Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики

Кафедра дошкольного и начального образования
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Педагогика и методика начального образования»





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Выполнила:

студентка

Гаранина Елена Владимировна

гр.: З-НО 17/3 (А)

Подпись студента ____________
Научный руководитель:

д. пед. н., профессор

Романенко Юлия Анатольевна

Подпись руководителя ____________
Донецк – 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность ускорения темы. Актуальность проблемы формирования педагогической компетентности родителей на этапе адаптации первоклассников к школе определяется поиском новых педагогических средств в организации учебно-воспитательного процесса, психологической устойчивости детей, социально-психологической адаптации младших школьников в окружающей среде. Выделение проблемы некомпетентности родителей первоклассников на этапе адаптации в школе обусловлено рядом причин, а прежде всего, родители отрицательно воздействуют на формирование личности первоклассников.

Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики [15] предусматривает личностное развитие, учет индивидуальных особенностей ребенка, формирование взаимодействия младших школьников со сверстниками и взрослыми, обогащение формами взаимодействия школы и семьи, с этой целью возникает необходимость внедрения в образовательный процесс эффективных форм и методов обучения педагогической компетентности родителей первоклассников на этапе адаптации к школе, что говорит об актуальности темы нашего исследования: «Формирование педагогической компетентности родителей первоклассников на этапе адаптации к школе».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование педагогической компетентности родителей к процессу адаптации первоклассников к школьному обучению.


Объектом исследования является формирование компетентности родителей первоклассников к школе.

Предмет исследования – методика формирования компетентности родителей на этапе адаптации первоклассника к школе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературы по проблеме формирования педагогической компетентности родителей первоклассников к школе.

2. Разработать лекции, беседы, тренинги, родительские собрания, дидактический материал для родителей с целью повышения их педагогической компетентности на уровне адаптации первоклассников в школе.

3. Спроектировать и проверить эффективность методики формирования педагогической компетентности родителей первоклассников во время адаптации детей к школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если систематически проводить занятия, лекции, тренинги, родительские собрания по сконструированной методике, то педагогическая компетентность родителей на уровне адаптации детей в школе повысится.

При выполнении работы использовался комплекс методов:

  1. общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, прогнозирование);

  2. эмпирические(наблюдение, обобщение педагогического опыта);

  3. социологические (анкетирование, тестирование, опрос родителей);

  4. прогностические (проектирование);

  5. экспериментальные(констатирующий и формирующий эксперименты);

  6. математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. выявлены и теоретическим путем экспериментально проверены психолого-педагогические средства внедрения активных методов и форм организации педагогической компетентности родителей первоклассников;

2. на основе подходов (личностно-ориентированного, компетентносного, дифференцированного, системно - деятельностного); метода сотрудничества спроектирована методика формирования педагогической компетентности родителей на этапе адаптации первоклассников к школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что при проектировании методики были разработаны: тренинги («Принятие правил», «Мы – одна команда»); лекции («Основы психолого-педагогических знаний», «Особенности формирования личности первоклассника» и др.), занятия («Семейные конфликты», «Делаем уроки вместе»; «Мы – семья, какие мы?»), комплекс игр и упражнений («Пальма, слон, жираф», «Совместная работа», «Аппликация», «Я рисую твой портрет», «Цветик – Семицветик», «Глаза в глаза», «Решаем задачу», «Шапочки» и др.); методические консультации: индивидуальные, групповые, фронтальные.



Разработанный материал может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей, родителями в организации первоклассников к школе, а также для профессиональной подготовки специалистов в системе курсов повышения их квалификации.

Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа, объемом 73 страницы текста с 8 рисунками и 13 таблицами, состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников информации из 55 наименований и 10 приложений.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ



    1. Формирование педагогической компетентности родителей первоклассников на этапе адаптации к школе как научно - педагогическая проблема



На этапе исследования формирования педагогической компетентности родителей первоклассников к школе мы преследовали решение следующих задач:

- уточнить понятие термина «адаптация ребенка к школе» как психолого-педагогический феномен;

- проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования педагогической компетентности родителей первоклассников.

Анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы показал, что проблему адаптации детей к школе изучали такие ученые, педагоги, психологи, как Амонашвили Ш. А. [1], Безруких М. М.[4], Боднева Н. А. [6], Венгер А. Л. [9], Выготский Л. С. [12], Колесникова Е. В.[31], Хрусталькова Н. А. [49], Чуткина Г. М. [51].

Адаптация рассматривается как процесс личностного становления индивида, который вступает в относительно стабильную социальную среду. Развитие личности ребенка рассматривается как процесс её вхождения в новую окружающую среду, которая характеризуется определенными факторами и условиями.

