Файл: 1 Ресурсы муниципального хозяйства как основа его развития.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ведения хозяйственной деятельности муниципального образования помимо материальных и нематериальных ресурсов необходимы основные ресурсы – кадровый потенциал муниципального образования, так как. профессиональная подготовка и овладение современными технологиями является ресурсом хозяйственных систем муниципального образования.
В современных условиях профессионализм и компетенция входят в число основных критериев при кадровых назначениях. Следовательно, необходима соответствующая система подготовки кадров для органов местной власти. При этом одной из важнейших составляющих модели подготовки специалистов становится формирование бытовых мировоззренческих понятий государственного мышления, государственного человека, а не чиновника-временщика.9
Сегодня высшие учебные заведения, решая задачу профессиональной подготовки специалистов, в первую очередь призваны удовлетворять потребности личности и государства в тех профессионально-нравственных качествах, которые определяют суть и содержание государственной и муниципальной службы, а именно: высокий профессионализм, духовность и интеллигентность.
Наличие материальных и нематериальных ресурсов, навыков и технологии процесса деятельности без правового ресурса не гарантирует осуществления хозяйственной деятельности. Правовую основу местной власти составляют: Конституция Российской Федерации,10 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,11 другие федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении.12 Ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.
Таким образом, ресурсы муниципального образования – это совокупность материальных, нематериальных и кадрово-правовых возможностей территории муниципального образования, которые относятся к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации.
Принадлежность ресурсов муниципального образования определяется законодательством Российской Федерации. Они должны быть соизмеримы с объемом задач, решаемых системой муниципального управления.
1.2 Муниципальное хозяйство как основной ресурс муниципального образования
Основу ресурсов муниципального образования составляет муниципальное хозяйство. Его характерными чертами являются:
- муниципальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность;
- деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей;
- поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе хозяйствующие субъекты, то необходим и орган, координирующий их деятельность.
Выделим основные элементы муниципального хозяйства:
- муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
- органы местного самоуправления.
Роль и место каждого из перечисленных элементов в реализации общественных потребностей различна.
Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды.
Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.
Органы местного самоуправления выполняют особую роль – координируют усилия граждан и хозяйствующих субъектов и использование ресурсов муниципального образования с целью улучшения качества жизни населения территории муниципального образования и увеличения его вклада в развитие всего общества.
В зависимости от того, какую роль играют в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить несколько видов (моделей) муниципального хозяйства по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.
1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.
Основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и удовлетворение потребностей по данной модели несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины). Основным ресурсом являются налоги на население. Орган местного самоуправления осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.
Данная модель приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель в отличие от предыдущей предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. В этом случае налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.
3. Муниципалъно-рентная модель муниципального хозяйства.
В рамках рассматриваемой модели основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде. Роль и место отдельных элементов муниципального хозяйства в разных странах серьезно отличаются друг от друга. Применение какого-либо варианта модели зависит от ряда факторов, главными из которых являются:
- объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;
- наличие и характер основных ресурсов территории;
- наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
- налогоспособность населения.
В зависимости от сочетания указанных факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.
Для нормального функционирования муниципального хозяйства необходим минимальный объем ресурсов, формирующий основы местного самоуправления: правовые, территориальные, организационные, финансово-экономические основы.
1.3 Эффективность использования ресурсов муниципального образования
Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального хозяйства определяется фактом отношения к территории муниципального образования, а также наличием полномочий у органов местного самоуправления муниципального образования им распоряжаться. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т. е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования). Однако недостаточно обладать ресурсом, необходимо также создать условия и реализовать механизм его эффективного использования.
Критерием закрепления ресурсов за тем или иным уровнем власти является наибольшая эффективность его использования, в этом смысле за местным самоуправлением следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что местное самоуправление – наиболее приближенный к населению уровень власти (землю, например).
Создание эффективной системы использования ресурсов муниципаль-ного хозяйства требует в первую очередь решения следующих основных задач:
- разработка системы местных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экономического развития и распоряжения муниципальной собственностью;
- оптимизация структур управления муниципальным хозяйством;
- полная инвентаризация объектов муниципального хозяйства;
- классификация активов по критериям (приоритетным, функциональным, стоимостным и др.);
- создание системы мониторинга использования ресурсов муниципального хозяйства;
- выработка стратегии в отношении использования ресурсов муниципального образования;
- реализация (продажа), консервация неэффективных в социальном и коммерческом отношении ресурсов;
- разработка программы эффективного использования муниципальных ресурсов как составляющей комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- использование рыночных технологий, механизмов и инструментов при работе с ресурсами муниципального хозяйства;
- широкое участие и привлечение инвестиционных проектов, имеющих цель развитие муниципального образования.
Для осуществления экономической и хозяйственной деятельности местного самоуправления необходимы все вышеперечисленные ресурсы, технологии и механизмы.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОБИНСКИЙ РАЙОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика МО Собинский район
Собинский район – муниципальное образование во Владимирской области с административным центром – город Собинка.
Район расположен в центре Владимирской области. С запада на восток по территории района протекает река Клязьма.
В состав района входят 12 МО, из них 3 городских поселений: Лакинск, Собинка, Ставрово и 9 сельских поселений: Асерховское, Березниковское, Воршинское, Колокшанское, Копнинское, Куриловское, Рождественское, Толпуховское, Черкутинское.
Всего насчитывается 197 населённых пунктов.
Площадь Собинского района составляет 1 523,8 км² (11-е место среди районов).
Более половины площади района занимают леса. В северной части произрастают преимущественно мягколиственные породы, в южной – сосновые леса. Обширную территорию занимают торфяные болота. Флора района насчитывает 742 вида сосудистых растений.
Крупнейшее промышленное предприятие района – завод автотракторного оборудования в посёлке Ставрово, города Собинка и Лакинск являются центрами легкой промышленности. Среди других крупных предприятий – рыбхоз «Ворша» и Асерховское торфопредприятие. Основное направление сельского хозяйства – молочно-мясное животноводство, главными культурами растениеводства являются картофель и зерно. В селе Ворша с октября 2009 года работает кондитерская фабрика «Ферреро», выпускающая конфетыRaffaello и Kinder Chocolat.
Основу транспортных связей района составляют федеральная автотрасса М7 «Волга» и магистральная железная дорога Москва – Нижний Новгород, в пределах района расположены станции Горьковской железной дороги Колокша и Ундол, платформы 170 километр и Красная Охота (с лета 2009 года – недействующая).
Существовала система железных дорог Асерховского торфопредприятия: ширококолейная к станции Улыбышево линии Владимир – Тумская и узкоколейные, связывавшие Асерхово с Собинкой и посёлком Новособинский, где находились торфоразработки. В южной части района проходит участок узколинейной железной дороги ОАО «Шатурторф» Бакшеево – Острова, рабочие поезда здесь были в ходу до 2008 года.