Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина

— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог

— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый




  1. Федеральные налоги


Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);

  • акцизы;

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

  • налог на прибыль организаций;

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • водный налог;

  • государственная пошлина;

  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).




  1. Региональные налоги



Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. налог на игорный бизнес;

  3. транспортный налог.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.


  1. Местные налоги


Местный налог - это налог устанавливаемый и вводимый в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, в целях финансового обеспечения деятельности муниципального образования, обязательный денежный платеж, имеющий односторонний характер, подлежащий взиманию на территории муниципального образования на началах безвозмездности, безвозвратности и зачисляемый в бюджет или внебюджетный фонд муниципального образования.


  1. Содержание и формы государственного и муниципального кредита


Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым по значимости после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количества денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает какгарант, т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется. Однако если должник не смог в срок и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то государство как гарант будет вынуждено расплатиться за него. В таком случае расходы государственного бюджета, а значит, его дефицит могут увеличиться.


Государственный кредит представляет собой важное звено финансовой системы, обслуживающее прежде всего централизованные фонды денежных средств. Будучи элементом государственных финансов, государственный кредит соединяет в себе черты финансовой и кредитной категорий.

Государственный кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Все эти характеристики роднят его с традиционными видами банковского и коммерческого кредита. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный кредит:

-  предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;

-  привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;

-  обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;

-  не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;

-  сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;

-  погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;

-  находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.

Государственный кредит, прежде всего государственные займы, так же как и налоги, является важным источником доходов бюджета. Однако налоги и займы играют в бюджетном процессе разную роль.

Налоги носят принудительный характер, они безвозвратно уплачиваются государству, представляют собой одностороннее движение стоимости и не требуют дополнительных расходов по возмещению.

Займы, напротив, чаще всего не являются принудительными. Исключение составляют лишь отдельные случаи принудительного их размещения, как это было, например, в СССР в 40—50-е гг. Заимствованные средства не безвозвратно предоставляются государству, они подлежат возврату, и по этим средствам выплачивается определенный процент. Поэтому займы, в отличие от налогов, могут увеличивать государственные расходы. Кроме того, займы, будучи платными, уже не могут быть отнесены к одностороннему движению стоимости. Они предполагают встречное движение стоимости в виде процента и могут свободно обращаться на рынке.


Государственный кредит выполняет две основные функции — фискальную и регулирующую.


  1. Государственные и муниципальные займы


Государственные внутренние заимствования представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, выраженные в валюте Р Ф.

По форме займы бывают облигационными и безоблигационными.

Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг (например, облигаций).

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах и выдачи специальных обязательств. По субъекту эмиссии они подразделяются на выпускаемые

Правительством Российской Федерации, Правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

По субъектам-держателям ценных бумаг различают государственные займы, реализуемые только юр лицам, только гражданам, а также физ и юридическим лицам. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

1) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

2) выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей;

3) беспроигрышные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству Р Ф или уполномоченному им Министерству финансов РФ. В соответствии с БК право на осуществление внутренних заимствований принадлежит, соответственно, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или финансовому органу субъекта РФ.


Право на муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. При этом осуществление государственных и муниципальных заимствований допускается только в случае включения их в программу государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Р Ф или муниципальных образований, которая утверждается в качестве приложения к соответствующему закону (решению) о бюджете.

В наст вр в РФ выпущено несколько видов государственных внутренних займов. По каждому выпуску займов принимается отдельный НПА, в кот указываются цели и срок выпуска займа, его доходность, условия выплаты, льготы, срок и порядок погашения. Так, в соотве с Постановлением Правительства Р Ф от 15 июня 2001 г. № 379 утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа. В них установлено, что эмитентом облигаций от имени РФ является Министерство финансов Р Ф.

Облигации являются купонными среднесрочными (от 1 года до 5 лет) государствен ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и получение дохода в виде процента к номинальной стоимости,которая составляет 500 рублей.


  1. Государственный и муниципальный долг


Государственный (муниципальный) долг– обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Структура государственного (муниципального) долга представляет собой группировку долговых обязательств по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации видам долговых обязательств.

Долговые обязательства могут существовать в виде обязательств по:

  • государственным (муниципальным) ценным бумагам;

  • бюджетным кредитам, привлеченным в соответствующий бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • кредитам, полученным от кредитных организаций;

  • государственным (муниципальным) гарантиям.

Государственные (муниципальные) заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.