Файл: Учебное пособие КомсомольскнаАмуре 2013 удк 796. 07 (07) ббк 75. 10 я7 м 348 Матухно, Е. В.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94
Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобран- ных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения про- фессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продол- жительность комплекса в каждом отдельном случае различные. Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу по- сле окончания работы в специальных помещениях.
В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, пред- ложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:
1. Движение головой (наклоны, поворот, кружения).
2. То же в сочетании с движениями рук.
3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела
(подъем ног лежа на спине, «велосипед, стойка на лопатках, локтях, голове).
4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).
5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в поло- жении лежа на спине).
6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передви- жение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).
7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Основная задача физических упражнений профилактической направленности.
2. Что такое профилактическая гимнастика?
3. Что нужно сделать, чтобы снизить неблагоприятные воздействия в св о- бодное время?
4. Назовите неблагоприятные факторы труда.
Заключение
Учебно-содержательный материал учебной программы по физической культуре для вузов ориентирует дисциплины гуманитарного цикла и, естественно, физическую культуру на развитие личности будущего специалиста, что, безусловно, потребует уси- ления «культуросозидающей функции физической культуры», увеличения и расшире- ния возможностей процесса для повышения ее «культуроемкости».
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспи- тании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения – это те же обычные физиче- ские упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физиче- ских упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос дол- жен решаться самостоятельно. Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физическо- го воспитания студентов.
1. Основная задача физических упражнений профилактической направленности.
2. Что такое профилактическая гимнастика?
3. Что нужно сделать, чтобы снизить неблагоприятные воздействия в св о- бодное время?
4. Назовите неблагоприятные факторы труда.
Заключение
Учебно-содержательный материал учебной программы по физической культуре для вузов ориентирует дисциплины гуманитарного цикла и, естественно, физическую культуру на развитие личности будущего специалиста, что, безусловно, потребует уси- ления «культуросозидающей функции физической культуры», увеличения и расшире- ния возможностей процесса для повышения ее «культуроемкости».
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспи- тании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения – это те же обычные физиче- ские упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физиче- ских упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос дол- жен решаться самостоятельно. Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физическо- го воспитания студентов.
95
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физиче- ские упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виленский, М. Я. Основы профессиональной направленности студентов педа- гогических институтов / М. Я Виленский. – М. : Знание, 1990.– 80 с.
2. Виленский, М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориен- тациях студентов и процесс их формирования : методология и теория / М. Я. Вилен- ский // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 11. – С. 27–30.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов / М. Я. Виленский. – М. : Педагогика, 1998.– 380 с.
4. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я.
Виленский, В. И. Ильинич. – М. : Наука, 1997. – С. 8-24.
5. Гулько, Я. Н. Социально-биологические основы физической культуры / Я. Н.
Гулько. – М. : Педагогика, 1994.– 125 с.
6. Давыдов, Ю. С. Высшее образование : состояние проблемы, решения / Ю. С.
Давыдов // Педагогика. –1997. – № 2. – С. 23–24.
7. Евсеев, Ю. И. Экстремальные климатические и погодные условия как риск – факторы / Ю. И. Евсеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 102 с.
8. Жолдак, В. И. Методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе / В. И.
Жолдак. – М. : Наука, 2005. – 215 с.
9. Илларионов, Н. С. Психология оздоровительного бега / Н. С. Илларионов //
Легкая атлетика. – 2008. – № 6. – С. 19-20.
10. Ильин, В. И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и органи- зационные основы / В. И Ильин.– М. : Лотос, 2008. – 190 с.
11. Кабачков, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ / В. А. Кабачков, С. А Полиевский. – М. : Высшая школа, 2002. – С. 231-289.
12. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. – Новоси- бирск : Наука, 2006. – 192 с.
13. Образ жизни и здоровье студентов : сб. науч. тр. / под ред. Д. И. Рыжакова, С. Е.
Квасова. – Горький, 2007. – 187 с.
14. Платонов, К. К. Вопросы психологии труда / К. К. Платонов. – М. : Медгиз,
2002. – 219 с.
15. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студен- тов технических вузов / Р. Т. Раевский. – М. : Высшая школа, 2005.– 289 с.
96
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….........
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ………………………..
1.1. Требования к физической подготовленности специалистов в различных сферах деятельности и тенденции их изменения …………………………............
1.2. Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств .........................................................................
1.3. Основные понятия и термины в ППФП ………………….................................
Контрольные вопросы………………………………………….........................................
2. МЕСТО ППФП В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ....
2.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях …….
2.2.Особенности ППФП студентов по избранным направлениям трудовой деятельности ……………………………………………………………...
2.3. Средства и методические основы построения ППФП ………………………….
2.4. Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП …...
2.5. Методика подбора средств ППФП студентов …………….....................................
2.6.Организация и формы ППФП в вузе ……………………………………………….
2.7. Система контроля ППФП студентов ………………………………………………
Контрольные вопросы ………………………………………………….............................
3. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УЧЕБНО-ТРУДОВАЯ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ……………………...........................
3.1.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов ……………………................................................................
3.2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения …………………………………………………………………
Контрольные вопросы ………………………………………………….............................
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА ……………….....................................................
4.1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи ..................................
4.2. Методические основы производственной физической культуры ………………
4.3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК ……………………………………………………………………..
Контрольные вопросы ………………………………………………….............................
5. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ................
5.1. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики ………………..........................................................................
5.2. Методика составления и проведения комплекса упражнений физкультурной паузы ……………………………………………………………...
5.3. Методика составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха ……………..................................................................................
Контрольные вопросы ………………………………………………….............................
6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ……………..
Контрольные вопросы ………………………………………………….............................
7. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
И ТРАВМАТИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ……...........
Контрольные вопросы ……………………………………………….................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..............................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………...........................
3 4
9 12 14 16 16 17 20 23 25 27 28 32 32 33 35 38 43 43 45 53 53 56 56 57 58 60 60 61 93 93 94 94 95
Учебное издание
Матухно Елена Викторовна
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебное пособие
Редактор Н. А. Худякова
Подписано в печать 28.11.2013.
Формат 60x84 1/8. Бумага 80 г/м
2
. Ризограф ЕZ570Е.
Усл. печ. л. 11,55. Уч.-изд. л. 6,94 Тираж 100 экз.
Институт новых информационных технологий
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория
Института новых информационных технологий
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.37