Файл: Правовые основы деятельности государственной корпорации развития вэб. Рф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Глава 1. Правовые основы деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
1.1. История возникновения государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
1.2. Становление законодательства и Стратегия развития государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
1.3. Основные направления деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
Глава 2. Правовое регулирование финансовой деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
2.1 Правовое регулирование финансово - правового статуса государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
2.2 Правовые основы управления финансовой деятельностью государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
2.3. Реформа институтов развития и роль государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в этой реформе
Глава 3. Проблемы финансово – правового статуса государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и пути их решения
3.1. Проблематика финансового контроля за деятельностью государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
3.2. Актуальные проблемы финансовой ответственности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
Введение
Согласно федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит понятия «институт развития» или его квалифицирующих признаков, что,
в целом, представляется естественным, учитывая многообразие видов деятельности различных институтов развития. Данный факт не означает наличия неопределенности или пробела в правовом регулировании, а лишь подтверждает невозможность установления единых критериев в отношении всех институтов развития в рамках единого определения. В научных кругах нет единого мнения относительно определения понятия «институт развития». Некоторые ученые понимают под институтами развития организационно-экономические структуры, содействующие перераспределению общественных средств в пользу ключевых сегментов экономики, а также проектов, в наибольшей степени реализующих потенциал устойчивого экономического роста.
Примером государственной корпорации, в правовом статусе которой проявляется уникальный дуализм: с одной стороны, выполнение публичных функций, а с другой — выступление в гражданских правоотношениях
в качестве института развития и независимого юридического лица , является государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ - это мощный финансовый институт с богатой историей и большим опытом, который вносит неоценимый вклад в развитие национальной экономики, развитие приоритетных его направлений, поддержку малого и среднего бизнеса.
Целью работы является рассмотрение особенностей финансово-правового статуса государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».
Для достижения поставленной цели необходимо:
- рассмотреть Правовые основы деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а именно рассмотреть историю возникновения государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ и становление законодательства
- рассмотреть стратегию развития государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»;
- рассмотреть правовое регулирование финансово - правового статуса государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»;
- рассмотреть правовые основы управления финансовой деятельностью государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»;
- проанализировать реформу институтов развития;
- Проблематика финансового контроля за деятельностью государственных корпораций.
Глава 1. Правовые основы деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
1.1. История возникновения государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
18 августа 1922 г. был создан «Российский коммерческий банк» – именно под таким названием был учрежден предшественник нынешнего ВЭБ.РФ. Новорожденная Советская республика оказалась в крайне сложном финансовом положении: экономика была подорвана гражданской войной, разрухой и международной блокадой. Основной целью революционеров, взявших власть в свои руки, стало решение экономических задач: снять эмбарго, наладить внешние экономические связи с остальным миром, получить доступ к международным кредитам и начать полноценную внешнюю торговлю.
Создание банка стало не только первым шагом к налаживанию регулярных финансовых отношений с Западом, но и важным стратегическим решением. Таким образом советское правительство показывало, что готово принимать правила игры международного финансового рынка и работать легитимным путем.
С 7 апреля с 1924 г. и до конца 80-х годов он был преобразован в Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР). В ходе реформы банковского сектора в 1988 г. он был переименован в Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР), а 17 октября 1990 года из него был выделен Внешторгбанк. ВЭБ активно работал до декабря 1991 года, когда его руководство объявило о приостановлении выплат по долгам бывшего СССР. «Встать на ноги» ему позволили два документа — постановление президиума Верховного совета Российской Федерации «О Банке внешнеэкономической деятельности СССР» (январь 1992 г.) и указ президента Российской Федерации «О некоторых вопросах деятельности Банка внешнеэкономической деятельности СССР» (январь 1994 г.). Они закрепляли за ВЭБ новую функцию — обслуживание внешнего долга бывшего СССР. Так ВЭБ стал агентом правительства по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего СССР.
О проблемах ВЭБа вновь вспомнили осенью 1999 г., перед переговорами с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации $32 млрд долга СССР. Договор с кредиторами был составлен так, что ответчиком по советским долгам выступала не Россия, а ВЭБ. 11 февраля 2000 г. Россия согласилась переоформить долг ВЭБа в государственные еврооблигации, а Лондонский клуб списал 36,5% долга.
При этом правовой статус ВЭБа был неопределенным. В постановлении от 1992 года за подписью председателя Верховного совета Российской Федерации Руслана Хасбулатова на этот счет было сказано следующее: «Рассмотреть вопрос о целесообразности образования на базе ряда служб Внешэкономбанка СССР нового акционерного банка с преобладающим участием в его уставном капитале коммерческих структур». Однако этого так и не произошло. Таким образом, ВЭБ оказался в уникальной ситуации: он стал банком без лицензии Банка России. Эту лицензию из-за находящихся на его балансе долгов и активов СССР ЦБ выдать не может, поскольку ВЭБ не удовлетворяет его нормативам.
