Файл: Учебное пособие КомсомольскнаАмуре 2013 удк 796. 07 (07) ббк 75. 10 я7 м 348 Матухно, Е. В.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Институт новых информационных технологий
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
E. В. Матухно
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебное пособие
Комсомольск-на-Амуре
2013

УДК 796.07 (07)
ББК 75.10 я7
М 348
Матухно, Е. В.
М 348 Профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. пособие / Е. В.
Матухно. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 97 с.
В данном пособии изложено понятие профессионально-прикладной физической подготовки, ее использование в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях. Учебное пособие предназначено для учебной и самостоятельной р а- боты студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных тех- нологий в рамках государственных стандартов высшего образования.
УДК 796.07 (07)
ББК 75.10 я7
©
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2013
©
Институт новых информационных технологий
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2013

3
Введение
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к тру- довой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов со- вершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на началь- ных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в про- стейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созда- нию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подго- товки человека к труду.
В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессио- нальному труду уже присутствовали в ряде систем воспитания и образования молоде- жи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк
(1632-1704), Иоганн Песталоцци (1746-1827), Иоганн Густер Мутс (1756-1839), Жорж
Домени (1850-1917).
Именно в этот период возникло и сформировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и в определенном производстве.
На рубеже XIX-XX вв. в США развивалась система организации труда и управле- ния производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимо- сти за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.
В 20-30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последу- ющие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления – специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда.
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой дея- тельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физиче- ского воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физи- ческого воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физиче- ской подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессиональ- но полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредствен- но связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессио- нальная дееспособность.


4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ,
ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Известно, что результативность многих видов профессионального труда суще- ственно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, при- обретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнени- ями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функци- ональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями.
Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания – профес- сионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно – ППФП).
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физи- ческого воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Пре- зидиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государ- ственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рациона- лизации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С накоплением положительного практического опыта и научно- исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилиро- ванная отрасль физической культуры – профессионально-прикладная физическая куль- тура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования - воспитании подрастающего поколения и профес- сиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осу- ществляется, прежде всего, в качестве одного из разделов обязательного курса физиче- ского воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по ха- рактеру и условиям труда.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следу- ющими причинами и обстоятельствами:
1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и до- стижение профессионального мастерства в них продолжает зависеть от уровня функ- циональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени разви- тия физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков;
2) производительность многих видов профессионального труда, несмотря на про- грессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее- способностью исполнителей трудовых операций;
3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определен- ных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся;
4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои дея- тельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.


5
В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». В дан- ном разделе используется упрощенная формулировка, не искажающая само понятие.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности. Без всестороннего глу- бокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической под- готовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.
Соответствие возможностей организма человека выполняемой им работе выявля- ется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой вхо- дит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.
Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристике различных про- фессий. В то же время профессиография – это один из методических приемов изучения трудовых процессов, психологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические осо- бенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функ- ций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без ко- торых невозможно выполнение данной работы.
Решение проблемы профессионально-прикладной физической подготовки требует предварительного выявления профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он протекает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.
Для ППФП особо важным в оценке профессиональной деятельности является вы- явление степени напряжения организма и отдельных его систем и функций. В итоге изучения профессии для целей ППФП должна составляться профессиограмма, в кото- рой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требований к организму, включающий требования к физическим качествам, двигатель- ным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые под- вержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершен- ствуются в наибольшей степени.
Профессионально важные качества не являются застывшим конгломератом свойств организма, они могут варьировать по своей значимости в зависимости от сте- пени овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко зависит от уровня развития только одного физиологического или психофизиологического каче- ства, в большинстве случаев успешность овладения предопределяется развитием всего организма, его функций.
Методологической основой требований профессии к функциональному состоя- нию организма является положение о профессиональной пригодности как способности успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней. Эта способность определяется соответствием возможностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.
При этом по И. Д. Карцеву, профессиональные возможности, определяемые уров- нем развития ведущих для вида труда физиологических функций, можно считать критерием профессиональной пригодности, а сами функции критериальными.


6
Автор указывает, что если исходный уровень этого критерия выше определенного минимального и соответствует рабочему динамическому стереотипу данного вида тру- да, то во время работы происходит тренировка критериальных функций. Учение о кри- терии профессиональной пригодности позволяет рассмотреть теоретические законо- мерности физической подготовки к труду с позиций изучения механизмов взаимосвя- занной деятельности функциональной системы и ее ведущей части – функции критерия профессиональной пригодности.
Методы анализа профессии необходимы для определения структуры рабочих действий, что в конечном итоге помогает в выявлении профессионально-прикладных двигательных навыков. Ими же может оцениваться и производственная эффективность предложенной программы ППФП.
Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой дея- тельности могут быть использованы различные методы такие, как методы полного и выборочного хронометража, циклография, тензометрия, фото- и киносъемка, метод проб и заданий и др.
С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно- временные характеристики профессиональных движений. Существуют способы реги- страции траектории, скорости и амплитуды этих движений, определяющие их ритм, темп, форму и т. д.
Наиболее объективный и распространенный метод исследования трудовых про- цессов – хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются пу- тем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных по- вторяющихся элементов.
Наиболее всесторонним и точным является комплексное изучение степени овла- дения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс и дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой ста- дии обучения.
Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его профессиональную принадлежность. Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классификации профессий в целях ППФП.
Классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по кото- рым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях; учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки учащихся, сложности реально- го дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведени- ях и иметь четкую структуру.
Важно, чтобы классификация позволяла решать задачи ППФП, для которой, прежде всего, необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для це- ленаправленного подбора физических упражнений и видов спорта с целью активизации процесса обучения и совершенствования профессиональных навыков.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере тру- да. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы гото- витесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отли- чия и отражаются в цели и задачах ППФП как самостоятельного раздела учебной дис- циплины «Физическая культура».
Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной дея-


7 тельности. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо создать у будущих специали- стов психофизические предпосылки и готовность:

к ускорению профессионального обучения;

к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспече- нию профессионального долголетия;

к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свобод- ное время;

к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
- пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избран- ной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе
ППФП в качестве ее средств;
- интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосред- ственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности. Так называемыми профессионально важными способно- стями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зави- сит не только результативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например аварийных;
- повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содей- ствовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здо- ровья. Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных условий
(чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.);
- способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов обще- ства, созидающих его материальные и духовные ценности.
Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к спе- цифике профессии и особенностям контингента занимающихся.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психофизические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем само- стоятельного изучения литературы.
Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготов- ленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам
(например, «Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономер-