Файл: Лабораторная работа 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материал и приём в литературе.

Материал - это событии, истории, придуманные истории, рассказанные и., сюжетные линии, которые заинтересовали автора. Из выбранного материала автор определяет главную сюжетную линию, т.е. выстраивает отношения. Художественно перерабатывая данный материал автор интерпретирует свое выражение и главную идею своего произведения, т.е. о чем он хочет нам говорить. Таким образом, порой незатейливый сюжет преобразуется в худ. Форму, что потом мы и называем лит. произведением. Чтобы нам было интересно было смотреть или читать это произведение он жизненную реальность превращает в худ. реальность определенными писательскими и литературными приемами. Сперва определяется форма. Через форму, он дает нам содержание, где развертываются события и отношения героев в определенном порядке. В лит. произведении время как бы замедленно, это необходимо автору затем, чтобы мы проследили за жизнь и поведением героев в романе. Огромное знач. имеет композиционное построение произведения. Композиция – завязка, развитие действия, кульминация и эпилог. В лит. произведении не всегда может совпадать фабула и сюжет – это тоже авторский прием. Для писателя очень важно выписать характеристики гл. действ. лиц. Характеры которых он берет из реальной жизни. Характер лит. героя определяется с помощью речевой характеристики. Для оттенения худ. образа автор использует описание природы, которое должно быть подчинено динамике всего произведения. Метафоричность языка писателя одно из основных средств художественной выразительности.

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению;

Современное состояние нашего общества требует от каждого человека высокого уровня профессионализма и таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение, которые не могут быть выражены без полноценной базовой подготовки учащихся. В связи с этим значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников на различных ступенях образования. Важнейшей задачей школы сегодня является научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся, подготовка к творческой деятельности. Актуальность проблемы дифференцированного обучения в начальной школе очевидна, так как все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития индивидуальных способностей каждого ребенка в условиях обучения по одной программе.


Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Необходимость организовать дифференцированное обучение в 1 классе вызвана как минимум тремя причинами: во-первых, дети, поступившие в школу, существенно различаются по уровню своих умений читать и писать; во-вторых, темп усвоения нового материала у детей разнится, и на понимание изучаемого и формирование новых умений каждому ребенку нужен свой срок; в-третьих, исследования современных ученых-дидактов показывают, что формирование у школьника качеств деятеля возможно лишь в условиях максимальной индивидуализации задач и способов их решения. Дифференцированный подход обеспечивает прочность усвоения материала, реализует на практике принципы доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы.

Дифференцированный подход позволяет построить урок так, чтобы каждый ученик получал задания по своим возможностям и с небольшим опережением.

Неоднократные попытки ответить на вопрос, как дифференцировать первоклассников по группам для индивидуализации обучения грамоте в одном классе, делались в прошлом веке. Так, известный педагог и методист С. Редозубов рекомендовал делить класс на две подгруппы, объединяя слабых со средними и средних с сильными. Общеклассная работа чередовалась с групповой: когда учитель работал с одной группой, другая выполняла самостоятельное списывание, складывала слова по образцам, дописывала незаконченные предложения, читала про себя, готовилась к беседе по картинке (для сильной группы); обводила и заштриховывала фигуры, писала элементы букв, читала столбики слогов, слов, предложений про себя (слабая группа).

Дифференцированный индивидуальный подход к учащимся начинается с начала их обучения в 1 классе, в букварный период, когда дети приступают к овладению чтением.


Требование развивающего обучения детей, поступивших в школу со значительными различиями в уровне подготовленности, может быть успешно выполнено только при правильном учете реальных возможностей каждого ребенка. Снижение, как и завышение требований, не способствует развитию детей, потому что основное требование развивающего обучения – узнавать новое, приобретать новые знания и умения на каждом уроке.

Учет разной подготовленности детей при обучении грамоте требует условного разделения класса на группы. При таком разделении учителю легче правильно распределять учащимся самостоятельные задания, которые наиболее полезны каждому. Группы не оставляют постоянными; например, по мере обучения поступившие в школу не читающие дети могут догонять и даже перегонять по умениям и навыкам тех, кто умел читать до поступления в школу. Учитель постоянно изучает растущие возможности учащихся в овладении знаниями и умениями и учитывает это при распределении самостоятельных заданий.

Организованное учителем взаимодействие в общей работе учащихся разной подготовленности способствует взаимному их обогащению знаниями и умениями. Слабо подготовленные к овладению грамотой учащиеся могут быть сильными в других умениях, например в рисовании, ручном труде, физкультуре. Учитель использует эти сильные стороны, чтобы стимулировать их к чтению, письму, сравнивает их достижения только с их же достижениями недельной давности и т.д. Задача учителя заключается в том, чтобы не только научить детей читать, писать, считать, но и развить у учащихся недостающие умения. Должно достигаться гармоническое развитие личности каждого ребенка, как умственное, так и физическое. Увеличение доли самостоятельной работы для более сильных учащихся позволяет учителю уделять больше внимания слабым ученикам. К этому направлена разумная перспективность в изучении букварного и внебукварного материала, который всегда в распоряжении учащихся.

Дифференцированное обучение грамоте с использованием заданий равного уровня трудности соответственно изменяет применение учителем методов обучения с учетом подготовленности разных групп учащихся.

8) возможности материала букваря для подготовки к изучению разных сторон языка (лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса), для общего и речевого развития учащихся.


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ





Программа «Школа России». Азбука. Авторы: Горецкий В.Г.,

Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.


Программа «Гармония» Букварь. Авторы: М.С. Соловейчик,  Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина б

Программа «Планета знаний», Букварь. Автор: Т. М. Андрианова

Принцип построения

Учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок .Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы. Выбор упражнений соответствует и изучаемым темам. Многообразие упражнений по каждой теме помогает легче и быстрее запомнить изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как: составление предложений по заданным словам, определение значений слов, различие одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов

Букварь предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке.

Содержание букваря позволяет организовать работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся: слушания – восприятие и понимание звучащей речи; говорения – использование средств языка устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала. В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение. 

Последовательность изучения звуков и букв

Последователь­ность изучения звуков и букв основыва­ется на принципе частотности употребления звуков(букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребите-

льных. Это позволяет значитель­но обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобще­ния и классификация, наблюдения над омонимией, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием),над предложением(составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, и др.), над связной речью (составле­ние рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитан­ным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по воп­росам и др.) Материалы каждой страницы учебника объединены од­ной темой, что направлено на систематизацию представле­ний детей об окружающей действительности.


Сочетание традиционного-линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в

современной методике парным их изучением, помогают открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв

проходит перед первоклассниками дважды. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных. Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных). Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Новый этап работы-продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Далее происходит освоение тех букв, которыми

обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные. Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ.


Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала..

Характеристика литературного материала для чтения

Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами («Весна», «Лес», «Земля», «Подарки» и др.) школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы.

Постепенно осваивая систему условных обозначений,

ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной ра

боты с учебной книгой. Со временем ученик поймёт, что в букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова,предложения, короткие рассказы, которые следует читать, – в нём есть ещё и задания, которые нужно выполнять. Работая с материалами букварныхстраниц, он впервые встретится с короткими сообщениями, в которых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила, в данном букваре осуществляется целенаправленная подготовка учеников к освоению курса русского языка.

Букварь рассматривается

как учебник, в котором интегрированно решаются задачи как разностороннего развития и воспитания ребёнка, так и формирования у него не только читательских, но и языковых умений. Уже в букваре ученик подводится к мысли о том, что в разных случаях мы говорим по- разному. Он учится создавать изобразительную речь (рисовать словами) и научно-деловую (говорить как учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге. Содержание букваря предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале в букваре дети учатся: 1) понимать содержание и главную мысль произведения; 2) понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; 3) извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию

Большую воспитательную направленность имеют пословицы и поговорки, введенные внизу страницы букваря в связи с изучением новой буквы. Они учат ценить доброжелательные отношения, дружбу, трудолюбие

Как решаются задачи развития речи

Очень много заданий в «Азбуке» на развитие связной речи. Ведется работа по развитию устной речи учащихся. Такая работа наблюдается в составление предложений на определенную тему: о маме, о школе, о детях и т.п. («Расскажи о своем дне рождении», «Кого ты пригласил?); небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей)

Совершенствование умения говорить и

слушать, соблюдение правила поведения при общении в различ-

ных ситуациях.Формирование диалогической и монологической речи – как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.

Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавлива-

нию после уточнения темы и главной мысли (без терминов),

участие в беседе по прочитанному.  Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо. 

Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах). Представленные тексты являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.

Виды иллюстрационного материала,

назначение иллюстрационного материала

На каждый урок отводится две страницы (разворот «Азбуки»), которые содержат текстовой ма­териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картин­ки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сю­жетные картинки содействуют прояснению смысла про­читанного, позволяют организовать работу по составлениюпредложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании специально помещены серии рисунков на от­дельных страницах.

