Файл: Лабораторная работа 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с воспитателем дети формируют вывод: если буква «Я» написана после согласной буквы, то она обозначает 1 звук - [ а ] и обозначает мягкость предшествующего согласного звука, если буква «Я» написана в начале слова или после гласной буквы – она обозначает 2 звука [ й ] и [ а ].

Таким же образом дети узнают, что и буквы Е, Ю, Ё могут обозначать в словах два звука.

Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое название воспитателем и детьми звука [ й ].

Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова «Юра» ребенок не называет вслух последовательность звуков: [ й ], [ у ], [ р ], [ а ], а молча выкладывает слово: буквы Ю, Р, А. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ – «Ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два - [ й ] и [ у ], а буква одна – «Ю».

У некоторых педагогов существует опасение, что такое акцентирование внимания на звуке [ й ] при анализе слов с йотированными гласными может привести к ошибкам в написании слов «юла» (йула), «ёлка» (йолка) и т.п. Что дети выделяя отдельно два звука и обозначать их будут двумя буквами «Й» и соответствующей гласной? Подобные ошибки действительно имеют место. Но это происходит лишь в том случае, если обозначение звука [ й ] буквой «Й» изучается раньше чем обозначение этого звука буквами Я, Ё, Е, Ю. Поэтому сначала необходимо познакомить детей со способом обозначения звука [ й ] с помощью гласных букв, закрепить это умение, и лишь затем переходить к изучению буквы «Й».

Большинство согласных букв русского алфавита обозначают два звука (согласный твердый и согласный мягкий). Сначала дети знакомятся именно с такими согласными буквами. С ними составляют слоги – слияния и закрепляют умение обозначать твердость – мягкость согласного с помощью гласной буквы.

При знакомстве с буквами обозначающими один твердый звук ( [ ц ], [ ж ], [ ш ]) и один согласный мягкий звук ([ ч ], [ щ ], [ й ]), дети узнают, что эти буквы «не слушают команды гласных букв», что это «капризные» буквы. И поэтому после «чу» и «щу» мы пишем с буквой «У», хотя всегда после мягких согласных писали букву «Ю». также слоги «ча» и «ща». А «жи» и «ши» пишутся с буквой «И», хотя слышим звук [ ы ]. Если при чтении слов со слогами «жи», «ши», «же», «ше» ребенок по привычке старается «смягчить» твердые звуки [ ж ] и [ ш ], следует напомнить, что «капризные» буквы не слышат «команд» и хотя гласные буквы «И», «Е» говорят «читайте мягко», буквы «ж» и «ш» их не слышат. Они обозначают только твердые звуки, у которых нет парных мягких.


С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например «Коля» и «колья». Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. При этом, как правило, пишут оба слова одинаково: «Коля». Если же выложить эти слова с помощью фишек, сразу становится ясной разница в звуковом составе этих слов. Если слово «Коля» дети выкладывают, ставя синюю, красную, зеленую и красную фишки, т.е. фиксируют четыре звука в слове, то при выкладывании слова «колья» (а его лучше выложить непосредственно под словом «Коля»), дети видят, что после мягкого согласного звука [ л’ ] есть еще два звука – мягкий согласный [ й ] и гласный [ а ]. Дети обнаруживают, что звуковой состав этих слов различен и что буква «Я» в слове «Коля» обозначает один звук – [ а ] , а в слове «колья» - два звука - [ йа ]. Значит, нельзя в слове «колья» поставить сразу после буквы «Л» букву «Я». Получится «Коля». А вот если поставить после буквы «Л» букву «Ь», то она укажет, что букву «Л» нужно прочесть мягко. Стоящая после мягкого знака буква «Я» будет произноситься [ йа ] – «колья». Далее дети самостоятельно выкладывают слова «братья», «ручьи» и т.д.

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например, «сел» и «съел». Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв «Е, Ё, Я, Ю», написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

Данный порядок изучения букв позволяет наиболее полно раскрыть особенности русской графики, понять соотношение букв и основных звуковых единиц на уровне обобщений, в определенной системе.

3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота);

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

  • активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

  • развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

  • развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.