С апреля 2002 года ВЭБ стал работать со средствами Пенсионного фонда
, а в январе 2003 года постановлением правительства назначен государственной управляющей компанией по инвестированию пенсионных накоплений граждан. Кроме того, как агент правительства, ВЭБ ведет работу по возврату кредитов, предоставленных за счет средств бюджета российским компаниям. В 2003 году было урегулировано таких обязательств перед Минфином РФ на сумму около $1,3 млрд.
1.2 Становление законодательства и Стратегия развития государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
17 мая 2007 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал специальный закон «О банке развития», в рамках которого Внешэкономбанк России был преобразован в банк развития «Внешэкономбанк». Основные направления деятельности ВЭБа регулируются Меморандумом о финансовой политике, утверждаемым правительством Российской Федерации, а законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность ВЭБа в части, не противоречащей Федеральному закону «О банке развития».
Указом Президента Российской Федерации 24 мая 2018 года председателем ВЭБа был назначен Игорь Шувалов. Ранее (с мая 2012 года) он входил в Наблюдательный совет банка развития, активно участвовал в формировании повестки ВЭБа.
28 ноября 2018 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о новом наименовании и функциях ВЭБа. Банк развития «Внешэкономбанк» был преобразован в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ». Кроме того, на основании решения Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ наделён новыми полномочиями по организации и координации деятельности институтов развития по вопросам обеспечения долгосрочного социально-экономического развития страны.
Высшим органом управления ВЭБ.РФ является Наблюдательный совет, который возглавляет заместитель председателя Правительства Российской Федерации – руководитель аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Юрьевич Григоренко.
Наблюдательный совет государственной корпорации ВЭБ.РФ одобрил новую стратегию ее развития до конца 2024 г., согласно которой группа стала куратором 12 институтов развития. Согласно стратегии институты развития перестают конкурировать между собой и как единое целое вместе с правительством начинают работать над достижением национальных целей, которые сформулировал президент.
Новая стратегия направлена на развитие регионов, потребности семей и человека из российских городов. Одним из ключевых проектов стало строительство новых школ и модернизация систем общественного транспорта, направленные на улучшение качества жизни и повышение комфорта в населенных пунктах. Еще одна важная цель — достижение социальных и экологических эффектов от реализации инвестиционных проектов, ESG-трансформации ВЭБ.РФ, создание условий для развития отечественных технологий.
Ролью ВЭБ.РФ в достижении национальных целей является:
1) Привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные проекты развития, снимая риски экономических циклов и сложных этапов проектов;
2) Структурирование приоритетных для экономики проектов и комплексные программы развития, обеспечивая возвратность и эффективность государственных средств;
3) Координация институтов развития для обеспечения цельной системы поддержки государства и бизнеса.
1.3 Основные направления деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
С принятием в 2007 году закона «О банке развития» главным направлением деятельности ВЭБа стало финансирование крупных инвестиционных проектов, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы за счёт коммерческих банков. Согласно меморандуму о финансовой политике, ВЭБ предоставляет преимущественно среднесрочное (от 1 года до 3) и долгосрочное (более 3 лет) финансирование на невозвратной основе. С 2018 г. ВЭБ.РФ определил для себя три основных направления инвестирования — это инфраструктура, высокотехнологичная промышленность и экспорт, а также городская экономика.
Среди профинансированных ВЭБом проектов можно выделить:
- строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге,
- создание автомобильного завода СП Ford-Соллерс,
- реконструкция Хабаровского НПЗ и аэропортов Пулково, Шереметьево, Курумоч, Кольцово, Кневичи, Сочи,
- строительство Богучанской ГЭС и завода по производству полипропилена в Тобольске,
- трассы Москва — Санкт-Петербург,
- порт Усть-Луга,
- реконструкция Нижнетуринской ГРЭС,
- разработка и организация серийного производства самолётов МС-21,
- развитие Брянской мясной компании под брендом «Мираторг»,
- создание Тихвинского вагоностроительного завода,
- строительство АЭС в Белоруссии
- строительство завода по сжижению газа «Ямал СПГ».
Также ВЭБ входил в число основных кредиторов строительства олимпийской инфраструктуры в Сочи, инвестировав 90 млрд руб. в более чем 17 объектов, в том числе олимпийскую деревню и горнолыжный комплекс «Роза Хутор». Кроме того, только в 2018 году ВЭБ.РФ направил на поддержку российского экспорта 150 млрд руб.
В 2020 году совместно с корпорациями «Ростех» и «Росатом» компания заключила соглашение о строительстве 25 заводов по энергетической утилизации твёрдых коммунальных отходов. Соглашение действует в течение 5 лет, до мая 2025 г.