Файл: Теоретические аспекты исследования конфликтов в современной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Б.И. Хасан считает, что конфликт – это некая специальная организованность взаимодействия, позволяющая удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска и создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия.3

Н.А. Мельникова определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия».4

Ю.Г. Запрудский рассматривает социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.5

А.В. Дмитриев под социальным конфликтом понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.6

Конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт. Он характерен для определенного типа взаимоотношений и взаимодействий между социальными общностями и охватывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. Следует отличать социальные конфликты от индивидуальных, в которых принимают участие отдельные люди. Подчеркнем, что в рамках социальных процессов имеют место прежде всего социальные конфликты.

Наиболее емкое определение социального конфликта в отечественной литературе дал Е.М. Бабосов, считавший, что социальный конфликт есть крайний случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении интересов различных социальных общностей – классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития».7

Исходя из всего вышеизложенного, понятие конфликта можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, который заключается в противодействии субъектов конфликта и, как правило, сопровождается негативными эмоциями.8


Как показывает анализ литературы, понятие «конфликт», несмотря на довольно широкую распространенность и актуальность, не имеет четкого и более или менее универсального определения.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделение двух таких признаков:

- конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта;

- конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).9

Исходя из этого, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Структуру конфликта можно представить в виде схемы (рис. 1.1).



Рисунок 1.1 – Структура конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предметом конфликта является то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта представляют собой внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликтной ситуации (мотивы выступают в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

На сегодня единой системы классификации конфликтов не существует. Это обусловлено разнообразием походов к изучению проблем конфликтности. Тем не менее, представляется возможным выделение базовых оснований, с помощью которых возможно классифицировать конфликты.

Классификацию организационных конфликтов можно представить в виде схемы (рис. 1.2).

10

Конфликты бывают внутриличностными, которые принимают различные формы. Ролевой конфликт – одна из самых распространенных форм, суть которой заключается в предъявлении одному человеку противоречивых требований по поводу того, как должен выглядеть результат его деятельности. Внутриличностный конфликт возможен в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.11

Конфликты могут быть межличностными. Такие конфликты считаются самыми распространенными. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.



Рисунок 1.2 – Классификация организационных конфликтов
Выделяют так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, уложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.12

Конфликтные ситуации подразделяются на конфликты:

- между равными по статусу участниками (горизонтальный конфликт);

- между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт);

- смешанные, в которых представлены и те и другие.

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.13

Исходя из временных параметров, конфликты делятся на:

- кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются);


- затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).

Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.14

Конфликты различают и по их сущности для организации, а так же по способу их разрешения. Так, конфликты подразделяют на конструктивные и деструктивные. По своей природе любой конфликт конструктивен.

Существуют конфликты, которые проходят без кризисов, но это бывает очень редко и, как правило, такие конфликты возникают в тех организациях, в которых очень высокий уровень интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации).

Для конструктивных конфликтов присущи разногласия, затрагивающие принципиальные стороны проблем жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, приводит к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта.

Конструктивный конфликт в большинстве случаев формирует и утверждает определенные ценности, группирует единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций.

Деструктивные конфликты ведут к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы коллектива или организации, создают напряженные отношения в трудовом коллективе, тяжело отражаются на нервно-психологическом состоянии работников.15

Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первостепенная причина конфликта забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. Негативные стереотипы возникают в сознании лиц, участвующих в конфликте, с момента появления эмоционального конфликта.


Эмоциональный конфликт характеризуется своей непредсказуемостью и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых субъектов или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

Таким образом, под конфликтом понимают тип взаимодействия индивидов и социальных групп, при котором одна сторона препятствует реализации интересов другой стороны. Другими словами, конфликт – это противодействие двух и более сторон, взаимосвязанных и участвующих в одном социальном процессе.

1.2 Причины возникновения конфликтов и методы управления ими в современных организациях
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации.16

Во-первых, конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению – личностные причины.

Во-вторых, конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от субъекта.

Подразделяют причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

Информационный фактор – это информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи.

Структурный фактор – формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм).

Ценностный фактор представлен теми принципами, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Эти принципы вносят в группу людей чувство порядка и цель существования. Такими ценностями являются:17

- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения);

- групповые системы верований и поведения;

- системы верований и поведения общества;

- ценности всего человечества;

- профессиональные ценности;

- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.