Файл: 1 Ресурсы муниципального хозяйства как основа его развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение ………………………………………………………………………

3

1 Ресурсы муниципального хозяйства как основа его развития …………..

11

1.1 Понятие и состав ресурсов муниципального хозяйства ……………….

5

1.2 Муниципальное хозяйство как основной ресурс муниципального образования …………………………………………………………………...


11

1.3 Эффективность использования ресурсов муниципального образования …………………………………………………………………...


14

2. Характеристика ресурсов муниципального образования Собинский район Владимирской области ………………………………………………..


16

2.1 Общая характеристика МО Собинский район ………………………….

16

2.2 Характеристика производственно-экономических ресурсов ………….

17

2.3 Характеристика ресурсов в сфере жилищно – коммунального хозяйства ………………………………………………………………………


21

2.4 Характеристика человеческих ресурсов ………………………………...

22

3 Проблемы и пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала МО Собинский район с целью социально-экономического развития …………………………………………………….



25

3.1 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие ресурсов МО Собинский район ……………………………………………………………...


25

3.2  Определение направлений развития ресурсов МО Собинский район..

27

Заключение ……………………………………………………………………

30

Список литературы …………………………………………………………...

31



Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы значительно увеличилась роль муниципальных образований в развитии экономики регионов, увеличением их самостоятельности.
Процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизнедеятельности населения, на уровень территорий.

Муниципальный сектор экономики – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.

Формирование, распределение и перераспределение ресурсного потенциала осуществляется в рамках системы межбюджетных отношений, состояние которой в настоящее время характеризуется наличием целого ряда проблем, обусловленных недостаточной их гибкостью. Отсутствие урегулированности межбюджетных отношений является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в системе «федеральный центр – регион – муниципальные образования», где противоречия во взаимоотношениях федерального и региональных, региональных и местных бюджетов не позволяют в полной мере реализовывать функциональную ответственность за жизнеобеспечение и развитие территории. В последние годы предпринимался ряд попыток повысить эффективность управления финансовыми потоками, но на практике их результативность оказалась невысокой.

Объектом исследования является система управления ресурсами муниципального образования (МО) Собинский район и эффективность их использования.

Предметом исследования выступает механизм формирования и распределения ресурсов МО Собинский район.

Целью исследования является изучение формирования и распределения ресурсного потенциала муниципального образования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:

- изучить понятие ресурсного потенциала МО и порядка его формирования;

- исследовать механизм формирования и развития ресурсов МО Собинский район;

- определить проблемы м пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала МО Собинский район.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения и выводы, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены вопросам функционирования экономики региона, развития муниципальных образований и местного самоуправления. Наиболее существенный вклад в исследование теории и практики развития муниципальных образований внесли такие ученые как Васильев В.И., Велихов Л.А., Волков Л.А., Вон Р., Воронин А.Г., Глазырин М., Лапин В.А., Маршалова А.С., Новоселов А.С., Романовский М.В., Суспицын С.А., Чернышов Л.Н., Широков А.Н. и др.


Методологическую и информационную основу исследования составили труды отечественных ученых и специалистов по муниципальной экономике, Законы РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления МО Собинский район и другие нормативные документы.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 РЕСУРСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОСНОВА ЕГО РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие и состав ресурсов муниципального хозяйства
Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Применительно к хозяйственным отношениям под ресур­сами, как правило, понимаются материальные и нематериаль­ные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории (таблице 1.1).

Основными ресурсными компонентами муниципальных образований выступают природа и человек.

Таблица 1.1 – Классификация определений понятия «ресурс»

Признак классификации

Представитель

Определение ресурсов

Основные факторы производства

Федько В.П., Альбеков А.У., Комарова А.И.1

Ресурсы – представляют собой совокупность природно-климатических, ин­фраструктурных и трудовых ресурсов, необходимых для функционирования муниципальной экономики.

Стратегический

Рябов В.М.2

Под ресурсами понимается совокупность материальных и нематериальных элементов экономики.

Общий

Филиппова Ю.В., Авдее­ва Т.Т.3

Под ресурсами понимается совокупность элементов (материальных и нема­териальных), сочетание которых обеспечивает экономическое развитие муни­ципального образования.

Хозяйственный

Игнатов В.Г., Батурин Л.А.4

Под ресурсами понимается совокупность всех возможностей территории му­ниципального образования, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования

Территориальный

Воронин А.Г.5

Цицин П.Г.6

Ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной террито­рии. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Потенциал

Пикулькин А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л., Кудрявцева А.Г.7

Ресурсы – это потенциал каждого муниципального образования, без которого невозможно социально-экономическое развитие муниципального сектора.

Имущественный

Колесникова Н.А.8

Ресурсы – материальная часть потенциала.



Каждое муниципальное образование располагает определенными природными ресурсами, которые никак нельзя заменить человеческим трудом.

Одним из самых ценных природных ресурсов является земля, а в сельских муниципальных образованиях она выступает основным средством производства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм землепользования, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Для решения этих проблем органы местной власти наделены широкими полномочиями в области использования земли и других природных ресурсов.

Органы местной власти решают следующие основные задачи:

- планирование и использование земель, находящихся в их ведении;

- организация проведения работ по землеустройству;

- оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами;

- взимание платы за землю;

- контроль за использованием земель на территории муниципальных образований.

Эти задачи решаются представительными органами местной власти при осуществлении ими своих полномочий, исполнительными органами (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земли муниципальных образований должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами. Для принятия научно обоснованных решений по рациональному использованию земли необходимо руководствоваться земельным кадастром. Земельный кадастр – это совокупность систематизированных достоверных сведений о земле всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, о категориях земель, качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.

Близкими к природным ресурсам являются экологические условия, которые в настоящее время следует выделить в отдельную группу. Ведь разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экологические возможности муниципальных хозяйств.

Органы местной власти, принимая планы и программы развития территории муниципального образования, разрабатывая и утверждая местный бюджет, учитывают решение вопросов охраны окружающей природной среды и экологической безопасности (рисунок 1.1).




Рисунок 1.1 – Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности МО
Органы местной власти вправе принимать экологические программы в соответствии с разработанными и утвержденными ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов.

Местные экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Средства местных экологических фондов составляют платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, платы за размещение отходов, суммы полученных по искам о возмещении вреда штрафов за экологические правонарушения и др.

Наряду с природными ресурсами и экологическими условиями важную роль в развитии муниципального образования играет население и режим его воспроизводства. Поэтому органы местной власти осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих рациональному воспроизводству населения, а именно: соблюдение прав человека и граждан в области здоровья, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медико-социальной помощи, социальной защиты граждан в случае утери здоровья.

К компетенции органов власти в области охраны здоровья населения относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности, организация первичной и других видов медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности.

Развитие муниципальных образований определяется наличием материально-финансовых ресурсов, от которых зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в развитие производственной сферы. Материально-финансовые ресурсы также определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения данной территории, т.е. эффективность функционирования МО в целом определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении и составляющими в своей совокупности финансово-экономическую основу местной власти.

Финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местной власти и служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципального образования, созданию условий для его жизнедеятельности и характеризуются следующим составом: муниципальная собственность, местные бюджеты и иные финансовые ресурсы; имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление местной власти, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.