Файл: Невербальная коммуникация. Основные блоки невербальной коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Русский язык»
Тема: «Невербальная коммуникация. Основные блоки невербальной коммуникации»


Выполнила:

ученица 10 класса

Тунасова Д.Ю

Проверила:

учитель русского языка и литературы Тунасова Ж.О..
2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3

Невербальная коммуникация………………………………………………...4

Кинесика……………………………………………………………………….5

Такесика………………………………………………………………………..9

Проксемика……………………………………………………………………10

Окулесика……………………………………………………………………...13

Паралингвистика……………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………....15

Список литературы………………………………………………………...…16

2

Введение

Принято считать, что язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения. Однако с помощью языка мы передаем не более 45% информации своим собеседникам. В процессе общения для передачи информации, выражения мыслей и чувств людииспользуют не только слова.Речевое общение сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой поток. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация» (от англ. non-verbal- без использования слов, несловесный) Невербальный компонент играет важнейшую роль во взаимодействии между людьми. Как подчеркивают исследователи, язык тела зачастую говорит больше, чем слова (по крайней мере, значительно правдивее, поскольку сознательно управлять невербальными проявлениями достаточно тяжело). Невербальная коммуникация дает информацию о психологическом и физическом состоянии собеседника, об эмоциональном отношении человека к чему-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.Необходимоучитывать, что многие невербальные действия спонтанны, непроизвольны иподсознательны, трудно поддаются контролю, даже если люди пытаются скрыть свои эмоции, намерения


3

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация – совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. Это одна из наиболее древних форм общения и появилась намного раньше, чем язык.

Невербальные средства общения выполняют различные функции:

1) дополняют вербальное сообщение, передавая тот же смысл

2) замещают пропущенный вербальный компонент

3) вносят дополнительную информацию (порой противоречащую смыслу вербальной);

4)регулируют вербальную коммуникацию (например, заканчивая предложение, выпонижаете голос, отворачиваетесь, давая партнеру понять, что вы все сказали, теперь его очередь говорить);

5) выражают эмоции (опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины,

прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы свидетельствуют о гневе);

6) показывают отношение к собеседнику (например, собеседник нравится — улыбка,долгий взгляд; собеседник не нравится — взгляд в сторону,равнодушный тон, тело повернуто вдругую сторону);

7) отражают собственные личные качества (я общительный — широкие жесты,энергичный тон и др.).

Важной особенностью невербальных средств по сравнению с вербальными является их ситуативность. Невербальные сообщения отражают то, что происходит с людьми в процессе взаимодействия «здесь» и «сейчас», в рамках конкретной ситуации, определенного контекста. Тонголоса,громкость, интенсивность, жесты, мимика, движения указывают только нанынешнеесостояние говорящих, их отношение друг к другу и предмету разговора в момент общения.Глубокое рассмотрение невербальной коммуникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся: кинесика, проксемика, паралингвистика такесика, а также окулесика.

4

Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения, иными словами двигательная характеристика собеседников. Она включает в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела осанка, походка, позы), жесты и взгляд.

Человеческое лицо очень выразительно. Не говоря ни слова, оно способно выразить наши бесчисленные эмоции. Мимика, в отличие от некоторых форм невербального общения, является более универсальной. Недаром лицо называют зеркалом души. Мимика играет особую роль в передаче информации. Основные её характеристики – целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.


Мимические движения подразделяются:

• на мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

• на мимику активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

• на мимику пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

• на мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

• на мимику удовольствия-неудовольствия;

• на маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека, выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, другому лицу, какому-либо предмету, к какому-то событию, а также свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Мы машем, маним, жестикулируем руками, используем их, когда спорим или оживленно говорим, то есть выражаем себя с помощью жестов, часто не задумываясь об этом.

5

Тем не менее, их смысл в разных культурах и регионах может быть очень разным, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного их толкования. Используя жесты в общении, очень важно быть осторожным, поскольку у представителей разных культур данные телодвижения могут иметь различные смыслы, что может привести к неправильной интерпретации жеста.

Следует иметь в виду, что в науке не существует единой классификации жестов. Относительно общепринятым считается выделение среди жестов трех основных групп:

1) Эмблематических жестов (эмблемы). Они имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста. Исследователи отмечают два типа этих эмблем -коммуникативные и симптоматические.

Коммуникативные жесты-эмблемы несут информацию, которую жестикулирующий намеренно передает адресату. Например, покрутить пальцем у виска (говорящий показывает собеседнику, что тот сошел с ума), приложить палец к губам (означает, что собеседник должен молчать, говорить тише, сохранить информацию в тайне), покачать головой (выразить сомнение или порицание), постучать кулаком по лбу (показать адресату, что тот делает глупость), похлопать рукой по животу (жестикулирующий показывает, что он сыт, ничего больше съесть не может), показать большой палец (выразить одобрение, восхищение) и др.

Симптоматические жесты-эмблемы выражают эмоциональное состояние жестикулирующего, например: прикрыть рот рукой (выражает изумление), надуть губы (симптом недовольства и обиды), ломать руки (признак отчаяния), чесать в затылке (признак озадаченности), большие (круглые, страшные) глаза (выражают удивление, испуг, гнев), ударить себя по лбу (выражение досады на себя), барабанить пальцами по столу (признак нетерпения), закрыть лицо руками (признак стыда) и др.


6

2) Иллюстративные жесты (иллюстраторы). Это жесты, сопровождающие речь в коммуникативном акте, изображающие то, что уже выражено словами, т.е. вербально.Сюда относятся движения рук, синхронные с актуальной речью, движения, описывающие пространственные отношения временные отношения; жесты, выделяющие в речи главную мысль, главное положение,переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.

3) Регулятивные жесты (регуляторы).К ним относятся движения, регулирующие и вербальный,и невербальный диалог. Например, кивки, смена поз,закрывание и открывание глаз, определенным образом ориентирование движения тела и т.п.

В процессе общения жесты позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, определить свойства характера, темперамент, эмоциональный настрой.Не следует забывать, что жесты могут выдать человека, обнаружить то, что он пытается скрыть.

По походке человека довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке следующие эмоции: страдание, гнев,счастье, гордость. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая походка – при страданиях, наибольшая длина шага – при гордости.

К невербальным сигналам, повышающим эффективность речевого воздействия, следует отнести и фактор внешности говорящего. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Следовательно, одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. Не для кого не секрет, что стиль одежды человека (его общий внешний имидж) имеет большое значение, ведьвосприятие человека зависитот того, как он одевается.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, его внутренняя позиция.

7

Крылатое выражение “По одежке встречают…”означает, что восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый "скелет", независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, "первое впечатление - оно самое яркое". Но если восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь. Так, к примеру, классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинствеситуаций. Оратор, одетый в классическом стиле,производит впечатление человека, излучающего силу, надежность, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого
человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала в своем деле. Обычно носитель романтического стиля, воспринимается как человектворческий, необычный,приятный в общении, он вызывает в культурной аудитории внешний интерес, но воспринимается при этом как недостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.


8

Такесика

Часто наше общение происходит через прикосновение. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, похлопывания). К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, различных прикосновений. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, пол,возраст, степеньзнакомства собеседников. Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое значение.

1. Доминирующие (ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль)

2. Покорное (ладонь, повернутая вверх под ладонью партера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается)

3. Равноправное (ладонь ребром вниз, т.е. в вертикальном положении, фиксирует положение равенства собеседников)

4. Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Таким образом, умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера.


9

Проксемика

Проксемка - вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Она объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, ихориентация, дистанция, временная организация общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к