ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ВОКАЛ. НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
(Пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ и руководителей детских певческих коллективов ДК и ДДТ)
срок реализации от 3 лет и более
Уровень реализации основное общее образование
возраст обучающихся 6-14 лет
СОСТАВИТЕЛЬ:
Токарева Александра Анатольевна,
Преподаватель, хормейстер Образцового коллектива
Детского фольклорного ансамбля «Зарянка»
АУ «ДК «Родина»
Программа рассмотрена
Художественным советом АУ «ДК «Родина»
и рекомендована к утверждению
«___» _______________200__
Химки,2022
Информационная карта
1.Составитель программы: Токарева Александра Анатольевна
2.Образование: высшее
3.Должность: Хормейстер
4.По данной программе работает: 13 лет
5.Название программы: « Вокал. Народное пение»
6.Название учреждения: АУ «ДК «Родина» г.о. Химки Московская область
7. Классификация программы:
- по типу – модифицированная;
- по цели – развивающая художественную одаренность;
- по виду деятельности – художественная;
- по уровню содержания – общекультурный уровень;
- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная;
- по половому признаку – смешанная;
- по форме реализации – индивидуальная;
8.Срок реализации программы – от 3 лет и более.
9.Часовая нагрузка в неделю –
10.Формы итоговой аттестации – академический концерт, экзамен.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ заключается в том, что подобные программы по постановке детского голоса в народной манере пения в ДМШ не разработаны. И поэтому, опираясь на соответствующую педагогическую и методическую литературу, была составлена данная программа. Программа разработанная на основе фольклора, предназначена для преподавателей и ориентирована на работу с учащимися ДМШ, ДШИ, ДХШ и детских певческих коллективов.
Принятая за основу программы методики работы и теоретические разработки по постановке голоса опирается на опыт педагогической деятельности в области народного певческого искусства: профессоров Российской Академии музыки им. Гнесеных г. Москва Н. К. Мешко и Л. В. Шаминой; преподавателя Музыкального колледжа им. К.Э. Раутио г. Петрозаводска Л.В. Соловьёвой; преподавателя- доцента П.А. Сорокина, профессора А.А. Антиповой.
Учебная программа была разработана автором для Образцового коллектива детского фольклорного ансамбля «Зарянка» АУ «ДК «Родина» г.о. Химки Московской области. Данная программа утверждена художественным советом АУ «ДК «Родина» и управлением культуры г.о. Химки Московской области. Рассматривалась и рецензировалась ведущими специалистами в области фольклора и народного пения: Профессором Королёвым В.В., Заслуженным работником культуры России Астафьевой Г.В; Заслуженным артистом России Литвиненко А.А.;
НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ И ФОЛЬКЛОР
В современной действительности, в связи с социальными изменениями и другими сложными и противоречивыми явлениями нашей эпохи, народное песенное искусство стало уходить из быта и приобретать новые сценические формы бытия.
Народное пение в настоящее время развивается по двум направлениям: фольклор и народная манера пения.
Фольклор - это сохранение бытовых (аутентичных) образцов народного пения, культивирующих одну певческую культуру, с сохранением языка, диалекта и исполнительской манеры. Это, в первую очередь, передача народной характерности (диалект, традиции, обряды). Это местный стиль.
Каждый из певческих стилей (в фольклоре) требует глубокого изучения. Скороспелое, поверхностное освоение качества произношения различных народных говоров может привести к обратному результату: со сцены в механическом копировании диалектное пение может выглядеть, как пародия.
У фольклорных песен в основном диапазон не большой - до кварты. Хоровые партии в районе секунды. Все очень близко. Но спеть их – тоже нужно иметь хороший гармонический слух. В фольклоре приветствуется самопроизвольная импровизация, вариации, придуманные подголоски.
Фольклорное направление имеет другие задачи, в отличие от вокальной постановки голоса в народной манере, как творческие, так и педагогические.
Обучение фольклорному (диалектному) пению - это одно из направлений народного пения. Это другое направление.
Народная манера пения – это профессиональная подготовка голоса, которая рассчитана на более профессиональное мастерство, где певец-исполнитель, является, прежде всего, артистом, а сценическое искусство – это самостоятельное искусство, обладающее своими законами сценической речи, которые также, должны изучаться, как и законы фольклора.
Культура народного пения создавалась веками. В результате глубокого развития, она сформировалась в цельный художественный мир. Искусство народного пения - исполнительское и вокальное, при всем своем многообразии и развивающемся характере приобрело устойчивые, типичные черты, выработало свои вокальные и художественные законы, свои исполнительские средства, т.е. оформилось в школу народного пения. Она устойчиво передавалось из поколения в поколение, обогащаясь и совершенствуясь с течением времени.