       Кроме текстового материала и иллюстраций, «Русская азбука» содержит разнообразные внетекстовые эле­менты (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв), которые способствуют выработке техники чте­ния и развитию речи и мышления.

     В учебнике широко представлен разнообразный зани­мательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и инте­рес к родному языку, способствовать развитию их речи имышления.


 Внешнее и внутреннее оформление книги очень привлекательное. Яркие, четкие иллюстрации сразу заинтересовывают детей, вызывают у них большой интерес к работе. Все изображения на страницах букваря, на протяжении всего периода обучения грамоте, не вызывают у детей сомнений: «А что это? А кто это?» Они удачно подобраны с учетом особенностей зрительного восприятия первоклассников. Удачно выбран шрифт. Крупные буквы привлекают внимание детей, помогают сосредоточиться во время чтения. у. Он учится создавать изобразительную речь (рисовать словами) и научно-деловую (говорить как

учёный) – соответствующие рисунки-подсказки даются на полях букварных страниц. Сначала он будет

учиться понимать задания, предъявленные условными значками,

а потом, в той или иной мере научившись читать, станет «вычерпывать смысл» установок авторов из заданий-заголовков , осмысливать тексты по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных

страниц, он впервые встретится с короткими сообщениями, в ко

торых сформулированы результаты совместных наблюдений, орфографические правила.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте, предусмотрели систему упражнений. Среди них особый интерес представляют многофункциональные тренинговые листы для отработки навыков чтения разного уровня. Тренинговый лист в конце рабочей тетради "…" обращение к нему может быть многократным.  Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью пропедевтического знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания "соседей" изучаемой буквы.
           Каждая тема в букваре завершается разворотом по проектной деятельности, расширяющей кругозор учащихся по изучаемым темам и осуществляемой во внеурочное время. Предварительной знакомство с разворотом учебника поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.



Вывод

«Азбука» В.Г. Горецкого предусматривает работу по развитию всех видов речевой деятельности, но не предполагает системного обучения младших школьников слушанию. Учащиеся должны уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план (простой) исходного текста, подробно, выборочно и сжато излагать повествовательные тексты. Многие из представленных умений определяют умение слушать, но развивать их необходимо в условиях устной речи, когда необходимая информация воспринимается учащимися на слух. Реальная же практика показывает, что учащиеся обычно имеют дело с текстами учебников, что развивает умение эффективно читать, но не слушать. . в «Азбуке» нет упражнений по обучению умениям восприятия информации (как нужно слушать, приемы слушания). В учебнике есть упражнения, развивающие некоторые умения глобального слушания, такие, как анализ предложенных заголовков, определение предметного содержания текста (темы), умение «схватывать» смысл сказанного, выделять главное и второстепенное, оценить услышанное. Упражнения на развитие других умений глобального слушания в учебниках не представлены. В учебниках есть небольшое количество упражнений, направленных на развитие умений критического слушания (выразить свое отношение к воспринятой информации), развитие других умений этого вида не найдено.

Букварь ориентирован на детей, только начинающих учиться читать, что проявляется в отборе и расположении материала, в том числе в порядке изучения букв. Одновременно букварь создаёт условия, во-первых, для успешного продвижения учащихся, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки, а во-вторых, для организации на уроке дифференцированной работы с разными группами учеников.

Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном,морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями:словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение. В учебнике представлены упражнения на развития текстовых умений (выделять основную мысль в тексте и др.). Учащиеся работают с письменными текстами, то есть они имеют возможность прочитать текст, видеть его в процессе анализа, тогда как развитие аудирования предполагает работу с услышанным однократно текстом.В данном учебнике по обучению грамоте ведется работа по развитию всех видов речевой деятельности, однако целенаправленной и систематической работы по развитию слушания не происходит. Большинство упражнений и заданий направлены на развитие говорения и чтения.


В современном начальном образовании важную роль играет период обучения грамоте, так как именно в этот период у детей формируется представление об устной речи, они воспринимают большинство информации на слух, много работают с устными упражнениями. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале, который, как правило, воспринимается на слух, дети учатся: понимать содержание и главную мысль произведения; понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию. Работа ведется по опорным словам и схемам, ученики дополняют предложения, составляют рассказы по картинкам героев. Анализ потенциального пространства современных букварей для начальной школы показал, что специальная система занятий по формированию и совершенствованию умений слушания отсутствует, упражнения для развития слушания не представлены. Основная работа ведется над развитием текстовых умений, связанных с письменным текстом.