Файл: Лабораторная работа 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слов и предметных рисунков, использованных вместо слов, которые дети еще не умеют прочитать. Слово, которое добавляет ученик в предложение в процессе его чтения вместо изображенного предмета или условного обозначения, что также символизирует слово, он должен поставить в необходимую грамматическую форму.

В отдельных случаях ученикам приходится дополнять предложения антонимичными, синонимичными формами, правильно сочетать глаголы с другими словами.

Связные текстыиспользуются для отработки навыка чтения и формирования элементарных умений анализировать текст. Приемы работы с текстом можно использовать такие:

1. Чтение по предложениям «цепочкой».

2.Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам.

3.Пересказ прочитанного.

4.Подбор заглавия к тексту.

5.Составление рассказа по аналогии с прочитанным.

6.Чтение текста и работа над выразительностью.

7.Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения.

8.Чтение текста после беседы по сюжетной картинке.

9.Чтение текста и лексическая работа.

Для работы с текстом обязательна подготовительная работа к восприятию; показательное чтение текста учителем; использование дополнительных материалов для индивидуального чтения; печатанье текста на доске; многократное прочтение как по слогам, так и целыми словами и предложениями; еженедельные 20-минутные занятия с детской книгой.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста и для работы по развитию речи. Упражнения для работы с сюжетными картинками: 1)ответы на вопросы (беседа); 2)составление предложений; 3)составление связных текстов

Серии сюжетных картинок используются для составления предложений к каждой, а затем для объединения предложений в связный рассказ.

Предметные картинкимогут быть использованы для звуковой работы (называют предмет, анализируют звуковой состав слова; называют предметы и сравнивают звучание слов, определяют наличие изученного звука), а также для лексической (называют предмет, объясняют его лексическое значение; наблюдают явление многозначности; сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, наблюдают над синонимами, антонимами).

Группы предметных картинокслужат для словарно-логических упражнений: 1)на различение родо-видовых понятий (как назвать одним словом?); 2)классификацию предметов (какой предмет лишний и почему?); 3)сопоставление слова со звуковой схемой; 4) обобщение (Чьи вещи? Где растут деревья?).


Схемы-моделииспользуются для аналитико-синтетической работы:

- проводится звуковой анализ слов с опорой на данную схему (можно предложить такие задания: соотнеси картинки и схемы; соотнеси схемы и слова; соотнеси картинки, схемы, слова);

- звуковой анализ и составление схемы;

- сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

- анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

- чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание предложений»;

- составление предложений по схемам.

Лента (таблица) букв может быть использована на этапе повторения, изучения новогоматериала, закрепления новых звуков и букв. Приемы работы с «лентой букв» на этапе повторения пройденного:

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «лент букв» по плану:

- прочитайте гласные буквы (чтение парами: а - я,...);

- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;

- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;

- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);

- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,]);

- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;

- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);

- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:

- гласная - согласная;

- гласная: назвать звук; обозначает мягкость — твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости — мягкости (если есть); парный — непарный, звонкий — глухой, назвать пару по звонкости — глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

Работая с лентой букв на этапе изучения нового материала, можно использовать такие приемы:

1. Определение места буквы на «ленте букв».

2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.

3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного.


На этапе закрепления и обобщения: для работы с лентой (таблицей) букв используются такие приемы:

1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами и отвечают на вопрос: Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2. Игра «Отгадайте букву».

1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.

2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.

Наряду с аналитико-синтетическим звуковым методом обучения грамоте новая программа позволяет использовать и другие методы обучения чтению, например, метод целых слов. Уместность применения этого метода объясняется необходимостью научить первоклассников после того , как они овладеют слоговым чтением, воспринимать и быстро опознавать графические образы уже знакомых слов и целыми словами воспроизводить их на основе ранее ранее приобретенного читательского опыта.

С этой целью учитель может предложить ученикам индивидуальные карточки или таблицу на доске со словами, которые читались на предыдущих страницах букваря.

Задание: прочитайте сначала не спеша, а потом как можно быстрее.

2 буквы – на

3 буквы – над

4 буквы – нить

5 букв – носок.

Такие таблицы можно предлагать ученикам для чтения после каждой 5-6 изученной буквы. Отрабатывая чтение таким способом, будем работать над усовершенствованием навыка чтения, что важно в букварный и послебукварный периоды обучения.

В работе с первоклассниками большое внимание надо уделять разнообразным видам чтения: чтению вслух и молча, цепочкой, выборочно, хором, с интонацией. Тексты с диалогами можно читать в лицах, что позволит отрабатывать выразительное чтение повествовательных, вопросительных, побудительных предложений, предложений с восклицательной интонацией.

Для развития самостоятельности учащихся в чтении необходимо практиковать самостоятельное чтение вполголоса, во время которого каждый ученик сможет активно включиться в процесс чтения на уроке.

