Файл: Вопросы к докладу Сущность и функции политических партий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к докладу:

  1. Сущность и функции политических партий

  2. Понятие и сущность партийных систем

  3. Однопартийные системы. Двухпартийные системы. Системы с доминирующей партией. Многопартийные системы

  4. Будущее партийных систем




  1. Сущность и функции политических партий

Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», "группа". Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако политические партии в современном их понимании появились параллельно с процессом становления парламентаризма (XVIII–XIX вв.).

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть общества, выражающая интересы определенных социальных групп; члены партии связаны идеологической общностью; цель любой политической партии – достижение власти.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько политических партий, что связано с противоречиями между социальными слоями и группами, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.1

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других массовых организаций (профсоюзов, крестьянских союзов и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.2

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса или слоя общества, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

  • выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

  • активизация и интеграция определенной части людей;

  • борьба за политическую власть и ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

  • подготовка и проведение избирательных  кампаний по фор-

  • мированию высших и местных органов власти, выдвижение в них

  • своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

  • разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

  • политическое воспитание общества в целом или его части;

  • подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.


Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

Политические партии известны в истории человечества с древнейших времен. Так, само слово "партия" латинского происхождения и переводится как "часть". Но еще до римлян Аристотель писал о борьбе между "партиями" жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI веке до н.э., а из истории средневековой Англии широкую известность получила борьба между "партиями" Алой и Белой Розы.

Однако в своем современном виде политического института, действующего в массовой среде, политические партии появились лишь после победы буржуазных революций в странах Запада и распространения политичес-ких прав на широкие слои населения во второй половине XIX века. По сути дела, партии античности или средневековья оставались временными объединениями, созданными для поддержки каких-либо личностей (клиентеллами).3

Известный немецкий социолог М. Вебер предложил общепризнанную на данный момент в политологии схему эволюции политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Именно по такой схеме проходило формирование политических партий в Великобритании. В XVII веке в английском парламенте сложились две аристократические группировки: виги и тори.

В начале XIX века виги образовали "Реформ клаб", а тори – "Чарльтон клаб". В 1861 году произошло основание первой массовой политической партии. Ею стала Либеральная партия Англии. В 1863 году сформировалась первая массовая рабочая партия – Всеобщий германский рабочий союз, основанный Ф. Лассалем. Если политические клубы ставили своей целью включение в политическую жизнь буржуазии, то массовые партии стремились и стремятся привлечь на свою сторону как можно больше граждан, занимающих в обществе совершенно разные позиции, обладающих разными доходами, уровнем образования и т.п. К концу XIX века массовые политические партии сформировались в большинстве стран Запада.

С момента формирования массовых политических партий этот феномен сразу же привлек к себе пристальное внимание ученых. Возникла даже целая дисциплина внутри политической науки, занимающаяся изучением партий, – партология.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма разнообразны.

Классификацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:


  • по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунис-тические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.;

  • по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

  • по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному преобразованию общества) и реформаторские (также стремящиеся к изменениям в обществе, но не радикально, революционно, а путем постепенных реформ);

  • по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

  • по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

  • по стилю общения между политическими лидерами и рядовыми членами партии: демократические и антидемократические;

  • по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

  • по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских   партий,  допускающих  партийное  членство,  в  том

  • числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производного объединения своих членов) и т.п.;

  • по отношению к существующей в стране системе власти: правящие и оппозиционные.

Функции оппозиции:

1) критика деятельности правительства, указание на его ошибки и недостатки;

2) предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем;

3) контроль за деятельностью правительства и президента на предмет их соответствия Конституции и предвыборным обещаниям;

4) оппозиция сменяет существующее правительство в результате выборов.

Оппозиция – не есть авангардные партии, которые стремятся к ликвидации существующего режима посредством революции.


В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается сама партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Природа партийной системы в той или иной стране обусловлена множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.


  1. Понятие и сущность партийных систем


Значение партийной системы определяется обес­печиваемой ею чуткостью к социальным за­просам и нуждам населения, возможностью включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способностью населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

Взаимодействуя друг с другом и с государством в рамках политической системы, выявляя тем самым свое место в политической жизни, партии так или иначе влияют на при­нятие государственных решений.

Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Алба­нии или происходит сейчас на Кубе, в Северной Корее). Отсюда вытекает положение, что многопартийность — необходимое состояние демократичес­кого общества. Она позволяет преодолевать монополию одной пар­тии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернатив­ность мышления и действия.4

Ученые и практики расходятся в оценках, какая кон­кретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее. Например, Дж. Сартори [83 ]считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования госу­дарства. Опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран сви­детельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное раз­витие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых дру­гих государств говорит о пользе многопартийности без доминант­ной партии.


Немало преимуществ и у существующей в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и других странах двухпар­тийной модели, которая предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, а обществу — стабиль­ность. Даже оппозиционные партии действуют здесь в русле од­них и тех же базовых ценностей.

Впрочем, такая система тоже не идеальна: она снижает возможности полноправного участия незави­симых кандидатов или же «третьих сил» в процессе принятия ре­шений. Там же, где «третья» партия все же может внести сущест­венные коррективы в установившийся порядок (т.е. отобрать зна­чительную часть голосов у партий, которым отдают предпочте­ние 70—80% избирателей), формируется так называемая «2,5 пар­тийная система» (ФРГ).

Опыт ряда государств (США, Англия, Ирландия и др.) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу - стабильность, правительству - смену курса, а гражданам - возможность выбора. Однако и данная модель далеко небезупречна, поскольку она снижает возможности полноправного участия в партийной системе "третьих партий".

Наличие разнообразных политических систем и их постоянная эволюция свидетельствуют об определяющей роли внутренних обстоятельств каждой страны. Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играет характер социальной структуры общества, действую­щее законодательство, а также социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии.

В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний класс, существуют предпо­сылки для создания системы с доминирующей партией. Если со­циальная структура общества пронизана полярными противоре­чиями тех или иных страт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность обще­ственных отношений. Если же социальные группы ориентируют­ся на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная сис­тема будет характеризоваться более мягкими формами межпар­тийных и партийно-государственных связей.

В обществах с множеством экономических укладов, разнооб­разием культур и языков, многочисленными каналами и инсти­тутами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для созда­ния многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.