Файл: Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ.doc
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 31 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС
ГУ МЧС России по Ростовской области
майор внутренней службы
_____________________ А.Б. Широков
«____» ________________ 20___г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов 31 ПСЧ по аварийно-спасательным работам
31 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ростовской области
Тема № 2: «Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. »
Вид занятия: теоретическое, практическое Отводимое время: 90 мин. (2 часа)
Цель занятия: формирование у личного состава волевых и морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
-
Литература, используемая при проведении занятия:
1.1 Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом "Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП"
1.2 Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
1.3 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны"
1.4Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"
-
Развернутый план занятия.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной мат. ущерб.
Основные принципы проведения АСР при ДТП К АСР по ликвидации последствий ДТП привлекаются спас. группы, из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
- командир группы (старший деж. смены): проводит осмотр автомобиля на предмет определения технологии проведения АСР, руководит работами по спасению людей; организует взаимодействие с другими привлекаемыми службами; следит за соблюдением мер ТБ всем л/с смены; в зависимости от численности л/с работает с инструментом; организует сбор и передачу информации, заполняет необходимую документацию;
- водитель: управляет ТС; обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения АСИ; обеспечивает освещение места ДТП; поддерживает радиосвязь;
- 1-2 спасателя: выполняют деблокирование и извлечение пострадавших;
- 1 спасатель: разворачивает средства пожаротушения, выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации вторичных поражающих факторов (контролирует вытекание ГСМ локализует очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и тп); контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; производит подачу инструмента; производит работу дополнительным инструментом по указанию старшего дежурной смены;
- мед. работник: проводит первичный осмотр всех пострадавших; оказывает ПМП пострадавшим; помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
Разделение места выполнения АСР на 3 зоны:
В 1-й зоне (радиус 3-5м вокруг каждого вовлеченного в ДТП ТС) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим.
Во 2-й зоне (в радиус 5-10м) располагаются остальные члены спасательной группы обеспечивающие готовность АС средств. Там же организуется площадка размещения для АСО. Таким образом, каждый спасатель будет знать, где находится инструменты.
В 3-й зоне (в радиус более 10м) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, демонтированные части аварийного ТС. Все части, снятые в ходе выполнения АСР с автомобиля должны быть сложены в специально отведенном месте.
На всем протяжении АСР двигатель спасательного автомобиля не выключается, специальные световые сигналы не выключаются.
Необходимым условием эффективности АСР является maх. разборка поврежденного ТС для обеспечения доступа к пострадавшему, те освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания ПМП, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечение его из автомобиля. При этом выполняются следующие основные операции:
1. Ограждение зоны ДТП. Развертывание средств пожаротушения (установка огнетушителя в удобном месте). Стабилизация поврежденного автомобиля.
2. Отключение аккумулятора.
3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности.
4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков, обломков поврежденного корпуса автомобиля,.
5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного ТС путем перекусывания 1ой из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, те первый кус делается со стороны удара.
6. Деблокирование пострадавшего.
7. Оказание пострадавшему ПМП.
8. Фиксация пострадавшего.
9. Извлечение пострадавшего из автомобиля.
2. Стабилизация (устойчивость объекта) Цель: минимизация перемещений авто, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать спасателей.
Эта часть АСР должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП.
Для стабилизации используются специальные приспособления или средства технического оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.п.).
Раскачивание поврежденного ТС, расположенного горизонтально на колесах, устраняют выпуская из них воздух и установки двух колодок под колеса.
Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного ТС снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от характера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузова, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанализировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего.
После снятия остаточного напряжения выполняется повторная стабилизация автомобиля.
Автомобиль стоит на колесах
Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но рекомендуется использовать опору на 4 точки.
Опорные блоки д. б. установлены с целью обеспечения максимально возможной стабилизации и д. б. закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости.
Первым шагом является установка колодок под одно или два колеса автомобиля с обеих сторон от колеса.
Автомобиль перевернут на бок
Для гарантии того, что ТС не перевернется, необходимо установить опоры под передней и задней стойками лежащего автомобиля.
Предвидя дальнейшие работы, не следует размещать стабилизирующие элементы в местах, где возможно будут выполняться операции резки.
Подпереть днище ТС механическими распорками (из дерева или металла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь).
В зависимости от конкретной ситуации, может потребоваться также использование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши.
Автомобиль опрокинут на крышу
Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося авто. и поверхностью земли.
Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля.
3. Удаление (отгиб) крыши Выбор узла кузова ТС, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения ТС и травм пострадавших.
Для обеспечения доступа к пострадавшему - крыша легкового автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.
При втором варианте перекусываются передние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши и с помощью силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
В случае, когда передняя часть разбираемого ТС находится под другим ТС или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши и с помощью силового цилиндра
, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши, затем с использованием силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
4. Демонтаж двери, выталкивание передней части автомобиля, сдвиг приборной панели.
Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. В окно двери вставляется разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров.
Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью.
Далее резаком полностью удаляется крыша и с помощью разжима вскрывается дверь со стороны замка или со стороны шарниров.
После этого дверь можно удалять.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.
Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра выталкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего.
Выталкивать можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре легкового автомобиля между приборной панелью (торпедой) и туннелем коробки переключения передач.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло автомобиля. Для этого резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис.1). В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.
Для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием резака полностью удаляется крыша.