Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 1 Обучающийся Галанова Венера Винеровна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна Задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Галанова Венера Винеровна

Преподаватель:

Лапоногова Валентина Алексеевна
Задание 1.

Стать профессионалом не так-то просто, многое зависит от общего психологического развития. Профессиограмма – это наиболее четкий показатель профессионализма, т.е. эталон модели педагога.

В документе (профессиограмме) отражаются условия и обобщенная характеристика определенной профессии, требования к специалисту. Данные требования складываются из качества личности, а потому основа профессиограммы – психограмма.

В соответствии с п.1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогу дополнительно образования предъявляются квалификационные требования: среднее профессиональное или высшее педагогическое образование, без предъявления к стажу работы. Порядок комплектования регламентируется уставом образовательного учреждения.

Знания, которые необходимы педагогу дополнительного образования:

  1. Социально-психологические механизмы взаимодействия с людьми;

  2. Принципы и закономерности развития образования, учитывая психолого-педагогические традиции;

  3. Индивидуально-психологические особенности развития личности в социальном обществе;

  4. Об условиях, способах и путях саморазвития личности (в том числе развитие педагога);

Умения, которые необходимы педагогу дополнительного образования:

  1. Проектировать и давать прогноз ходу образовательного процесса;

  2. Взаимодействие с другими людьми, при этом уметь определять мотивы поведения, потребности и значение поступков. Регулируется собственное поведение и эмоциональное состояние;

  3. Анализировать и изучать педагогические ситуации, сложившиеся в ходе образовательной деятельности. Предвидеть и управлять ими.

  4. Активно использовать технологии обучения и развитие человека.


Функциональные обязанности:

  1. Создание комфортабельных условий для творческого развития обучающихся.

  2. Комплектовать состав обучающихся.

  3. В течении срока обучения принимать меры по сохранению жизни и здоровья обучающихся.

  4. Развивать творческую деятельность обучающихся.

  5. Исходя из психофизиологических обоснованностей, осуществлять выбор форм, средств и методов работы.

  6. Выявлять творческие способности, развивать их, формировать профессиональный интерес и склонности.

  7. Осуществлять поддержку одаренных и талантливых учеников, включая детей с отклонениями в развитии.

  8. Предоставлять консультацию родителям (законным представителям), и работникам учреждения в рамках своей компетенции.

  9. Организовывать участие в массовых мероприятиях, в том числе выставках, открытых уроках и показательных выступлениях.

  10. Участие в педагогических советах и другой методической работе.

  11. Соблюдение правил внутреннего распорядка.

  12. Повышать свое профессиональное мастерство.

Критерии к успешной деятельности педагога дополнительного образования:

  1. Творческие развитие учеников, освоенные ими знания, умения и навыки, соответствующие возрасту.

  2. Занятия и открытые уроки, которые по мнению родителей и педагогов отмечены, как успешные.

  3. Психологический комфорт в коллективе.

  4. Составление отчетов о проведенных выставках и конкурсов работ.

Неблагоприятные факторы деятельности педагога дополнительного образования:

  1. Высокая вовлеченность и сосредоточенность – это психофизиологический фактор.

  2. Большая физическая нагрузка.

  3. Высокая эмоциональная нагрузка.

  4. Ответственность за жизнь и здоровье детей.

Организационные основы педагога дополнительного образования – это 18-часовая рабочая неделя. Распределение часов определяется администрацией организации и педагогом.

По условиям труда должно быть рабочее место, класс для проведения занятий, и зал для организации мероприятий.

Требования к общей педагогической подготовке – это базовые знания психологии, физиологии, педагогике и социологии.

Профессиональное совершенствование педагога дополнительного образования:

  1. Принимать все новое, что появляется в теории и практике.

  2. Расширять свои теоритические и практические умения.

  3. Заниматься личностным ростом, т.е. стремиться к высшему уровню профессионализма.

  4. Выставлять цели для своей профессиональной деятельности. Выполнение целей от непосредственного руководства.


Медицинские противопоказания:

  1. Сенсорные дефекты – дефекты слуха и речи.

  2. Заболевания, связанные с нервным и психическим состоянием.

  3. Инфекционные заболевания.

Педагог дополнительного образования, в связи со своими должностными обязанностями, должен обладать такими качествами:

  1. Педагогическое мышление;

  2. Педагогическая рефлексия;

  3. Наблюдательность;

  4. Педагогическая эрудиция

Когнитивные качества модальности: зрительная – 4; слуховая- 4; тактильная-4; обоняние-2; вкус-3.

