Файл: Арттерапевтическая программа. (тема практического задания) фио студента Каджанян Елизавета Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»


Арт-терапевтическая программа.

(тема практического задания)

ФИО студента

Каджанян Елизавета Николаевна

Направление подготовки

Педагогика/Физическая культура

Группа

ПОФ-Б-03.01-3-2022-1


Москва 2019

Содержание.

1. Введение 3
2. Структура программы 6
3. Тематический план 8
4. Содержание программы 9
5. Список литература 14
6. Приложение 15

Введение.
Учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди обучающихся есть те, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются при переходе из начального звена в среднее к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Такие дети нуждаются в психологической помощи. Школа - это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.
Арт-терапия предоставляет обучающемуся возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам робучающийся, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Программа «Вместе по радуге» позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Цель программы - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
1. развить творческое мышление, способность концентрироваться;
2. сохранить психологическое здоровье в процессе изменения личности;
3. способствовать отреагированию страхов и негативных переживаний;
4. обучить приѐмам саморегуляции посредством арт-терапевтических техник;
5. сформировать навыки рефлексии;
6. сформировать навыки правильного взаимодействия со сверстниками.
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста 10-12 лет на 1 года обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности по одному часу в неделю. Таким образом, на год обучения приходится 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут.

Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, дезадаптации, наличия страхов и фобий. Далее обучающиеся объединяются в группы, с наполняемостью 6-10 человек.

Занятия по развивающей программе «Вместе по радуге» предполагают следование следующим основополагающим принципам:
1. Занятия арт-терапией предполагают использование обучающимся разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.
2. Работа обучающихся с материалами протекает в определѐнных условиях, помогающих создать у них ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.
3. Рисование происходит в присутствии педагога-психолога, обладающего достаточным знанием и способного понимать психологическое содержание рисунков обучающегося и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребѐнка со своим рисунком.
4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование педагогом-психологом определѐнных приѐмов, помогающих обучающемуся осознать отражѐнные в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Обучающиеся имеют право:
• на доброжелательное, уважительное, терпимое отношение к себе со стороны педагогов;
• выбирать виды художественной деятельности в соответствии со своими интересами;
• высказывать свое мнение, пожелания, вносить творческие предложения
Для проведения занятий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части обучающийся может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель). Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом (напольное покрытие).

Структура программы.

В программе «Вместе по радуге» по арт-терапии выделены следующие этапы:
1.Подготовительный;
2.Основной – непосредственной деятельности (реализации выбранных содержания, методов, средств);
3.Итоговый.
Каждый из этапов имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий. От того, насколько организована и подготовлена артдеятельность, зависит эффективность ее реализации, конечный результат.
I.Подготовительный этап (1-2 недели обучения) – погружение в художественную среду, которая характеризуется неоднородностью протекания (у одних обучающихся присутствует степень готовности, мотивации действовать в художественной среде, для других требуется помощь включения, а у части обучающихся наблюдается слабость мотивации, отстраненность, неуверенность). Позиция педагога-психолога – активизация интереса и предложение сотворчества,
сотрудничества в арт-деятельности, без навязываемого, обязательного участия.
Данный этап включает подэтапы, которые определяют содержание арт-деятельности:
1. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей обучающегося (1 неделя обучения). Она ориентирована на конкретную личность и предусматривает выявление:
-уровня подготовленности в художественных видах деятельности;
-индивидуальных особенностей, возможностей обучающегося в достижении целей, его позитивного потенциала, создающего перспективу для индивидуально-компенсаторного развития средствами искусства;
-уровня адаптационных и коммуникативных возможностей обучающегося;
-особенностей жизненной позиции обучающегося, его активности в работе над собой, уровня мотивации.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, имеющих особые нужды, диагностика часто требует изучения личных дел, участия в обследовании нескольких специалистов: педагогов, психолога, логопеда. Такой подход помогает получить более полную информацию о ребенке.
2. Адаптация в арт-деятельности (1-2 неделя обучения). Данный подэтап необходим для налаживания взаимодействия между педагогом-психологом и обучающимся, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания. От уровня взаимодействия на данном подэтапе во многом зависит эффективность последующих действий.
3. Определение цели и задач арт-деятельности (1 неделя обучения). Они определяются в соответствии с личностным пониманием педагога-психолога общей стратегической цели школы в воздействии на ребенка, знанием его индивидуальных особенностей, оценкой коррекционно-развивающих возможностей.
4. Выбор содержания и оптимальной технологии его реализации (2 неделя обучения) осуществляется после того, как получена полная диагностическая картина уровня способностей обучающихся. Для этого специалисту необходимо знать:
• индивидуальные особенности обучающегося: отклонения и возможности;
• развивающую цель (к чему стремиться, чего следует ожидать);
• условия реализации развивающей программы (методическая, техническая, материальная база);
• возможные формы реализации развивающей программы;
• собственные возможности достижения цели;
• временные возможности для реализации развивающей программы.
5. Планирование арт-деятельности (1 неделя) предусматривает разработку графика реализации программы в соответствии с выбранной технологией по времени, месту и видам занятий, художественных событий. Планирование способствует реализации замысла, обеспечивает комплексность и интенсивность арт-деятельности.

6. Материальная подготовка (1-2 недели обучения). Для успешной реализации программы необходима подготовка всего методического и дидактического материала, атрибутов и костюмов, технических средств, способствующих качественному проведению занятий, художественных событий.


Тематический план программы «Вместе по радуге».




Тема занятия

Всего часов

В том числе




1

«Здравствуй, это я!»

2

теоретических


практических

2

«Наша жизнь-игра»

4

0.5

1.5

3

«Ах, музыка»

4

0.5

3.5

4

«Разноцветный мир»

5

0.5

4.5

5

«Там на неведомых дорожках»

4

0.5

3.5

6

«Волшебный песок»

4

2

2

7

«Остановись, мгновенье»

4

0.5

3.5

8




4








Содержание программы.
1. «Здравствуй, это я!»
На первых занятиях необходимо изготовить личную папку из больших листов бумаги или картона, в которой можно хранить рисунки, изготовленные обучающимися. Папку можно украсить и разрисовать, можно нарисовать на ней «что-то очень важное в твоей жизни, или то, что будет оберегать тебя». Папки подписываются. В ней оставляется и дневник.
Обсуждаются с обучающимися три простых правила поведения во время занятия:
- не вредить себе.
- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других обучающихся.
- не портить комнату и материалы.
Проводится знакомство друг с другом.