Файл: Арттерапевтическая программа. (тема практического задания) фио студента Каджанян Елизавета Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяются цели и задачи всей деятельности на год.
Проводится первичная диагностика.
Упражнения:
1.«С кем я подружился».
Цели: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений.
Материалы: коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы обучающийся мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает психолог). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.

2. «Наша жизнь-игра».
Упражнения.
1.«Царство - государство».
Цель: коррекция страха замкнутого пространства Избыток непредсказуемой словесной и физической агрессии в семье, чрезмерно строгой дисциплины.
Ход: Играющие делятся на две команды. Одна, закрыв глаза и взявшись за руки, встает в круг и заявляет: «Никто не пройдет в наше царство – государство». Остальные играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него. Но охрана на чеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук. Если цель достигнута и обучающийся уже находится в центре круга, он хлопает в ладони, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их царство. Теперь задача выйти из круга. Затем команды меняются ролями.

«Соломинка на ветру».
Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде педагога-психолога: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: недоверчивые и робкие сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре педагога-психолога обязательно.
3. «Ах, музыка».
1.«Звериное пианино».
Цель: развивать у обучающихся умение сотрудничать.
Обучающиеся садятся на корточки в одну линию. Они- клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Педагог-психолог раздает«клавишам»их голоса (кошки, собаки, лягушки и т.п). Далее педагог-психолог-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до го ловок обучающихся -«нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если педагог-психолог едва дотрагивается до головы обучающегося, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается—громко, если сильно давит— очень громко.

2.Сочинение обучающимися мелодии «Что я чувствую».
3. «Нарисуй музыку».
4.Релаксация «Путешествие в волшебный лес».
Цель: Снятие волнения. Ощущение покоя. Решение проблем. Обретение собственного места в прекрасном лесу. Мелодия «утреннего леса».
- Сядь поудобнее. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарники и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
- Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля.
Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
- Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадывать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
- Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их совета.
«Разноцветный мир».
Упражнения.
1. «Портрет моего Я».
Ребята, все мы очень разные, в разных ситуациях мы ведем себя по разному. Я прошу вас нарисовать картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит ваша приятная сторона? Как — злая? А как — испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Вы можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно. (Это упражнение эффективно для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.) (20 минут).

2. «Автопортрет».
Каждому обучающемуся раздается лист, в центре которого нарисован овал. Ребята, овал – это наше лицо, только вот, сегодня мы с вами не будем рисовать обычные свои лица, мы нарисуем волшебное. На месте глаз рисуем то, на что вы любите смотреть, на месте ушей то, что вы любите слушать, на месте волос то, о чем вы любите думать или мечтать и т.п. (20 минут)
3. «Каракули». Основное содержание этого упражнения - свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги, без какой либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. Варианты:
a. Ведите «дневник каракулей», для того чтобы проследить их изменение за
определѐнный промежуток времени.
b. После завершения рисунка на основе каракуля сочините рассказ.
c. Измените каракуль и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.
• Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.
• Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу
, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.
• Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.
• Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой - из неприятных, а затем сравните оба рисунка.

«Там на неведомых дорожках».
1.История развития образа бабы Яги.
2.Викторина «В гостях у мультфильмов».
3.«Русская матрешка».
4.«Урок Добрых Слов».
Цель: заглянуть внутрь слов, выражающих приветствие, любовь, сострадание, познакомиться с их значениями, расширить речевой «репертуар».
Проведение обучающимися исследования на темы: «Как я обращаюсь к своим родителям?» и «Какие слова я использую в качестве приветствия?» помогут увидеть связь между словами и чувствами, а также словами и отношениями между людьми.
На примерах писем героев Л. Воронковой «Девочка из города», В. Драгунского
«Фантомас», Н. Соломко «Пожарный кран №1», В. Голявкина «Этот мальчик» о обучающиеся учатся выражать добрыми словами любовь и уважение, благодарность, сострадание и сожаление.
Выразительное чтение писем великих мастеров слова М. Цветаевой («Письмо. Детям»), Л.Толстого (отрывок «Беседы с детьми по нравственным вопросам») дает толчок к анализу ранее совершенных поступков и написанию собственных писем-откровений друзьям, близким людям, родителям со словами любви, благодарности, сострадания и сожаления.
Письма по желанию обучающихся могут быть переданы адресатам, прочитаны или остаться тайной.
5.«Будьте добрыми к тем, кто слабее вас!».
Звучит спокойная классическая музыка и используются слайды с фотографиями леса и животных, что создает эмоционально-комфортную обстановку для общения.
Чтение вслух с обсуждением описания животных из любимых книг (Е. Чарушин «Яшка», Г. Скребицкий «Шустрые малыши», Н. Дурова «Подарок больше не опасен», «Чичи — доброе сердце», О. Перовская «Ребята и зверята», Ю. Дмитриев «Хитрецы, невидимки и разные родители», Н. Сладкое «Разговоры животных», Б. Житков «Беспризорная кошка» и др.) плавно перетекает в составление рассказов-описаний «Наши домашние любимцы».
Здесь можно составить пазлы с изображением животных.
Завершается занятие обсуждением важных социальных вопросов:
— как вы проявляете заботу о животных?
— как вы можете помочь животным, у которых нет дома?
— что вы сделаете, если узнаете о грубом отношении к животным со стороны знакомых или незнакомых вам людей?


Список литературы.
1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. М., 2003.

2. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
3. Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. Феникс, 2006.
4. Будза А. Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия. Феникс, 2007.
5. Вальдес Одриосола М. – Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие. Владос, 2005.
6. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М., 2003.
7. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие. Профессия, 2007.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии. СПб.: Златоуст, 2005
9. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008
10. Копытин А.И. Арт-тепрапия жертв насилия - М: Психотерапия, 2009. - 144 с: ил.
11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт - терапия детей и подростков. М.: Когито - Центр, 2007
12. Королева З. Говорящий рисунок (100 графических тестов). 2006.
13. Н.М. Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы. СПб.: Речь, 2007.
14. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:
Речь, 2008.
15. Радина Н.К. Истории и сказки в психологической практике. СПб.: Речь, 2006.
16. Тарарина Е.В.Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, - 160 стр.,2013.

Приложение.

Приложение 1.
Исследование графомоторных возможностей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности (Автор-составитель – Ганчукова Д. Р.)
Цель. Определить уровень развития графомоторных навыков, пространственных представлений, креативных способностей, сенсорных эталонов – цвета, формы, пространства, мотивационной готовности школьников.
Инструкция: Педагог-психолог поочередно проговаривает каждый пункт задания. Причем пункты 1-2, одновременно со словесной инструкцией, показывает на доске.
Пункты 1-3, 5, 7, 9, 10, 11 направлены на исследование уровня развития пространственных представлений («пополам», «левая», «верхняя» и т. д.).
Пункты 3-8 направлены на исследование уровня развития восприятия цвета, формы.
Пункты 4, 6 направлены на исследование уровня развития мотивационной готовности к изобразительной деятельности.
Пункты 8-11 направлены на исследование творческих возможностей ребенка.
А также, все пункты задания направлены на исследование уровня развития графомоторных навыков.
Задание
1. Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией.
2. Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.

3. В левой верхней части листа нарисуй треугольник.
4. Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; не очень нравится – в синий; совсем не нравится – в черный.
5. В средней верхней части листа нарисуй квадрат.
6. Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень – в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь – в черный.
7. В правой верхней части листа нарисуй круг.
8. Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.
9. В левой нижней части листа нарисуй человека – мальчика или девочку.
10. В средней нижней части листа нарисуй любое животное.
11. В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.
Результаты оцениваются по 3 уровням: высокий (3 балла) – если задание выполнено в соответствии с требованиями; средний (2 балла) – если задание выполнено с погрешностями (отрывы линии, перекосрисунка и т. п.), но достаточно узнаваемо; низкий (1 балл) – если задание не выполнено совсем или выполненное совершенно не соответствует требованиям.

Приложение 2.
Методика исследования эмоционального отношения детей к музыкальным и изобразительным видам деятельности.
В качестве стимульного материала используются схематические карточки-изображения (Таблица) различных эмоциональных состояний, с помощью которых обучающийся осуществляет фиксацию своих чувств по отношению к музыкальной или изобразительной деятельности.
Таблица


Позитивное отношение

нравится



Неопределенное

Еще не определился

:/

Негативное

Не нравится




Инструкция: «Посмотри, какие рожицы нарисованы на картинках. Скажи, пожалуйста, они одинаковые или разные? Как ты считаешь, когда человек улыбается, какое у него настроение? А когда у человека грустное лицо, какое у него настроение? Давай договоримся: две веселые рожицы в нашем задании будут означать, что человеку что-то очень-очень нравится, он очень доволен. Одна радостная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в сильной степени. Две грустные рожицы означают, что человеку очень-очень что-то не нравится, что он сильно не доволен. Одна грустная рожица показывает, что человеку скорее грустно, чем радостно. Рожица, выражающая спокойствие, означает, что человек не знает, нравится или не нравится ему что-либо, он еще не определился».