Адаптация ребенка к школе – способность ребенка адаптироваться к новым условиям, требованиям и поведенческим правилам, установленным образовательным учреждением для регулирования поведения и формирования высших психических функций ребенка [25].

Под адаптацией детей к школе Н. Т. Волобуева [11] понимает, что «это процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни».

В настоящее время учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и внимание в успешном сотрудничестве, что неминуемо влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей
[30].

Желание общаться, менять что-то в себе, своем отношении к ребенку и школе у родителей постепенно исчезает, превращаясь в неприятие и отказ посещать учебное заведение. В подобных случаях педагог должен научиться строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, личный интерес и понимание эффективности своего участия в процессе, оказать педагогическую поддержку родителям.

Учителя убеждают каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальность индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания учащегося. Задачи раскрываются и реализуются соответствующими программами и планами мероприятий, которые учитывают особенности конкретного коллектива детей и родителей [29].

Принципами взаимодействия являются: взаимное уважение и взаимопонимание; диалог; единство цели; координация усилий; совместное творчество в образовании.

Уважение и принятие родителей такими, какие они есть, это самое главное. Педагог должен помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии ребенка и найти способы дополнить друг друга. Во-первых, можно предложить родителям окунуться в мир детства своими воспоминаниями: как они сами ходили в школу, играли, дружили, радовались и были расстроены. Посетите день открытых дверей или посетите общешкольное мероприятие с их участием. Эта техника поможет им лучше узнать мир своего ребенка. Это необходимо, потому что школьник долгое время будет находиться в школе. И родитель должен понять, школа – это серьезно. Это место, где ребенок учится дружить, общаться, познает мир и многое другое. После такого родители по-другому воспринимают педагога, организацию образования и своего ребенка [16, с. 15-16].

Первый год обучения – чрезвычайно трудный и ответственный период в жизни ребенка. Его сложность обусловлена тем, что с поступлением в первый класс ребёнок испытывает изменения на своем жизненном пути, меняет свое место в системе социальных отношений, повышается эмоциональная нагрузка, кризис длится 7 лет. В этот период дети проходят перестройку в когнитивной, мотивационной, эмоциональной и волевой сферах. В результате таких изменений первоклассники испытывают эмоциональное напряжение, повышенную тревожность и повышенную утомляемость. В связи с кризисом школьника в поведении детей появляется что-то смешное и искусственное, дети начинают манерничать, капризничать, что вызывает недоумение и даже недовольство у родителей [39].


По мнению психолога М. М. Безруких [48] все эти изменения в жизни первоклассников проходили легко, успешнее и продуктивнее, им нужна помощь, забота и поддержка со стороны их родителей, которые могут обеспечить условия, способствующие профилактике умственной усталости, повышенной тревожности, эмоциональности стресс и конфликты со сверстниками. Большинство родителей заботятся о своих детях и помогают им освоить школьную жизнь, но иногда их усилия не приносят значительных положительных результатов в адаптации к школе, поскольку многие не имеют педагогических и психологических знаний, не имеют эффективных способов воспитания и формирования поведения.

Успешная адаптации во многом зависит от того, насколько родители организовали режим дня первоклассника. Первоклассники, имеющие нарушения в состоянии здоровья, труднее приспосабливаются к требованиям школы. В дальнейшем они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, и нарушения сна. Нередко у них отмечается повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. Поэтому задача взрослых создать необходимые условия для ребенка, способствующие успеваемости и позитивной мотивации к обучению. К таким условиям режима дня можно отнести чередование умственного труда и отдыха в течение учебного дня, длительность дневных прогулок на улице, распределение времени на выполнение домашних заданий, занятость дополнительным образованием на протяжении всей рабочей недели. Для этого, в первую очередь, считаем важной задачей для педагога, вооружить необходимыми знаниями родителей [34].

Следуя советам врача С. П. Ефимовой [4], соблюдение такого порядка обеспечивает не только определённый ритм физиологической жизни организма (в определённое время ребёнок хочет есть, спать и т.д.), но и вырабатывает полезные привычки (своевременную готовность к занятиям, стремление к порядку, чистоте), которые имеют самое непосредственное значение для формирования ценнейших черт характера, таких как организованность, собранность, дисциплинированность.

Многие родители не придают значения простому моменту повседневной жизни – режиму дня, который в последствии оказывается эффективным инструментом при воспитании таких качеств характера у ребёнка, которые просто необходимы для полноценной жизни в обществе.

Период формирования учебной деятельности требует большого умственного напряжения и активности со стороны ребенка. В рамках образовательной деятельности возникают психологические новообразования, которые характеризуют более значимые достижения в воспитании младших школьников и являются основой, обеспечивающей развитие на следующей возрастной стадии [15].