Файл: Арттерапевтическая программа. (тема практического задания) фио студента Каджанян Елизавета Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После объяснения инструкции обучающимся предлагается сказка, в процессе рассказа которой они должны определить эмоциональное отношение к терминам, относящимся к определенной арт-деятельности и на которых фиксирует внимание педагог-психолог.
Для выявления отношения к музыкальным видам деятельности педагог-психолог рассказывает следующую сказку: «Теперь я расскажу тебе сказку: Жил-был на свете человечек. И вот однажды решил он пойти погулять. Шел он, шел, как вдруг услышал чье-то пение и прислушался… Как ты думаешь, какие чувства он испытал, когда услышал песню? Пошел он на звуки песни вышел на прекрасную поляну, на которой танцевали мальчики и девочки… Как тебе кажется, как отнесся человечек к тому, что увидел?» И так далее.
Термины (10 единиц): Песня, танец, хоровод, музыка, музыкальное занятие, концерт, праздник, выступление на сцене, музыкальная игра, музыкальные инструменты.
Для выявления отношения к изобразительной деятельности рассказывается другая сказка: «Теперь я расскажу тебе сказку: Жил-был на свете человечек. И вот однажды решил он пойти погулять. Шел он, шел, как вдруг на его пути возник простой карандаш, «хочешь порисовать со мной?» – спросил человечка простой карандаш… Как ты думаешь, какие чувства он испытал и согласился ли порисовать с карандашом? Пошел человечек дальше, а ему навстречу цветной карандаш, который тоже предложил человечку порисовать с ним… Как тебе кажется, как отнесся человечек к цветному карандашу?» И так далее.
Термины (10 единиц): простой карандаш, цветной карандаш, кисточка, краски, фломастер, картина, художник, выставка, урок рисования, коллективное творчество.
Каждый ответ (показ карточки) фиксируется на специальном бланке.
Обработка эмпирических материалов: Каждый участник исследования получает свой индекс: +2 – очень нравится, +1 – нравится, 0 – еще не определился, –1 – не нравится, –2 – очень не нравится. Далее цифры перекодируется следующим образом: индекс –2 принимется за 1 балл, индекс –1 за 2 балла, индекс 0 за 3 балла, индекс +1 за 4 балла, индекс +2 за 5 баллов.
Полученные данные предварительно позволяют разделить обучающихся на следующие группы:
- обучающиеся, испытывающие позитивное отношение к художественной деятельности (средний балл выше 3,8);
- обучающиеся, не определившиеся с отношением к художественной деятельности (средний балл от 2,4 до3,7);
- обучающиеся, испытывающие негативное отношение к художественной деятельности (средний балл менее 2,3).
Позитивные эмоциональные отношения к деятельности свидетельствуют о наличии у обучающегося благоприятных переживаний. Все остальные виды эмоциональных отношений – это тревожный симптом, указывающий на наличие проблем в эмоциональной сфере. Неопределенное отношение указывает на наличие тенденции инфантильности в эмоциональном развитии, о несформированности адекватного уровня осознания эмоций.

Позитивное отношение свидетельствует о том, что именно в этой деятельности обучающийся имеет возможность наиболее адекватно самореализоваться.

Приложение 3
Выявление личного вклада обучающегося в коллективную арт-деятельность и психологическую атмосферу коллектива ( методика канд. психол. наук Т.П.Абакировой «Эффективность совместной деятельности»).
На первом этапе важно выявить изначальный уровень этих качеств до момента специально организованной совместной арт-деятельности.
Оценивается личный вклад обучающегося в коллективную арт-деятельность и вклад в психологическую атмосферу в процессе специально организованной ситуации, требующей от обучающихся проявления навыков взаимодействия (коллективный рисунок, коллективная аппликация, подвижная музыкальная игра, хоровод, актерский тренинг на взаимодействие) по следующей шкале:
+2 – значительный положительный вклад
+1 – положительный вклад
0 – вклада не вносит
–1 – вносит отрицательный вклад
–2 – вносит значительный отрицательный вклад
Заносятся в таблицу цифру, наиболее точно отражающую состояние обучающегося в момент исследования.
При обработке эмпирических материалов индексы перекодируются следующим образом: индекс –2, соответствующий значительному отрицательному вкладу, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс –1 за 2; индекс 0 за 3 балла; +1 за 4 балла; индекс +2 за 5 баллов. Положительный вклад всегда получает высокие баллы, а отрицательный – низкие.
- обучающиеся, вносящие положительный вклад (средний балл выше 4);
- обучающиеся, не вносящие никакого вклада (средний балл от 3 до 4);
- обучающиеся, вносящие отрицательный вклад (средний балл менее 3).П

Приложение 4.
Рефлексия:
1.Этот рисунок – возможность выразить сложности в твоей жизни, сложности, с которыми тебе предстоит столкнуться.
- что спит, что готовится к росту, что спрятано под землѐй, в темноте, в укромном месте, собирая силы (напр., семечко под снегом)?
- что уже созрело, уже готово выйти в этот мир, чтобы все его видели и наслаждались этим?
- что уже почти умерло, закончилось или готово поменять себя?
- есть ли там садовник? (садовник – часть тебя, или человек, который помогает тебе в твоей жизни, наблюдает за ней).
2.Нарисуй человека, собирающего яблоки с дерева.
3.Упражнение «контейнер»: возьми лист бумаги и согни пополам, вообрази, что это ящик, корзина, коробка, сундук или что-то другое. Верхнюю часть листа разрисуй как крышку, а внутреннюю - как внутренность контейнера. Затем нарисуй в контейнере плохие вещи, чувства, действия или людей. Потом нарисуй хорошие: то, что ты любишь и то, что ты не любишь или секретные вещи о себе. К этому упражнению можно всегда возвращаться, дополняя «контейнер».

4.Рисунок «День и ночь». Нарисуй круг раздели его. Одна часть будет ночью, другая днем. После окончания рисования дать обучающемуся цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те места на рисунке, где они нужны.
5.Рисунок «Добро и зло». Раздели лист. Одна часть будет добром, другая злом. После окончания рисования дать обучающемуся цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те, места на рисунке, где они нужны.
6.Рисунок «Дорога». Нарисуй дорогу. Подумай, какие бывают дороги: быстрые, медленные, асфальтовые, прямые, кривые, узкие, широкие. Из чего сделана дорога? В каком она состоянии? Сколько у нее полос? Что по бокам от дороги? Дорожные знаки? Кто-нибудь по ней едет? Куда?
7.Рисунок «Настроение». Нарисуй с помощью разных цветов свое настроение.
8.Прорисовка тела. Отрежь длинный кусок бумаги (обои), ляг на него удобно. Я обведу твой контур. Разрисуй свой контур как хочешь.
9.Мандалы. Нарисуй круг. Нарисуй внутри него твой символ, твой оберег, который будет охранять тебя.
10.Нарисуй свой оберег, который будет охранять тебя. Это может быть что угодно: (семена, посуда, узор, символ, кукла, человек, одежда, украшения, животные, растения, постройки и проч.).
11.Зеркало. Посмотри в зеркало на свое отображение. Нарисуй на этом зеркале себя (свое лицо) маркерами для доски. Разрисуй свое отображение.
12.Нарисуй волшебное дерево. Придумай о нем историю. Можно нарисовать на большом куске бумаге (обоях), дети обычно отрезают длину бумаги в свой рост.
13.Упражнение «Создание нового мира». Придумай и нарисуй, как был создан этот мир, как в нем все образовалось. Расскажи и покажи другим.
14.Посмотри на природу, выбери ту вещь или тот объект, которым тебе бы хотелось стать (туча, дерево, дом, река, океан, пчела, лужа, лес и проч.). Нарисуй это. Нарисуй, как оно изменяется (туча льет дождь, река впадает в океан, дерево вырастает и проч.).
Приложение 5
.

1.Упражнение «Дерево счастья».
Цель: снижение уровня страха через его преобразование.
Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.
Обучающиеся делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:

1) один листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.
2) ствол расписывается всякими «радостями» – тем, что еѐ символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т.д.
3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.
4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.
5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.
страшные рисунки превратились в Дерево счастья.

2. «Мягкое сердце».
Цель: способствовать формированию у обучающихся умения любить окружающих.
Материалы: красная ткань, трафарет сердца, вата, швейная игла, нитки.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Психолог говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает обучающимся поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает мягкое сердце, дает потрогать и просит подумать, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца, за тем ребятам предлагается изготовить мягкое волшебное, сердце. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок.
После изготовления сердец, все закрывают глаза, держась рукой за игрушечное сердце, они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого обучающиеся и педагогпсихолог делятся опытом. Некоторые могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.