Файл: Правовые основы деятельности государственной корпорации развития вэб. Рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 11 ноября 2003 г.
№ 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» в случае аннулирования лицензии управляющего ипотечным покрытием имущество, составляющее ипотечное покрытие, подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений. В соответствии с Положением о передаче имущества, составляющего ипотечное покрытие, государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 г. № 523) функции управляющего ипотечным покрытием переданы ВЭБ.РФ.

Доходность инвестирования ВЭБом пенсионных накоплений за 2018 г. составила 6,07 % годовых, что превышает инфляцию (по данным Росстата, она составила 4,3 %). При этом совокупная доходность крупнейших российских негосударственных пенсионных фондов (НПФ) оказалась существенно меньше инфляции.

Кроме всего прочего, ВЭБ.РФ осуществляет функции агента Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также соглашением от 25 декабря 2009 г. № /04-472 между Минфином России и ВЭБ.РФ о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации.

ВЭБ.РФ осуществляет функции агента Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также соглашением от 25 декабря 2009 г. № 01-01-06/04–472 между Минфином России и ВЭБ.РФ о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации.

В настоящее время на ВЭБ.РФ возложены функции агента Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

  1. учета, использования, обслуживания и погашения государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;

  2. учета, обслуживания и погашения государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации (включая внутренний валютный долг бывшего СССР);

  3. обеспечения возврата задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;

  4. предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации.


Вместе с тем, Одним из эффективных способов достижения национальных целей и задач, который предлагает субъектам Российской Федерации государственная корпорация развития ВЭБ.РФ совместно с Министерством финансов Российской Федерации являются проекты социального воздействия. Они дают возможность для субъектов Российской Федерации привлекать внебюджетные источники финансирования и при этом минимизировать риски неэффективного расходования средств бюджета для государственного заказчика.

Проекты социального воздействия реализуются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия».

Постановление Правительства открывает новые возможности для реализации корпоративных стратегий социальной ответственности в России. Для социально-ответственных компаний проекты социального воздействия – альтернативный вариант реализации социальных проектов с получением финансирования от государства в виде гранта в форме субсидии.

Проекты социального воздействия могут затрагивать самые широкие слои населения – жителей конкретного региона, муниципального образования, а могут быть специализированными и решать проблемы отдельных четко очерченных целевых групп – например, пожилых и одиноких людей, инвалидов, хронических больных и др. После окончания проекта независимая оценка подтверждает достижение социального эффекта, затем субъект Российской Федерации выплачивает организатору грант в форме субсидии в заранее согласованном объеме с учетом доходности.

Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ оказывает представителям органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, потенциальным организаторам и исполнителям, заинтересованным в участии в пилотной апробации проектов социального воздействия в России, содействие в поиске новых проектных инициатив с привлечением частного капитала. В качестве оператора проектов социального воздействия ВЭБ.РФ обеспечивает проведение финансовой экспертизы, помогает в разработке проекта и определении основных параметров, содействует оформлению необходимой документации, а также организует сквозной мониторинг реализации проекта и процедуру независимой оценки.

Уникальность проектов социального воздействия заключается в том, что они реализуются полностью за счет средств частных инвесторов. Выплаты из бюджета возникают только при достижении и подтверждении независимым оценщиком социального эффекта, что выгодно отличает данный инструмент от традиционного финансирования государственных услуг или аутсорсинга услуг с привлечением негосударственных организаций.


Реализация проектов социального воздействия не просто решает проблемы определенной группы социальных бенефициаров, но и закладывает основу для положительных изменений в социальной сфере в целом. Это касается всех проектов, планируемых и уже реализуемых в России.

Несмотря на то, что проекты социального воздействия проходят пилотную апробацию до 2024 года включительно, важно, чтобы успешные примеры могли быть масштабированы на другие территории. Задача, которую ставит перед собой ВЭБ.РФ как оператор проектов социального воздействия заключается в способности транслировать успешные технологии.

ВЭБ.РФ выполняет функции по вопросу мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций (МФО), включая Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Мониторинг и анализ предоставляемой исполнителями проектов отчетности проводится с использованием автоматизированных систем мониторинга, размещенных в ВЭБ.РФ, а именно:

  • информационной системы по портфелю проектов МФО, включающей базу отчетов по проектам (в соответствии с приказом Министерства экономического развития России и Минфина России от 26 сентября 2014 г. № 616/107н «Об утверждении порядка контроля за подготовкой и реализацией проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций») и блок мониторинга расходования средств по проектам;

  • автоматизированной системы оценки и прогноза рейтинга проектов МБРР, предназначенной для мониторинга выполнения мер, согласованных российской стороной и МБРР и направленных на повышение эффективности реализации проектов, а также прогнозирования рейтингов отдельных проектов МБРР и всего портфеля проектов в целом;

  • автоматизированной системы мониторинга выполнения планов закупок по проектам МБРР, предназначенной для контроля за соблюдением сроков выполнения основных этапов заключения контрактов, оценки хода подготовки отдельных контрактов и планов закупок в целом.

В феврале 2020 года по поручению Минэкономразвития ВЭБ.РФ стал разработчиком национальной системы зелёного финансирования, призванной трансформировать российский рынок в соответствии с целями Парижского соглашения по климату. Стандарт разрабатывается на основе международных критериев международной ассоциации рынков капитала (ICMA), некоммерческой организации в области зеленых финансов Climate Bonds Initiative (CBI) и задач национального проекта «Экология».


Национальная методология по зеленому финансированию была разработана в период с марта 2020 г. по май 2021 г. для создания каркаса национальной системы зелёного финансирования. Она прошли общественные обсуждения, экспертизу международного сообщества и Межведомственной рабочей группы под руководством Минэкономразвития РФ. В мае 2021 г. она внесена в Правительство для утверждения, а 21.09.2021 утверждена Постановлением Правительства.

В 2021 году ESG-направление было расширено: понятие и задачи «социального предпринимательства» включены в закон «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Для института развития зафиксирована приоритетность достижения общественно полезных экономических и социальных целей развития, создания условий для решения социальных проблем граждан и общества над задачей по получению дохода.