Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 1 Обучающийся Галанова Венера Винеровна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна Задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если следствием нарушения правил безопасности стала смерть ребёнка, то педагогу, ответственному за соблюдение этих норм, за совершённое деяние предусмотрено наказание принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Иногда причиной травмы может стать случайность. Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Задание 3.

В профессии педагога одна из важных задач, помимо учебного плана, научить детей основам безопасности жизнедеятельности. Они должны понимать и с подсказки педагога предвидеть ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

  1. На занятии ребенок продолжительное время занимается прикладным искусством, например, лепит, рисует, или мастерит. В этом случае он работает в наклон, что приводит к ухудшению осанки.

Педагог видит ситуацию, угрожающую здоровью ребенка и предлагает сделать перерыв. Делаем с детьми разминающие упражнения (например, наклоны головы).

  1. Большую опасность в наше время для детей представляет неправильное поведение на проезжей части. Часто причинами беды становятся незнание основных правил, невнимательность, баловство в местах быстрого движения.

Для предотвращения данных ситуаций задача педагога – это регулярно проводить (раз в месяц) занятия по основным правилам ПДД. Таким образом, педагог формирует у детей представление о безопасности на дорогах и улице. Занятия можно проводить в виде игры, викторины или конкурсов.

  1. Одной из самых опасных ситуаций в образовательных учреждениях – это пожар. Дети необходимы знать как себя вести во время чрезвычайного происшествия.

Для развития навыка и умения педагог и организация проводят пожарный инструктаж для детей, а так же 2 раза в год организуют пожарную тревогу, для того что бы дети понимали как себя вести в реальной опасности.

Задание 4.

Под понятием «инструментарий педагога» стоит понимать методический багаж, в него входят различные методики, например, тесты, анкеты, опросники. Это все помогает решать профессиональные задачи.


Понятие «метод» имеет греческие корни и трактуется как путь исследования, теория и учение. В нашем понимании – это способ достижения какой-либо цели, ее решение. Данный термин можно трактовать по разному:

- Способ деятельности;

- Совокупность приемов;

- Способ и образ действия;

- Система действия.

Для каждого педагога имеются свои методы воспитания. Мы рассматриваем педагога дополнительного образования. Здесь лучше всего будет применять традиционные методы воспитания. К примеру, убеждение, разъяснение, совет, положительный пример. Стоит помнить, что все это делается в рамках социума и традиций, а так же для решения возникающих проблем необходимо педагогическое стимулирование личности ребенка.

Особенности инструментария педагога дополнительного образования:

Под особенностями стоит понимать всю совокупность технологий, методов и методик, которые помогают решать профессиональные задачи педагога.

Рассмотрим основные функции деятельности профессионального педагога:

- Диагностическая;

- Организационная;

- Прогностико-проектировачная;

-Управленческая;

- Координационная.

Диагностические инструменты педагога дополнительного образования:

Под диагностическими инструментами стоит понимать такие методики, как психологические, так и социологические. Здесь для профессионала важны различные отчеты, справки, таблицы, документация и медицинские показатели (медицинские карты).

Диагностические инструменты:

- Постановка социально – педагогического диагноза;

- Изучение социально – педагогического фона;

- Выявление социально – педагогических процессов;

- Эффект социально – педагогической деятельности;

- Социально – педагогическая паспортизация.

Методики психолого-педагогической диагностики:

Под данными методиками понимают систему мероприятий, направленных на улучшение образовательного процесса. Данные методы позволяют изучать и оценивать индивидуальные особенности учащегося, его законных представителей, педагогов, руководителей образовательного учреждения, а так же представителей, которые сотрудничают с учреждением.


Задание 5.

Ситуация 1.

Ребенок на занятиях стал замкнутым, плохо идет на контакт, выполняет занятия не очень хорошо (без интереса), хотя раньше всегда проявлял интерес к работе, был весел и бодр на уроках. Ребенку 13 лет.



Мы можем предположить, что у ученика начинается переходный возраст. На данном этапе у детей происходит гормональная перестройка, что очень влияет на настроение. Так же подросток пересматривает свои интересы, так сказать «пробует себя».

В этом случае мы пробуем поговорить с самим ребенком, в формате дружеской беседы. Надо быть готовым, что ребенок не пойдет на контакт. Тогда мы предполагаем следующую причину проблемы – некомфортная обстановка в семье.

13 лет – протестный возраст, когда дети «гнут свою линию». По обыкновению многие родители не слушают детей и настаивают на своем мнении, что и приводит к конфликтной ситуации. Здесь мы пробуем поговорить с родителями.

Помимо частных бесед с конкретными лицами, необходимо организовать классный досуг. Например, провести классный час на тему «Взросления», «Семейных ценностей», и «Развития личности в социуме». Так же задача педагога попробовать сплотить детей при помощи общих занятий.

Ситуация 2

Несколько детей на уроке играют в «крестики-нолики».

