Файл: Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 31 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по Ростовской области

майор внутренней службы

_____________________ А.Б. Широков

«____» ________________ 20___г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов 31 ПСЧ по аварийно-спасательным работам

31 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ростовской области


Тема № 2: «Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. »
Вид занятия: теоретическое, практическое Отводимое время: 90 мин. (2 часа)
Цель занятия: формирование у личного состава волевых и морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.


  1. Литература, используемая при проведении занятия:


1.1 Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом "Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП"

1.2 Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

1.3 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны"

1.4Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"





  1. Развернутый план занятия.



Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной мат. ущерб.

Основные принципы проведения АСР при ДТП К АСР по ликвидации послед­ствий ДТП привлекаются спа­с. группы, из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:


- командир группы (старший деж. смены): проводит осмотр автомобиля на предмет определения технологии прове­дения АСР, руководит работами по спасению людей; организует взаимодействие с другими привлекаемыми служ­бами; следит за соблюдением мер ТБ всем л/с смены; в зависимости от числен­ности л/с работает с инструментом; организует сбор и передачу ин­формации, заполняет необходимую доку­ментацию;

- водитель: управляет ТС; обеспечива­ет работу гид­рав­лических насосных станций и других средств энергоснабжения АСИ; обеспе­чивает освещение места ДТП; поддерживает радиосвязь;

- 1-2 спасателя: выполняют деблокирование и извлечение пострадавших;

- 1 спасатель: разворачивает средства пожаротушения, выполняет работы по предупре­ждению, локали­зации и ликвидации вторичных поражающих факто­ров (кон­тролирует вытека­ние ГСМ локализует очаги возгора­ния, уби­рает осколки стекла и другие острые предметы и тп); контроли­рует стабилиза­цию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; произво­дит подачу инструмента; производит работу дополнительным инструментом по указанию старшего дежурной смены;

- мед. работник: проводит первичный осмотр всех по­стра­давших; оказывает ПМП пострадавшим; помогает в извлечении постра­давших из поврежденного автомобиля.

Разделение места выполнения АСР на 3 зоны:

В 1-й зоне (радиус 3-5м вокруг каждого вовлеченного в ДТП ТС) нахо­дятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи постра­дав­шим.

Во 2-й зоне (в радиус 5-10м) располагаются остальные члены спасательной группы обеспечивающие готовность АС средств. Там же организуется площадка размещения для АСО. Таким образом, каждый спасатель будет знать, где находится инстру­менты.

В 3-й зоне (в радиус более 10м) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, демонтированные части ава­рийного ТС. Все части, снятые в ходе выполнения АСР с автомобиля должны быть сложены в специально отведенном месте.

На всем протяжении АСР двигатель спасательного автомобиля не выклю­ча­ется, специальные световые сигналы не выключаются.


Необходимым условием эффективности АСР является maх. разборка по­вреж­денного ТС для обеспечения доступа к пострадавшему, те освобожде­ние во­круг него пространства, необходимого для оказания ПМП, фиксация постра­давшего без его дополнительного перемещения и извлечение его из автомо­биля. При этом выполняются следующие основные опера­ции:

1. Ограждение зоны ДТП. Развертывание средств пожаротушения (уста­новка огнетушителя в удобном месте). Стабилиза­ция повреж­денного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безо­пасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков, обломков поврежден­ного корпуса автомобиля,.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного ТС путем перекусывания 1ой из стоек или силового элемента кузова с та­ким рас­четом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сто­рону уменьшения зажатия пострадавшего, те первый кус делается со стороны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему ПМП.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из автомобиля.

2. Стабилизация (устойчивость объекта) Цель: минимизация перемеще­ний авто, которые могут оказать не­гативное воздействие на находя­щихся в нем пострадавших или травмировать спасателей.

Эта часть АСР должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП.

Для стабилизации использу­ются специальные приспособления или средства техни­ческого оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.п.).

Раскачивание поврежденного ТС, распо­ложенного горизонтально на колесах, устраняют выпуская из них воздух и установки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварий­ного ТС сни­мают путем перекусывания стойки или дру­гого силового элемента кузова, который выбирается в зависимо­сти от характера повреждения авто­мобиля, степени де­формации узлов кузова, направления удара и других фак­торов. При этом пере­мещения элементов кузова при снятии напряже­ния должны быть направлены в сторону раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием вы­бранного узла необхо­димо проанализировать характер возможных перемеще­ний и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего.


После снятия остаточного напряжения выпол­няется по­вторная стабилизация автомобиля.

Автомобиль стоит на колесах

Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но рекоменду­ется использовать опору на 4 точки.

Опорные блоки д. б. установлены с целью обеспечения макси­мально возможной стабилизации и д. б. закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости.

Первым шагом является установка колодок под одно или два ко­леса автомобиля с обеих сторон от колеса.

Автомобиль перевернут на бок

Для гарантии того, что ТС не перевернется, необходимо устано­вить опоры под передней и задней стойками лежащего автомобиля.

Предвидя дальнейшие работы, не следует размещать стабилизирующие эле­менты в местах, где возможно будут выполняться операции резки.

Подпереть днище ТС механическими распорками (из дерева или ме­талла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь).

В зависимости от конкретной ситуации, может потребоваться также ис­поль­зование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши.

Автомобиль опрокинут на крышу

Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося авто. и поверхностью земли.

Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля.

3. Удаление (отгиб) крыши Выбор узла кузова ТС, подлежащего отгибу, вскры­тию или удалению зави­сит от характера повреждения ТС и травм по­страдавших.

Для обеспечения доступа к пострадавшему - крыша легково­го автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого резаком перекусываются у основа­ния все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.

При втором варианте перекусывают­ся передние и боковые стойки, надку­сы­вается боко­вая поверхность крыши и с помощью силового цилин­дра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае, когда передняя часть разбираемого ТС находится под другим ТС или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгиба­ется вперед. Для этого резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусы­вается боковая поверхность крыши и с помощью силового цилиндра
, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевер­нулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового авто­мобиля отгибается сбоку. Для этого резаком перекусываются передняя, боко­вые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусы­вается перед­няя и задняя поверхность крыши, затем с использованием силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

4. Демонтаж двери, выталкивание перед­ней части автомобиля, сдвиг приборной панели.

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадав­шего достигается пу­тем вскрытия двери со стороны замка. В окно двери встав­ляется разжим и раз­жимаются (деформируются) наружные панели двери, что приво­дит к об­разованию щелей в районе замка и шарниров.

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью.

Далее резаком полно­стью удаляется крыша и с помощью разжима вскрыва­ется дверь со сторо­ны замка или со стороны шарниров.

После этого дверь можно удалять.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного дос­тупа к нижним конечностям пострадавшего перед­няя часть легкового авто­мо­биля выталкивается. Для этого перерезают пе­редние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра вы­талкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего.

Выталкивать можно так же с помощью гидравлического разжи­ма, установ­ленного в центре легкового автомобиля между приборной панелью (торпе­дой) и туннелем коробки пе­реключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конеч­но­стям пострадавшего вскрывают переднее крыло автомобиля. Для этого ре­заком пере­резают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шар­ниров и уда­ляют дверь. Нож­ницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис.1). В целях устра­нения опасности дополнительного зажатия пострадав­ших, одновременно гидравлическим дом­кратом отжи­мают (выталкивают) приборную панель.

Для освобождения про­странства, необходимого при извлечении постра­дав­шего боко­вую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием резака полностью удаляется крыша.