Формирование умения читать

Формирование умения писать

  1. Подготовительный этап










  1. Основной этап










  1. Заключительный этап










Анализ в сопоставительном плане «Русской Азбуки» (в. Г. Горецкий, в. А. Кирюшкин, а. Ф. Шанько, в. Д. Берестов) и «Азбуки» (н. В. Нечаева, к. С. Белорусец)




«Русская Азбука» Горецкого

«Азбука» Нечаевой

  1. Структура букваря

  1. Подготовительный этап.

5-22 стр.

Использованы иллюстрации сюжетные и предметные, схемы слов и предложений. Введение представления о предложении, об устной речи, формирование умения слушать, говорить на обсуждаемую тему. Дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст. Общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.

  1. Основной этап.

23-210 стр.

Ознакомление с алфавитом. Изучаются все буквы и звуки алфавита Формирование умения читать звуки, слова и предложения. Разделение слова на слоги, постановка ударения в слове. Изучение рисуночного письма. Изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких. Постоянно работаем над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

  1. Заключительный этап.

210-240 стр.

Изучение истории букваря. Знакомство с тесками великих русских писателей, так же знакомимся с краткой биографией писателей. Совершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.

  1. Подготовительный.

4-11 стр.

Основное назначение подготовительного периода: введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква, представление о предложении, об устной и письменной речи, формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.

  1. Основной этап.

12-75 стр.

Вся система упражнений в этот период формирует у ребенка правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко-буквенный анализ. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы маленькие и большие. Позиционная смена согласных звуков: твердые-мягкие согласные. Единственное, множественное число. Знакомимся с рифмой, прозой и стихами. Учимся понимать прочитанное. Знакомимся с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. Не о подборе слов и предложений к заданным схемам, о наблюдении многозначности схем, сравниваем раздельное начертание слов с их слитным произношением.Вводятся гласные-согласные звуки и буквы, их обозначающие; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки. Группировка, систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию. Первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации. Изучение слогов.

  1. Заключительный этап.

Дети фантазируют придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев, продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации, дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

  1. Последовательность изучения букв, чем она определяется

Расположение букв в букваре основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала изучаются наиболее употребительные (исключаются ы и у), затем менее употребительные, затем вводится группа малоупотребительных.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, у чётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н,к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

После введения и закрепления общего позиционного принципа четния дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).

  1. Структура и содержание типовой букварной страницы

Не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам.

Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

а) Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока.

б) На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая пока­зывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

  1. Виды материала для обучения звуковому анализу

Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольнике, использование цветовых сигналов для обозначения звуков, при изучении их главных свойств и признков.

Слова для слого-звукового анализа предусмотрены на каждой левой стра­нице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово, определяют, из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки) делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут напечатать его - звуко-буквенный анализ.

  1. Виды материала для обучения слоговому чтению

Слоги представлены на страницах изучения новых букв и звуков в основном на правой странице в правой стороне: ни, на, но, ну, ны.

Применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов.

На страницах азбуки предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составлены по принципу от простого к сложному (от открытых слогов к слогам и словам где имеется стечение нескольких согласных), столбики слов, предложения, небольшие тексты. Некоторые упражнения в технике чтения: прочитать слог, добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово, добавить к слогу другие слоги, чтобы получилось слово, найти в словах определённые слоги и т.п.

  1. Литературный материал

Авторские тексты для чтения.

Тексты на левых страницах разворотов составлены нами с учетом того, что уже на самых простых маленьких текстах следует начинать формирование у первоклассников типа правильной читательской деятельности. Именно поэтому в текстах есть материал для анализа содержания и смысла, работы с заглавием, наблюдения над языком, в них можно найти образы-картины и образы-персона­жи (см., например, тексты «Туман», «Романс гнома Томми», «Шишки-малыш­ки» и др.). Тексты разнообразны по содержанию, в них ярко выражены и позна­вательное, и нравственное, и эстетическое начала, присутствуют ирония и юмор, доброта и нежность. В некоторых маленьких рассказах появляется персонаж, ко­торый постоянно присутствует на страницах книги для чтения в 1-м классе «Ка­пельки солнца», - Вова Колесников (рассказы «Наша выставка», «Наши спортсме­ны», «Кто кем станет?», «Страшный сон»). Большое место отводится культуроло­гическим текстам: о русских словах, о происхождении русских имен, фамилий, о Москве и ее истории.

