Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные и муниципальные финансы
Основная учебная литература


  1. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 c. — http://www.iprbookshop.ru/81756.html

2. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 12-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 310 c. — ISBN 978-59394-03334-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85134.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

3. Кузнецова, Е. К. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика / Е. К. Кузнецова, Б. Г. Хаиров. — Москва : Прометей, 2018. — 108 c. — ISBN 978-5-907003-24-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94418.html (дата обращения: 19.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Темы исследовательских, информационных, творческих проектов
Подготовка исследовательских проектов по темам:

  1. Государственные займы как инструмент привлечения инвестиций в российскую экономику

2. Содержание и назначение программ государственных и муниципальных заимствований и гарантий в Российской Федерации.

3. Нецелевое использование бюджетных средств государственных (муниципальных) учреждений РФ.

4. Финансовое обеспечение повышения качества оказания социальных услуг в условиях бюджетной реформы.
Подготовьте информационный проект по теме:

  1. Роль Федерального казначейства в исполнении бюджета

  2. Основные участники бюджетного процесса.

  3. Характеристика стадий бюджетной деятельности

  4. Направления расходования средств бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований

5. Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля.

6.Органы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, их функции.

7. Условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

8. Назначение, особенности формирования и направления использования Фонда национального благосостояния.

9. Бюджетные средства как источник финансирования государственных (муниципальных) учреждений РФ.


10. Внебюджетные источники финансирования государственных (муниципальных) учреждений РФ.
Примерный список вопросов зачета

Государственные и муниципальные финансы (они же могут быть темами для докладов-презентаций к занятиям)


  1. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе государства.


Содержание и назначение государственных и муниципальных финансов. Понятие бюджета, внебюджетного фонда. Модели построения бюджетной системы страны. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетное законодательство РФ.

Бюджет как финансовая основа деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Бюджетная система РФ, её структура. Содержание межбюджетных отношений. Принципы построения бюджетной системы РФ, их содержание. Современные тенденции развития бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Функции государственных и муниципальных финансов

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.


3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централиз-е фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

5. Распределительная функция ГМФ заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.


  1. Содержание государственных и муниципальных финансов.


Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным)1 финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы
 — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и местного самоуправления.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются области и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничении полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.


В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования.

Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих
государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью. Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.


  1. Организация, государственных и муниципальных финансов в РФ.


Состав государственных финансов определяется формой государственного устройства и различен в унитарных и федеральных государствах. В унитарных государствах государственная власть не разделяется по уровням, тогда как в федеративных государствах она делится на два уровня: органы власти федерации и органы власти членов федерации. Соответственно, в унитарных государствах государственные финансы представлены только одним звеном, тогда как в федеративных государствах они состоят из двух звеньев, которые формируют два уровня государственных финансов.

Первый уровень — финансы федеральных органов власти — обеспечивает проведение общегосударственной политики и является ведущим. Второй уровень — финансы органов власти членов федерации — обеспечивает проведение политики отдельных территорий в рамках общефедеральных законов и нормативов. Таким образом, государственные финансы РФ, как и любого федеративного государства, включают в себя два уровня: финансы федеральных органов государственной власти и финансы субфедеральных органов государственной власти.

Первый уровень государственных финансов РФ, кроме федерального бюджета РФ, включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС РФ). Второй уровень состоит из бюджетов субъектов РФ и территориальных внебюджетных фондов; к последним относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.