Педагог замечает данную ситуацию и вслух озвучивает занятие этих учеников. Надо понимать, что данную проблему без внимания нельзя оставлять. Со стороны детей – это вызов учителю. Этим самым они показывают, что предмет не интересный и даже бесполезный. Потому стоит пожертвовать временем урока и пояснить ситуацию.

Учитель спрашивает у всего класса, кто еще считает, что его предмет не интересен. Ждем реакцию от детей.

- Как мы видим, не для всех предмет скучный. Но давайте попробуем с вами договориться, если я смогу доказать вам, что мой предмет полезный и пригодится вам в дальнейшем, то я больше не увижу отвлеченных от урока учеников. Согласны?

Ситуация 3

Учитель после изложения основной темы предлагает детям закрепить новые знания и составить таблицу. В ответ получает возмущенные отзывы, что таблицу дети не хотят составлять. Педагог соглашается с возгласами и предлагает вместо таблицы составить памятку. На что тоже получает отрицательную реакцию. Но все-таки настаивает на составлении памятки, аргументируя тем, что надо было сразу думать, что делать, а не возмущаться.

Мне кажется, что учитель правильно поступил, сменив одно задание на другое. Так организуются доверительные отношения учителя и ученика. Но стоило бы отменить задание с небольшой пометкой, например, «Хорошо, мы не будем делать таблицу, так как до конца урока нам не хватит времени». Так
педагог отметит себя как главного в классе, и негласно покажет, что процессом урока управляет он, а не дети.

Я считаю, что профессиональный педагог должен провести небольшую беседу по поводу этического поведения на уроках, так как такие высказывания и возгласы с места не уместны в образовательной организации.

Задание 6. 

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Образовательная организация проводит противоэпидемические и профилактические мероприятия совместно с медицинскими работниками. И действуют по следующим направлениям:

- Мероприятия, направленные на источник инфекции;

- Мероприятия для предотвращения передачи инфекции;

- Мероприятия для повышения иммунитета детей;

При уборке помещения используют специальные дезинфицирующие средства, но только сертифицированные, разрешенные применять в детских учреждениях. Санитарно-техническое оборудование необходимо каждый день обеззараживать. Один раз в месяц во всех помещениях проводят генеральную уборку, с дезинфекцией оборудования и инвентаря.

Если уже зарегистрированы случаи инфекционных заболеваний, то образовательная организация обязана провести противоэпидемиологические мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. Это предупредит распространение инфекции.

В период подъема заболеваемости используются ограничительные меры. Например, приостанавливается учебно-воспитательный процесс, отменяются массовые мероприятия, и проводится проверка на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического режима. Информация доносится до учащихся их законных представителей и педагогического состава.

В первую очередь при профилактике инфекций особое внимание уделяется санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим мероприятиям. Дезинфекция – это мероприятия, воздействующие на пути передачи возбудителей. Она бывает – профилактическая и очаговая.

Дезинфекция проводится несколькими способами:

- Механическая дезинфекция – это удаление патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;

- Физическая дезинфекция – помогает обеспечить гибель микроорганизмов, при помощи дезинфицирующих агентов. Например, высокая температура или ультрафиолетовое излучение.

- Химическая дезинфекция. Применяется в местах общего пользования. Например, в санузлах. Здесь при помощи специальных химических средств (разрешенных СанПин), обрабатываются все кнопки, краны и другие устройства к которым прикасаются дети.


Особое внимание при выполнении дезинфекции уделяют проветриванию. Так ка это действие помогает наполнить воздух помещения кислородом и «выветрить» вредные микроорганизмы.

При регистрации инфекционного заболевания в детских организациях вводится карантин, с момента заболевания первого больного и на время инкубационного периода болезни. Педагогический состав должен носить средства индивидуальной защиты, вовремя их менять, и утилизировать. Дезинфекция во время карантина проводится в текущем режиме.

Задание 7.

Профессиональные стандарты описывают квалификацию, необходимую работникам для выполнения определенных видов профессиональной деятельности, включая выполнение определенных трудовых функций.

Требования в образовании и обучении

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого соответствует, как правило, направленности дополнительных общеобразовательных программ, которые студенты осваивают или преподают в рамках учебных курсов, дисциплин (модулей).

Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимся или преподаваемой в педагогических курсах, дисциплинах (модулях).

При отсутствие педагогического образования - дополнительное специализированное педагогическое образование; дополнительные специализированные программы могут быть приобретены после трудоустройства. Обучение по дополнительным специализированным программам по профилю преподавательской деятельности рекомендуется не реже одного раза в три года.

Основные цели.

Организация деятельности студентов для усвоения знаний и формирования навыков и компетенций.

Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, свободного времени, развитие педагогических условий для профессиональной ориентации.

Обеспечение достижения стандартных результатов программ дополнительного образования.

Компетентность педагогов дополнительного образования.

Работа с детьми с проблемами в развитии.

Работа с поведенчески девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми.

Работа с одаренными детьми.