Тексты для читающих детей, помещенные на правых страницах разворотов, за редким исключением авторские. Это стихи и маленькие рассказы или сказки детских классиков и современных детских писателей. Чтение и анализ этих текс­тов позволяют сделать плавным и естественным переход от учебника «Моя люби­мая азбука» к книге для чтения «Капельки солнца», в которую наряду с закончен­ными произведениями современных детских писателей уже включены и отрыв­ки из крупнообъемных произведений.

  1. Возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению

В учебник «Русская азбука», подготовленный специально для использования его в условиях массового обучения, впервые вводятся тексты, предназначенные для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита.

Возможны разные варианты работы с текстом, помещенным на правой стра­нице разворота.

В «смешанном» классе учитель дает задание нечитающим детям просмот­реть текст, обращая внимание на шрифт, найти и прочитать слова с уже извес­тными буквами (так, например, на стр. 43 в тексте Д.Хармса «Тигр на улице» это только одно слово - тигр), а также подчеркнуть в словах известные буквы, под­считать, например, сколько раз в 1-м абзаце встречается та или иная буква и т.п.

Пока первая группа выполняет это задание, учитель работает с читающими детьми: дети читают фамилию автора и заглавие, ключевые слова, соотносят их с иллюстрацией к тексту, высказывают свои предположения, о чем будет этот текст*. Затем они приступают к чтению текста про себя.

В это время учитель проверяет, как выполнила задание первая группа. Затем все дети работают с текстом: первая группа слушает чтение, думает, отвечает на вопросы, дети второй группы по очереди читают вслух по предложениям или аб­зацам, учитель дает попутный комментарий. В заключение проводится беседа по вопросам ко всему тексту.

В классе, где все дети не читают, текст на правой странице разворота читает вслух учитель и проводит работу с текстом, соблюдая все этапы, о которых шла речь выше.

В случае если все дети в классе читающие, на заключительном этапе урока все дети участвуют в чтении и анализе текста.

  1. Возможности материала букваря для подготовки к изучению разных сторон языка

Усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.


Основные направления работы в период обучения грамоте:

  1. Формирование представлений об основных единицах языка и законах их использования.

  2. Развитие фонематического слуха

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

Таблицы слогов-слияний(помогают осознавать роль новой буквы, ее место в слоге).

Виды слоговых таблиц: 1) с пропущенными слогами; 2) лучеобразные; 3) стрелочные; 4)цепочные.


Приемы работы: а) чтение слогов сверху вниз и наоборот; б) чтение слогов с твердыми мягкими согласными; в) чтение слогов со звонкими и глухими согласными; г) чтение слога и договаривание его до полного слова; д) последовательное чтение двух – трех слогов так, чтобы получилось новое слово; е) показ и чтение слога (слогов), услышанных в произнесенных словах.

Столбики (колонки) слов – важный структурный элемент страницы букваря, предназначенный для первичного чтения слов с изученной буквой, для звукового анализа. Слоги-ориентиры выделены: утро, просо, рис, трава, мак.

Упражнения в чтении: 1)чтение с предварительным анализом по графическим пометам (Сколько слогов? Прочитайте слияние. Прочитайте первый слог, второй, слово в целом); 2) чтение и объяснение лексического значения; 3)чтение слов в прямом и обратном порядке; 4) выборочное чтение (имена людей, клички животных, названия растений и т.д.); 5)чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом; 6) чтение слов и подбор синонимов, антонимов; 7) чтение слов, являющихся ответом на вопросы типа “Что растет в лесу?”.

Различные приемы чтения слов помогут избежать их заучивания, будут способствовать сознательному, многократному прочтению.

Для работы со столбиками слов можно предложить пропедевтические задания, предполагающие элементарные наблюдения над фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими, словообразовательными признаками.

Если в колонках есть слова разных частей речи, необходимо использовать их для формирования у учащихся соответствующих морфологических умений: можно предложить детям поставить вопросы к таким словам:

с.53 космос с.82 единый с.84 лебеди

косили еловый белые

косилка ерши вишни

коса ежи летели

Можно использовать также слова-названия предметов для формирования у первоклассников практического представления о роде, числе имен существительных, формировать умение подставлять к каждому названию предмета слова он, она, оно, они; можно также провести первичное ознакомление с различением названий живых и неживых предметов по вопросам кто? что?.

Сознательным речевым действиям первоклассников, связанным с формированием у них грамматически правильной речи, будут способствовать упражнения в чтении предложений, сконструированных из