Внимание: устойчивость - 4; концентрация - 4; переключение -5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей); распределение - 4; произвольное - 4.

Память: вербально-логическая - 4; наглядно-образная - 4; долговременная - 4; кратковременная - 5; оперативная - 4.

Мышление: вербальное - 5 (работа предполагает вербальные контакты); образное - 5; продуктивное - 3; репродуктивное - 4.

Личностные характеристики:

  1. Внимательность к индивидуальным особенностям ребенка;

  2. Эмпатия;

  3. Стремление к саморазвитию;

  4. Способность эмоционально притягивать к себе людей;

  5. Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия;

  6. Осознание границ своей компетентности;

  7. Общая эрудиция;

  8. Работоспособность;

  9. Стрессоустойчивость;

  10. Эмоциональная уравновешенность;

  11. Порядочность;

Педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

  1. Взаимодействовать с людьми;

  2. Слушать и слышать;

  3. Устанавливать контакт и входить в ситуацию общения;

  4. Собирать факты и выявлять информацию, которые помогут понять ребенка;

  5. Создавать и поддерживать позитивные отношения;

  6. Выстраивать отношения на уважении, честности, открытости и вежливости;

  7. Устное сообщение должно быть составлено так, что смысл был доступен;

  8. Объективно воспринимать и интерпретировать поведение человека, с кем происходит общение – ребенок, родитель и т.п.

Возможные ошибки педагога дополнительного образования могут быть связанны с:

  1. Недостаток знаний в той или иной области;

  2. Пониженная способность к рефлексии;

  3. Отрицательная мотивация;

  4. Стресс.

Задание 2.


В соответствии с положениями законодательства РФ педагог дополнительного образования, работающий в образовательном учреждении, несет ответственность за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающегося, а так же за нарушение прав и свобод ученика.

Одна из первостепенных задач образовательного учреждения – это организация безопасности жизнедеятельности ребенка. Формируя у ребенка основы безопасности жизнедеятельности, они учатся:

- Жить в согласии с природой;

- Предугадывать ситуации, угрожающие жизни и здоровью;

- Защищать себя и других людей;

- Формировать бережное отношение к своему физическому, психическому и нравственному состоянию;

- Бережное отношению к здоровью и жизни других людей.

Обезопасить свою жизнь и здоровье – это не просто задача человека, это, в первую очередь, его потребность. А общегосударственная задача – это сохранить здоровье детей, и обеспечить достойные условия жизнедеятельности.

В статье 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится: «Педагогические работники обязаны: формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Данную проблему можно решить только формируя у детей культуру безопасности жизнедеятельности. А именно развивать характеристики личности, направленные на обеспечение собственной безопасности, формировать умения и навыки поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

При составлении учебного плана обязательно необходимо включать основы безопасности жизнедеятельности. Основные тематики, которые будут затрагиваться при изучении:

  1. Безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

  2. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

  3. Основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).

В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся, во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом, основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:


- Обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
- Предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
- Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
- Организация транспортной безопасности при перевозке детей;
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.

В общеобразовательных организациях, должна быть установлена ответственность за безопасность учащихся. Приказ составляется руководителем организации, и говорит, что учителя и воспитатели несут ответственность при передаче детей из класса на занятия внеурочной деятельностью (кружки, прогулки, спортивные занятия и прочее).

Для того что бы обеспечить правила безопасности при обучающем процессе, в организации должны быть разработаны и утверждены инструкции по правилам безопасности. Их помещают на видное место, для всеобщего ознакомления. Педагог при переходе от одного вида деятельности к другой, обязан проводить вводный инструктаж.

Порой травмы происходят из-за конфликтных ситуаций между учениками. В таких ситуациях задача педагога объяснить нормы в социуме, научить находить общий язык со сверстниками. Стоит знать, что все конфликты необходимо предотвращать на этапе зарождения. Если же данная ситуация привела к вреду здоровья ученика, то ответственная за это будет образовательная организация. А педагог привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Если причинение вреда здоровью ребёнка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть намного серьёзнее, вплоть до уголовной ответственности.

Статьей 293 «Халатность» УК РФ предусмотрено, что причинение особо крупного ущерба наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.