Образец выразительного чтения стихотворения или художественного прозаического текста учитель дает сам или использует ТСО.

Сознательность чтения формируется на основе выполнения разных заданий, построенных на материале букварных страниц:


1. Определите, к какому рисунку относится предложение.

2. Назовите действующих лиц, о которых идет речь в тексте.

3. Найти слова, которые передают названия изображенных предметов.

4. Рассказать, кто что делает в прочитанном тексте.

5. Прочитать начало сказки и подумать, как ее продолжить.

6. Составить предложения со словами, данными в столбиках.

7. Напечатать слова в тетради.

Первоклассникам надо также предлагать материал, который имеет коммуникативную направленность: короткие инструкции к игровым и учебным заданиям, тексты поздравлений, пожеланий, написанных учителем или одноклассниками, чтение подписей под серией картинок, аннотацию к книге, которую надо прочитать.

Такие задания помогут первоклассникам осознать важность и полезность навыка чтения.

Чтобы проверить навык чтения текста, необходимо предлагать варианты текстов, чтобы избежать заучивания их наизусть.

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

Как было уже сказано, овладение чтением начинается с обуче­ния чтению слогов. Процесс этот сложный, вызывает большие трудности у детей с нормальным интеллектом, тем более — у ум­ственно отсталых, у которых нарушена познавательная деятель­ность, а также такие стороны психофизического развития (фоне­матический слух, произношение, моторика глаза, зрительное вос­приятие), которые непосредственно участвуют в акте чтения. Эти нарушения затрудняют учащимся выделение звука, уточнение его произношения, восприятие буквы, слияние звуков в слоги, пере­ключение артикуляции одного звука на другой, перевод глаза с одной буквы на другую.

Специфические методы и приемы обучения чтению позволяют умственно отсталым школьникам овладеть чтением по слогам в течение первого класса.

Основным приемом, используемым во вспомогательной школе, является чтение «по следам анализа». Он заключается в том, что подлежащий чтению слог (а затем слово) анализируется по зву­ковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и прочи­тывается. Процесс этот проходит без особого труда, так как опи­рается на естественное слитное звучание разговорной речи.

Другим приемом обучения является чтение по подобию, или по аналогии, с только что прочитанным слогом, словом. По этому принципу построены слоговые таблицы (слоги с разными глас­ными и одной и той же согласной или с разными согласными и одной и той же гласной).


а о м с р

ма мо ма са ра дом сон

ха хо мо со ро том сом

са со му су ру ком сын

ша шо мы сы ры сом сыт

ра ро

Поскольку новые слоги (слова) близки по характеру звучания и артикуляции, они также не вызывают больших трудностей в чтении.

При обучении чтению во вспомогательной школе важно пони­мание читаемого. Если в норме понимание опережает процесс чте­ния, то умственно отсталый ребенок часто не осознает того, что читает, слова не соотносятся у него с реальными предметами и явлениями действительности.

По этой же причине при обучении чтению даже слогов долж­на быть предусмотрена работа над пониманием читаемого. Слог как часть слова не несет смысловой нагрузки, поэтому для анали  за следует подбирать слова. Понимание их значения достигается использованием реальных предметов или предметных картинок.

  1. Учащимся предлагается предмет или его рисунок. Они должны назвать этот предмет. Слово повторяется хором и отдельными учениками.

  2. Анализируется слово. Устанавливается количество слогов, их последовательность (первый слог, второй слог), повторяется нужный слог.

  3. Анализируется слог. Устанавливается количество звуков в слоге, их последовательность.

Работа по слоговому и звуковому анализу слова не является новой, так как проводилась в добукварный период, и обязательно сопровождается условно-графической записью:



  • слово (черная линия);

  • слоги (синие линии);

-звуки (гласный — красный кружок, согласный — синий).

Частично можно использовать схему, принятую в настоящее время массовой школой:

 (слово, слоги),



(слово, слоги, звуки).

После такого звукового анализа устанавливается первая бук­ва, вторая. Буквы из настенной кассы ставятся на наборное по­лотно под кружком, обозначающим звук:



  1. Слог прочитывает учитель, ученики — одновременно и по очереди.

  2. Далее идут упражнения в составлении слога из букв раз­резной азбуки на доске и на парте у каждого ученика и в чтении этого слова.

  3. Со временем учащиеся не только составляют слог из букв разрезной азбуки, но и узнают его «в лицо». Этому способствует работа со слоговой таблицей, которая оформляется по типу кас­сы: изучили слог — нашли ему место в таблице1. Поэтому наряду с составлением слогов из букв необходимо учить детей находить эти слоги в таблице, читать их.

  4. После отработки чтения слога на доске (на парте) дети обращаются к букварю. Проведя аналитическую работу по рисункам и схемам на страницах букваря, они упражняются в чтении слогов.