучениюразличениюряданеорганизованныхзвуковразногохарактера, начинаясболееяркого, сильновыраженногозвучания, с выработки
болеегрубыхдифференцировок: звонмонетвкошельке, стуккарандашейвстакане, звукотсоприкосновенияметаллическихпредметовит. д.Постепеннопереходяткразличениюиболеетихих, менееинтенсивныхзвуков,болееблизкихмеждусобой: шумсминаемойбумаги, шуршаниеспичеквкоробкеит. д. Тоестьпостепеннопереходятк выработке болеетонкихакустическихдифференцировок.Постепеннозвуковой, шумовойрядусложняетсяиразнообразится, внеговключаютсяновыезвуки, сначаладалекиеинепохожие, затемвсеболееблизкие, требующиетонкойакустической работы. Такрасширяетсяиупорядочиваетсяполеслышимостиребенка. Помереуспешностиэтой работы вшумовойрядвводитсясильныйречевойзвук (а, о, уидр., которыйсвязываетсяспредметомилиявлением. Параллельносэтой работой продолжаетсявоспитательноевоздействие, направленноенанормализациюповедения, работоспособности,деятельностиребенка: егоучатправильносидеть, смотреть, копировать, подчинятьсянеречевыминструкциям, учитыватьреакцию (одобренияилинеодобрения) педагоганавыполнениеиминструкций, доводитьначатую работудоконцаит. д.Акустическоевниманиеивосприятиеулучшаютсяпомереразвитияусидчивости, памяти, предметно-практическойдеятельности. Каждыйречевойзвук, которыйребенокначинаетвоспринимать, выделять, дифференцироватьотнеречевых, азатемиотдругихречевыхзвуков, связываетсяспредметом, картинкой, действием, сконкретнойситуацией, становитсяихобозначением. Последифференциациинекоторогоколичествазвуковпереходяткразличению слогов, опять-такивсвязисконкретнымпредметомилидействием, ипростыхсловсострогойпредметнойсоотнесенностью. Проводитсядифференциацияизолированныхгласных, загласныхвначалеслов.Слова, которыеребенокучитсяразличатьпервыми, должныбытьдалекими, непохожиминипосмыслу, нипоструктуре, нипозвучанию. Каждоесловоприеговосприятииполучаетдвигательное, зрительноеилитактильноеподкрепление. Широкоиспользуютсязрительный, зеркальныйконтроль, чтениеслица. Первыеслова, воспринимаемыеребенком, произносятсяснеизменнойинтонацией. Подчеркнутаяинтонация, опорананеепомогаетребенкуориентироватьсявобщении, интонационнаяокраскаявляетсяведущейопоройприопределениисмыслаобращенийкребенку. Проводитсяпланомерная работа понакоплениюпассивногословаря, одновременноидетиразвитиесобственнойречи.Поназываниюребенокпоказываеткартинки, имитируетвыполнениедвижений. Разучиваетсякомплексдвижений, которыеребенокпостепеннопривыкаетвыполнятьсначалапозаученномупорядкуприречевомсопровождениипедагога,
апозднеевразбивкупословеснойинструкции: «Рукивверх, встороны» ит. д. Наэмоционально-игровомфоневоспитываетсяинтерескзвукам.Ребенокнетолькоучитсяопределятьхарактерзвука, показываянасоответствующийисточникзвучания, ноилокализовыватьеговпространстве, определятьместо, гдеспрятаназвучащаяигрушка. Виграхребенокпостепенноприучаетсяразличатьсилу, длительностьиинтенсивностьзвукового сигнала, избирательнореагируянаопределеннызвуки.Принакоплениипонимаемыхребенкомсловважно, чтобыонодновременнослышалслово, видел, трогалпредмет, произносилснимкакое-тодействие.Постепенноуточняютсяслуховыеидвигательныедифференцировки, воспитываетсяпониманиеисобственнаяречьребенка. Первымиисчезаютакустическиенеточности, позднееизживаютсяошибкисобственнойречи. Формированиесобственнойречистановитсявозможнымпомереразвитияфонематическоговосприятия, тонкихакустическихдифференцировок.Основнойакцентнапротяжениивсей работы делаетсянавоспитанииуребенкасознательногоанализаисинтезаречи.Уребенкаформируетсяпониманиелогических,грамматическихитематическихгруппслов: посуда; мебель; мытьерук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит — летятит. д. Ведется работа надпониманиемпостепенноусложняющихсяфраз, детализированныхзаданий, инструкций, надсознательныманализомисинтезомсоставасобственнойречииречиокружающих.Ребенкаучатдослушиватьфразудоконца, вникатьвеесодержание, анедействоватьимпульсивно, попервому, частоошибочномувпечатлению. Отобобщенийв работеидутсконкретизации: цвет — красный, синий; вкус — кислый, сладкийит. д. Выработка четкихакустическихдифференцировок (слушай-покажи) обеспечиваетпониманиеграмматическихконструкций, преодолениеотчуждениясмысласлов, различениеблизкихпозвучанию.Словаипредложениязакрепляютсячерезихупотреблениеребенкомвходесозданиясоответствующихситуацийобщения. Используютсяразличныетренировочныеупражнения, направленныенасовершенствованиевосприятияидифференциациюзвуковнаслухивсобственномпроговаривании.Детис сенсорнойалалией способныковладениюграмотой, хотячтениеиписьмоихоказываютсянарушенными. Грамотеначинаютобучатьдетейповозможностираньше. Черезграмотууребенкарасширяетсяиуточняетсяпонимание, проводится работа поразвитиюсобственныхлексико-грамматическихифонетическихвозможностей. Приобученииграмотедетейс сенсорнойалалией эффективнымоказываетсяглобальноечтение, овладевкоторымонрасширяетсвоиартикуляционныеиакустическиевозможности, азатемужепродолжаетсяуглубленнаяаналитико-синтетическая 
работа своспринимаемойипроизносимойречью.
Задание 3. Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией (эссе).

ОТВЕТ:

В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.

На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Основные движение - ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание. Общеразвивающие упражнения - упражнения для развития мышц шеи, для верхних конечностей и плечевого пояса, для туловища, для осанки, для нижних конечностей, на равновесие, на координацию движений. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки.

Подвижные игры помогают развить у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость движений.

Как только появляются элементы спонтанной деятельности детей, возможен переход к речевым контактам. Эффективный способ - называние действий ребенка, музыкальных игрушек и инструментов, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность.

Необходимо, чтобы родители участвовали в играх детей, в выполнении их заданий дома. Желательно присутствие и участие родителей на логоритмических занятиях.

Слушание музыки помогает детям воспитать чувство музыкального ритма, слухового внимание, сосредоточенность и выдержку, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других.