Файл: Лабораторная работа 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа 5.

3. Познакомьтесь с содержанием школьных учебников и рабочих тетрадей на сайте https://znayka.pw/.Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря или азбуки (любых). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

Обучение грамоте – очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе общеучебных умений в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении.В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Задачи периода обучения грамоте:

– научить детей читать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

– расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

– развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

– развивать психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и в целом русскому языку.

В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей. Данной цели служат специальные задания по инсценированию. Необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать. В разработках уроков содержится систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач развивающего обучения, развития творческого потенциала, формирования устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.



УМК:

УМК «Школа России»

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова

I.Структура букваря (этапы обучения грамоте)

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.


1.Подготовительный этап (I четверть) :

- введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

II. Последовательность изучения букв

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).


3. Структура и содержание типовой букварной страницы

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

4. Виды материала для обучения звуковому анализу


Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ.




2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой буквы.

Способ обозначения твердости-мягкости согласных звуков зависит от позиции, которую занимает данный звук: перед гласной или не перед гласной. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласного звука обозначается гласной буквой, во второй – мягким знаком или его отсутствием.

Одной из важных задач обучения детей звуко–буквенному анализу является формирование умения обозначать твердость–мягкость с помощью гласных букв. Дети должны усвоить, что буквы А, О, У, Ы, Э пишутся после твердых согласных, а буквы Я, Е, Ё, Ю, И – после мягких согласных. В связи с этим изучение букв должно начинаться с гласных. Буквы обозначающие один и тот же гласный звук изучаются парами А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. это необходимо для того, чтобы дети усвоили: один гласный звук, например [ а ], может обозначаться буквой «А», если звук [ а ] находится после твердого согласного, и буквой «Я», если звук [ а ] находится после мягкого согласного. Звук [ и ] в русском языке всегда находится после мягких согласных, поэтому и буква «И» пишется только после мягких согласных звуков. Звук [ ы ] наоборот всегда находится после твердых согласных, значит и буква «Ы» пишется после твердых согласных звуков. Изученные гласные буквы вводятся в звуковую модель слова, т.е. подстанавливаются вместо соответствующих им звуков. Причем сначала детьми полностью выполняется звуковой анализ слова и, лишь затем, звуки обозначаются изученными буквами. Например, после изучения букв «А» и «Я», звуко – буквенный анализ слова «Ваня» будет иметь вид:




А




Я


Такой подход к обозначению звуков позволяет осознать знаковую природу букв, а главное – уяснить позиционный принцип русской графики. На схеме ребенок четко видит, что буква «А» стоит после синей фишки (согласного твердого звука), а буква «Я» после зеленой фишки (согласного мягкого звука).

Итогом изучения гласных букв является противопоставление двух групп «А, У, О, Ы, Э» и «Я, Ю, Ё, И, Е». Гласные из первой группы пишутся после твердых согласных
, а гласные из второй группы – после мягких.

В дальнейшем, когда дети познакомятся с согласными буквами и будут читать слоги, эти две группы гласных букв будут противопоставляться по обозначению твердости (мягкости согласных звуков.). детям можно сказать, что гласные буквы выполняют два очень важных дела: обозначают гласные звуки и командуют согласными буквами, которые находятся перед ними. Буквы А, О, У, Ы, Э дают команду «Читай твердо!», а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – «Читай мягко!»

Значит, чтобы прочитать слог, сначала нужно посмотреть на гласную букву и «послушать» (вспомнить) ее команду. А затем прочитать слог с согласным твердым или согласным мягким звуком.

Знакомство с обозначением твердости – мягкости согласных звуков в конце слов и перед согласными с помощью буквы «Ь» происходит после того, как дети уже узнают несколько согласных букв. Дети уже знают, что мягкость согласных обозначается гласными буквами. Но что же делать, если после мягкого согласного нет гласного звука и мы, поэтому, не можем написать «командира». Для этого есть специальная буква «Ь», которая не обозначает никакого звука, у этой буквы только одно «важное дело» - командовать: «Читай мягко!»

Способ передачи на письме согласного мягкого звука [ й ] так же, как и обозначение твердости – мягкости согласных определяется местом звука в слове: в позиции не перед гласным он обозначается своей буквой «Й», а перед гласными – буквами последующих гласных – Я, Е , Ё, Ю. иными словами звук [ й ] в русском языке обозначается пятью разными буквами. Как объяснить этот сложный способ обозначения ребенку дошкольного возраста?

Основой ознакомления с обозначением звука [ й ] перед гласными является звуковой анализ слов: «яма», «юла», «ёжик», «ель» и др. Например, анализируя слово «яма», дети говорят что 1-й звук [ й ]- согласный мягкий, 2-й звук [ а ] – гласный, 3-й звук [ м ] – согласный твердый и 4-й звук [ а ] – гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками:














При этом дети убеждаются, что в заданном слове 4 звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука вместе: [ йа ]. Дети вспоминают, что есть буква с таким названием. Воспитатель объясняет, что если в слове слышится слог [ йа ], то он обозначается буквой «Я». На схеме появляется буква «Я», которая кладется сразу на две фишки:



Я




А