Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальные финансы представлены исключительно муниципальными (местными) бюджетами. Формирование внебюджетных фондов муниципальными образованиями в Российской Федерации в настоящее время не допускается (хотя в 1990-х гг. такое право было предоставлено и местные органы самоуправления им активно пользовались, создавая различные внебюджетные фонды).

Особенность муниципальных финансов в Российской Федерации заключается в том, что они включают два подуровня. Первый подуровень состоит из бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя). Второй подуровень представлен бюджетами сельских и городских поселений, бюджетами внутригородских районов.

Перечисленные выше государственные и местные бюджеты, а также бюджеты внебюджетных фондов образуют бюджетную систему Российской Федерации. В отличие от единого государственного бюджета СССР, включающего в себя все территориальные бюджеты, механизм современных государственных и муниципальных финансов РФ принципиально иной. Все бюджеты на государственном и муниципальном уровне независимы друг от друга и не входят своими доходами и расходами в вышестоящий бюджет. В рамках отдельных территорий рассчитываются консолидированные бюджеты, которые представляют свод государственных и муниципальных бюджетов соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов).

Принципы организации государственных и местных финансов:

1) принцип самостоятельности, который предполагает право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления проводить самостоятельную политик}' для обеспечения сбалансированности своих бюджетов и эффективности использования их средств. Однако самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления ограничивается действующими федеральными законами. Например, НК РФ содержит полный перечень налогов, которые могут взиматься в России, и субъекты РФ не имеют права вводить новые налоги, отсутствующие в НК РФ. В свою очередь самостоятельность муниципалитетов ограничена законами субъектов РФ.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять формы и направления расходования средств своих бюджетов, однако это право не касается расходов, которые финансируются за счет субсидий и субвенций из других бюджетов;


  • 2) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов означает, что все государственные и муниципальные финансовые ресурсы должны отражаться в соответствующих бюджетах;

  • 3) принцип эффективности использования финансовых ресурсов означает, что при принятии решений об их использовании и реализации этих решений на практике участники бюджетного процесса должны стремиться достичь заданный результат с минимальным объемом средств или исходя из выделенного объема средств добиться получения максимального результата;

  • 4) из принципа прозрачности (открытости) вытекает доступность для общества информации о формировании и использовании государственных и муниципальных финансов путем обязательной публикации в печати и в сети Интернет данных об их движении, включая процедуры рассмотрения и принятия решений по вопросам, касающимся всех аспектов государственных и муниципальных финансов;

  • 5) принцип достоверности предполагает реалистичность прогнозов при планировании и прогнозировании формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

  • 6) из принципа законности вытекает необходимость нормативно-правового регулирования формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

  • 7) принцип единства кассы предполагает хранение всех государственных и муниципальных финансовых ресурсов на едином счете и осуществление всех кассовых выплат с этого счета. Исключением являются операции, осуществляемые за рубежом.




  1. Назначение государственных и муниципальных финансов.


Традиционно необходимость государственных и муниципальных финансов обуславливается удовлетворением общественных потребностей в ходе выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных

на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнение обязательств государства и муниципальных образований в области национальной безопасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, социальной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы государственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.



В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора экономики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление общественных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизводство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: использование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право индивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем потребителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспечении воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночного распределения благ.


  1. Субъекты и структура органов управления государственными финансами


Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добы­вать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес­кого развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление го­сударственными финансами, являющееся сложным процессом, кото­рый представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (объекты) систем. Управляющая система—«Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система—«Фи­нансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не толь­ко управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.


Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех ниже­стоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансо­вой политики и, соответственно, управления финансами являются;

  • зависимость от конечной цели;

  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

  • соответствие интересам всех членов общества;

  • использование экономических законов;

  • учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и фи­нансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государствен­ного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благо­состояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами слу­жат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового зако­нодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобили­зации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рис. 1. В ре­зультате реализации финансовой политики осуществляется перерас­пределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

  1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федераль­ным Собранием РФ.

  2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюд­жет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.