ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для привлечения внимания детей к речи педагог прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу), собаку (гав-гав). На последующих занятиях устанавливается связь между звукоподражанием и определенной мелодией, и ребенок при исполнении мелодии подает педагогу (или указывает) соответствующую игрушку.
Для вызывания у ребенка звукоподражания волку (ууу) показывается картинка волка, наигрывается мелодия, помогающая создать его образ. То же, игра в дудочку, гудок игрушечного паровоза. Для вызывания звука а - качание куклы.
Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребенка.
При развитии моторики артикуляционного аппарата и для постановки звуков можно использовать игровые приемы. Например, свист в пузырек - с, полет осы - з, мама спит - ш.
На втором этапе логопедической работы в логопедические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьба, лазание, прыжки, метание мячей.
В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений: сочетание характера музыки с движениями; сочетание темпа музыки с темпом движений; сочетание ритма музыки с ритмом движений.
На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа: "Делай как я", "Что изменилось?", "Запомни и повтори".
Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен.
Использование песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Музыкальный руководитель совместно с логопедом выясняет индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирает доступный детям, интересный материал. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале следует петь изолированно только гласные звуки, далее - цепочки от 2 до 4 гласных и слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей. Затем приступают к разучиванию песен. Сначала берутся песни с короткой музыкальной фразой: "Петушок", "Солнышко", "Василек".
Для детей с алалией подбираются песни с учетом сложности словаря. На первых двух этапах работы дети поют лишь припев песни со звукоподражаниями.
Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Важно обращать внимание на способность к модуляции голоса.
На третьем этапе в план лечебно-воспитательной работы следует включать подготовку и проведение праздников и развлечений. Дети с алалией участвуют в них или пассивно в качестве зрителей, или в массовых построениях, хороводах.
На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры, сюжетно-ролевые, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на занятиях и вне их такие виды как художественно-речевая, сочетанная музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная.
На четвертом этапе коррекционно-логопедического перевоспитания личности и развития речи детей активно стимулируется их музыкальная деятельность, или музицирование. Музицирование детей обогащает их зрительные и слуховые представления, совершенствует их память.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют реализации основной задачи: развитию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности.
Задание 4. Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит» (сообщение).
ОТВЕТ:
Памятка для родителей «Если ребенок не говорит»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?
Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.
Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
1. Выполнение артикуляционных упражнений
· Открывать и закрывать «домик».
· Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
· «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
· Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
· Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
· Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
· Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
2. Массаж пальчиков рук левой и правой
3. Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
1. Играет на «пианино».
2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
6. Покажи «козу».
7. Покажи «ушки у зайчика».
8. Играем на «барабане».
9. Хлопаем в ладоши.
4. Работа с мелким раздаточным материалом
1. Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
2. Работа с вкладышами.
3. Пирамидки различных размеров.
4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
5. Шнуровка:
а) используют плотный картон с дырочками;
б) учиться завязывать шнурки.
6. Застёгивание пуговиц.
7. Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.
5. Аппликация
Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.
6. Рисование
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.
7. Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку. Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек. Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.
Задание 5. Сопоставьте алалию с дизартрией и ринолалией (таблица).
ОТВЕТ:
Характеристика | Дислалия | Ринолалия | Дизартрия |
Этиология | В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии. | Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органическая открытая Ринолалия может быть приобретенной или врожденной. Образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Закрытая — при уменьшении носоглоточной полости, при непроходимости носовых полостей | Зависят от характера и тяжести поражения нервной системы У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного). Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: — периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); — ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; — ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и другие |
Механизмы | При функциональной: • Акустико-фонематическая дислалия — недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. • Артикуляторно-фонематическая дислалия — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. • Артикуляторно-фонетическая дислалия — неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции. При механической — звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями. | Механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим: — отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой; — изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани. При закрытой ринолалии мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. | Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. |
Симптоматика А) нарушения звукопроизношения Б) нарушения голосообразования В) нарушения речевого дыхания | А) При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков. три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Б) В) диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме | А) У ребенка с закрытой формой риноналии затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков М и Н. Наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга. Б) Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. В) Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. | А) может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи. Б) Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). В) За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. |
Задание 6. Составьте набор красочных предметных картинок, работа с которыми расширит словарь детей за счет употребления прилагательных – названий признаков предметов и их частей(картотека).
ОТВЕТ: