Файл: Учебника по русскому языку, 3 класс, умк Перспективная начальная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ учебника по русскому языку, 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа».

Чуракова Н.А., 1 класс, литературное чтение, 1.1.1.9.2.6.1 порядковый номер учебника в перечне.

Обновление существующих и создание нового поколения учебников в соответствии с ФГОС.

Рабочая  программа  учебного  курса  по русскому языку  разработана для  2  класса.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русский язык, реализуется на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287);

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2022/2023 учебный год: Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

• Н.А. Чуракова, О.В.Малаховская «Программы по учебным предметам», рекомендованной Министерством просвещения Российской Федерации;

• Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год;

• Авторской  программы по УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [текст] : 1-4 кл.: в 3 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – 2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 1 : 320 с. (проект «Перспективная начальная школа») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом от 31 мая 2021г. №287

Научная достоверность содержания материала, его связь с жизнью, практикой.


 Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.



Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы:Н.Г. Агаркова,  Ю.А. Агарков), а затем  в конце первого года обучения  и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).

Соответствие содержания ФГОС НОО.

В УМК «Перспективная начальная школа» обеспечиваются планируемые результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:

• личностные результаты – сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

• метапредметные результаты – освоенные в ходе образования универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов системы ЗУНов и опыта, специфического для каждой предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Программа «Перспективная начальная школа» решает задачу формирования речевой, познавательной, организационной деятельности и приемов работы с информацией.

Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словарь, даёт каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками.

УМК «Перспективная начальная школа» решает задачи формирования

организационной деятельности. Учащиеся учатся выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам, определять способы контроля, находить ошибки в работе и их исправлять.

Очень важно и то, что в процессе обучения школьники приобретают навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать  общий результат деятельности и свой вклад в него. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.


Современный УМК «Перспективная начальная школа» ставит перед собой задачу личностного духовно-нравственного развития обучающихся. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные группы. В УМК «Перспективная начальная школа» прослеживается из-за общности интриги семейная жизнь, соблюдение традиций своей семьи, своего народа через знакомство с историей, событиями из жизни место проживания семьи Ивановых и, которые перекладываются на историю родного села, семьи и родственников каждого учащегося.

В комплекте ведётся развитие патриотизма, гражданственности, развивается любовь к семье, труду и творчеству, природе и человечеству, ведутся исследования, опыты и наблюдения (с элементами научности), неразделимы искусство и литература. Невозможно только лишь в школе развивать ребёнка. УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает социально-педагогическое партнёрство через связь с семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования и СМИ.

УМК «Перспективная начальная школа» предлагает содержание начального образования в полном объёме современных государственных эталонов и программирует различные формы обучения, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. В связи с этим каждый учебник из этого комплекта – это ещё и инструмент по организации учебных форм обучения ученика на уроке и вне урока.

Соответствие учебного содержания возрастным особенностям детей, их интересам, доступного учащимся.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.


Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения; называют персонажей произведения, выражают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы. Главная задача обучения в 1-м классе — формирование потребности и мотива чтения и совершенствование необходимых для этого умений и навыков — остается актуальной и на протяжении следующих лет начального обучения.

Краткость, лаконичность, четкость, конкретность изложения.

Эти требования соблюдены.




Наличие достаточного количества иллюстраций, схем, таблиц.

Иллюстраций много, они яркие, добрые и эстетичные. Но вот схем и таблиц нет совсем.



Эстетическое внешнее оформление.

Текст четкий, соблюдены размеры шрифта, интервалы и другие требования. Картинки красочные, его приятно читать и держать в руках. Оформление учебника осуществляется в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе над ним.



Образный язык, изложение с элементами проблемности.

 Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Таких заданий в учебники довольно много, дети постоянно анализируют, самостоятельно находят путь решения проблемы, вопроса.