Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальные финансы представлены исключительно муниципальными (местными) бюджетами. Формирование внебюджетных фондов муниципальными образованиями в Российской Федерации в настоящее время не допускается (хотя в 1990-х гг. такое право было предоставлено и местные органы самоуправления им активно пользовались, создавая различные внебюджетные фонды).
Особенность муниципальных финансов в Российской Федерации заключается в том, что они включают два подуровня. Первый подуровень состоит из бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя). Второй подуровень представлен бюджетами сельских и городских поселений, бюджетами внутригородских районов.
Перечисленные выше государственные и местные бюджеты, а также бюджеты внебюджетных фондов образуют бюджетную систему Российской Федерации. В отличие от единого государственного бюджета СССР, включающего в себя все территориальные бюджеты, механизм современных государственных и муниципальных финансов РФ принципиально иной. Все бюджеты на государственном и муниципальном уровне независимы друг от друга и не входят своими доходами и расходами в вышестоящий бюджет. В рамках отдельных территорий рассчитываются консолидированные бюджеты, которые представляют свод государственных и муниципальных бюджетов соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов).
Принципы организации государственных и местных финансов:
1) принцип самостоятельности, который предполагает право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления проводить самостоятельную политик}' для обеспечения сбалансированности своих бюджетов и эффективности использования их средств. Однако самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления ограничивается действующими федеральными законами. Например, НК РФ содержит полный перечень налогов, которые могут взиматься в России, и субъекты РФ не имеют права вводить новые налоги, отсутствующие в НК РФ. В свою очередь самостоятельность муниципалитетов ограничена законами субъектов РФ.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять формы и направления расходования средств своих бюджетов, однако это право не касается расходов, которые финансируются за счет субсидий и субвенций из других бюджетов;
-
2) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов означает, что все государственные и муниципальные финансовые ресурсы должны отражаться в соответствующих бюджетах; -
3) принцип эффективности использования финансовых ресурсов означает, что при принятии решений об их использовании и реализации этих решений на практике участники бюджетного процесса должны стремиться достичь заданный результат с минимальным объемом средств или исходя из выделенного объема средств добиться получения максимального результата; -
4) из принципа прозрачности (открытости) вытекает доступность для общества информации о формировании и использовании государственных и муниципальных финансов путем обязательной публикации в печати и в сети Интернет данных об их движении, включая процедуры рассмотрения и принятия решений по вопросам, касающимся всех аспектов государственных и муниципальных финансов; -
5) принцип достоверности предполагает реалистичность прогнозов при планировании и прогнозировании формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов; -
6) из принципа законности вытекает необходимость нормативно-правового регулирования формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов; -
7) принцип единства кассы предполагает хранение всех государственных и муниципальных финансовых ресурсов на едином счете и осуществление всех кассовых выплат с этого счета. Исключением являются операции, осуществляемые за рубежом.
-
Назначение государственных и муниципальных финансов.
Традиционно необходимость государственных и муниципальных финансов обуславливается удовлетворением общественных потребностей в ходе выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных
на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнение обязательств государства и муниципальных образований в области национальной безопасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, социальной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы государственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.
В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора экономики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление общественных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизводство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: использование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право индивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем потребителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспечении воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночного распределения благ.
-
Субъекты и структура органов управления государственными финансами
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (объекты) систем. Управляющая система—«Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система—«Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются;
-
зависимость от конечной цели; -
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства; -
соответствие интересам всех членов общества; -
использование экономических законов; -
учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.
-
Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ. -
Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.