Школа народного пения сформировалась в городе после революции, с появлением государственных народных хоров (хор Пятницкого).
Большое развитие получила в советский период при институте Гнесиных (г. Москва) под руководством Нины Константиновны Мешко, основателем Северного Государственного народного хора. В Петербурге основателем профессиональной школы народного пения была Анна Алексеевна Эпова.
А до тех пор пели, как «Бог на душу положит», а вернее кричали. И сейчас многие кричат. Петь могут немногие. Ведь бабушек, живущих в деревне, никто не учил петь. Они в основном пели на связках (кричали), поэтому к старости у них почти нет голоса, они все охрипшие. Некоторые это выдают за эталон народного пения. Я с этим не согласна. Особенно этим грешат музыканты - теоретики, которые занимаются сбором и обработкой фольклора.
Выше я уже сказала, что фольклор – это одно, это стиль, а исполнять этот фольклор правильно вокально – это другое.
Народное пение - это синтезированный вид искусства. Обучение пению – это многогранный и очень сложный процесс, протяженный во времени, требующий многих усилий. Постановка голоса – это своего рода школа, в понятие которой входит: определённая педагогическая система вокального воспитания, совокупность певческих знаний, навыков и умений. Это всеобщие компоненты вокального искусства: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, звукообразование, подвижность артикуляционного аппарата, точность и чистота произношения гласных, мягкая атака как основной прием «вхождения» в звук, ровное канителеное звуковедение. (Кантилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных).
Народное пение отличается образностью, без смыслового содержания не может быть песни.
В репертуаре исполнителя народных песен обязательно присутствуют авторские песни, написанные в народном стиле. А их исполнение требует особых певческих навыков. У них, как правило, широкий и большой диапазон. А это требует большого труда, чтобы правильно, красиво исполнить данное произведение.
Педагог, занимающийся постановкой голоса у детей (вокалом) обязан понимать, какие технические и эстетические нормы народного пения относятся к постановке голоса в народной манере, а какие к стилю исполнения.
У народного концертного пения, как бы два идеала – песенный фольклор и профессиональное вокальное искусство.
Главная задача (общаяпроп) - аганда народной песни. В традиционных песнях раскрывается история культуры народа. Наша задача - познакомить детей с лучшими образцами народно-песенного искусства. Способствовать формированию художественного вкуса учащихся, научить детей правильно ориентироваться в современном потоке разнообразной музыкальной информации.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы в том, что современные дети, именно в этот период детства, в условиях разнообразного музыкального потока музыки не имеют достаточного опыта восприятия произведений, имеющих подлинно художественную ценность (пример – народная песня). Народная песня - прекрасный способ эстетического воспитания детей.
Народная песня - частица высокой духовной культуры нашего народа, и то, что сегодня она нам дает. Значение ее в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Известно, что широта бытования фольклора находится в прямой связи с преемственностью традиций и нужно сделать все, чтоб именно дети, подростки, молодежь подхватили народную песню, дали ей второе дыхание: “Запоют дети - запоет вся страна!”
Многогранность народной песни способствует воспитанию художественного вкуса. Фольклор является универсальным средством этого развития. Образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора -в е ч н ы .
«Образцы народной музыки должны стать национальным достоянием, родным языком, потому что содержат в себе эстетические и этические ценности, облеченные в простые и ясные формы». (З. Кодай)
Цель:
-Обеспечение развития творческих вокальных задатков детей в школах дополнительного музыкального образования на основе лучших образцов народных песен
Задачи:
- научить владеть своим голосом (пользоваться дыханием, обладать хорошей дикцией) - научить правильно петь
- пропаганда народной песни
-познакомить детей с лучшими образцами народно-песенного искусства
-научить детей мыслить средствами и образами народной песни
-сформировать комплекс музыкально-исполнительских (сценических) навыков у детей
-подготовить детей к творческому самовыражению, умению самостоятельно создавать подголоски, варианты напевов, исполнять обработки различной степени сложности и авторские произведения, написанные в народном стиле
- способствовать формированию художественного вкуса учащихся
- научить детей правильно ориентироваться в современном потоке разнообразной музыкальной информации Разбить на 3 пункта – О, Р, В)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - урок и концертная деятельность.
Учебный план программы предполагает следующие занятия:
- постановка голоса (вокал) - 2 урока в неделю по 45мин.
Один урок с концертмейстером, другой – a’ capella.
Количество часов в год: 68.
В урок входят: дыхательные упражнения, распевка, пение, ритмические и танцевальные упражнения.
Протяженность урока – 45 минут. Занятия индивидуальные. Такая форма обучения позволяет использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявлять его индивидуальные способности.
Чтобы обучить детей сольному народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание (вокал – постановка голоса).