Файл: Вопросы к экзамену предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии. Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Название периода, хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Психические новообразования | Основные потребности/Виды общения по М.И. Лисиной | |||||
Кризис новорожденности (от рождения до 2 месяцев) – переход от внутриутробного к внеутробному. Начало индивидуальной психологической жизни. | |||||||||
Младенческий (2 месяца – 1 год) | Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») | ЦЕНТРАЛЬНАЯ – непосредственно-эмоциональное общение; ситуативно-личностное общение (Эльконин и Лисина) | Эмоционально-волевая сфера: разнообразие эмоционального состояния. Комплекс оживления. Мотивационно-потребностная сфера: наличие разнообразных потребностей, мотивов. К концу первого года жизни – потребность в активности, впечатлениях. Самосознание: развитие элементов сознания. эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим; формируется первое предличностное новообразование – активность. Познавательная сфера: Восприятие: Выделение предметов зрительного поля, активный поиск исчезнувших предметов, реакция на людей как выделение их из окружающих предметов. Внимание: сосредоточивает внимание на изображениях, выделяя в них контуры, контрасты и простые формы. Память: создание, сохранение временных связей между предметами (ассоциативная). Восстановление образа предмета по памяти. Мышление: ориентировочно-исследовательская реакция. Признаки сенсомоторного интеллекта. К концу младенческого возраста развитие наглядно-действенного мышления. Воображение: Речь: понимание речи. Понимание речи – сначала появляется по мимике, пантомимике. К концу младенческого возраста – понимание словесной инструкции. | -потребность в доброжелательном внимании -во впечатлениях | |||||
В результате манипулятивной деятельности формируются новообразования:
| |||||||||
ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ – манипулятивная деятельность | |||||||||
Кризис одного года – физическое отделение от матери. Расширение пространства. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции (ответ на запреты). | |||||||||
Ранний (1 год – 3 года) | Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения) или «я и другой» или «ребенок – предмет – взрослый». Познание мира человеческих предметов. | Предметно-манипулятивная деятельность | -Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. - овладение прямохождением. - игра и продуктивные виды деятельности, развитие познавательных интересов - Резкое повышение цветоощущения - Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. - Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. - Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. - Предпосылками воображения выступают представления. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы. - Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. - Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. -Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. | СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ -потребность в сотрудничестве -потребность в общении | |||||
Кризис трех лет: ДеспотизмНегативизмОбесцениваноеСтроптивостьСвоеволиеУпрямствоПротест-бунт | |||||||||
Дошкольный возраст 3-7 лет | Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений. | Игра | •Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности (потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции) игра символична, реальной деятельности нет) – учебной – ключевое, фундаментальное образование • Усвоение нравственных норм • Формирование иерархии (соподчиненности) • Развивается вся познавательная сфера, но в первую очередь воображение (развивается из раннего возраста – предметы-заместители: блин-платок, чехол от кассеты – варежка) - механизм эмоционального предвосхищения (эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты для ребенка в удовлетворении его желаний), лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка; - изменения содержания аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку, появляются эмоциональное сочувствие, сопереживание, содействие, без этих эмоций невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей –> социализация эмоций, вербальное обозначение эмоциональных состояний - появление смыслообразующей функции мотива, ребенок осмысленно подходит к тому или иному действию; - сознательное поведение, поступки свидетельствуют о возникновении индивидуальной мотивационной системы ребенка, основанной на личностных диспозициях, а не только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью. Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, к процессу игры, стремление к установлению положительных отношений со сверстниками и взрослыми, потребность в самоутверждении меняет эгоцентрическую позицию ребенка, дает возможность попробовать себя в новых ролях, оказывает влияние на развитие личности, игровая мотивация является показателем зрелости психического развития. Новые мотивы: связаны с формирующейся самооценкой самолюбия (мотивация достижения успеха, соперничества, соревнования), связаны с устанавливающимися моральными нормами –> реализуется потребность во взаимоуважении, внимании. наличие разнообразных потребностей, мотивов: физиологических (сон, еда), социальные (взаимодействие со взрослыми). Самосознание: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценить самого себя; дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку; появляется осознание себя во времени. Личное сознание. Восприятие: Выделяется структура предметов, пространственные особенности и соотношение его частей. Внимание: вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным пока есть интерес. Память: непроизвольная зрительная, эмоциональная. К 5 годам появляются признаки непосредственной механической памяти. К концу периода – произвольность запоминания. Мышление: наглядно-образное, начало формирования словесно-логического. Воображение: репродуктивное, слово становится заместителем предмета. Речь: является средством постановки и решения интеллектуальных задач. Эгоцентрическая (внутренняя речь). Первая форма диалогической речи. | Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное, 5-7 лет внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками 4-6 лет ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), к концу дошкольного возраста внеситуатино-деловое (сопереживание, общение без действий) 3-5 лет: потребность в уважении взрослого, познавательная потребность 4-6 лет: потребность во взаимопонимании и сопереживании | |||||
Кризис 7 лет. (Мировоззренческий) Непослушание Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр) Не отвечает на просьбы Упрямство, капризы Не переносит критику Копирование взрослых, подражание их манерам Потеря спонтанности в поступках и словах | |||||||||
Младший школьный возраст (6-11 лет) | РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ (РОДИТЕЛЬ/УЧИТЕЛЬ). | Учебная деятельность | -Отвлеченное теоретическое мышление (оперирование понятиями, абстрагирование от несущественных признаков) -Становление интеллектуальной рефлексии (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) -Самопознание и личностная рефлексия (способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей) -способность к самооценке -самоконтроль -Произвольность психических процессов -Внутренний план действий -Формирование мотивации достижения успеха | Внеситуативно-личностное общение Потребность – сопереживание и взаимопонимание взрослого | |||||
Подростковый возраст (с 11 до 15 лет) | Формирование сознательного отношения к себе как члену общества. (Шаповаленко) | Интимно-личностное общение со сверстниками (Эльконин и Выготский) |
| Потребности: -Самостоятельность -Признание взрослости, уникальности -В постоянном общении -В принадлежности к группе -В расширении социуама – выход за рамки семьи -в любви -В самовыражении -усиление половой идентификации Виды общения по Фельдштейну -Интимно-личностное -Стихийно-групповое -Социально-ориентированное | |||||
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) | |||||||||
Юношеский возраст ранняя юность (15 – 17 лет), поздняя юность (17-21 год). | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития. | А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин: учебно-профессиональная деятельность Д.И. Фельдштейн: учение и труд (может быть только трудовая деятельность) |
• Профессиональные интересы • Повышенные требования к моральному облику человека, его гражданской позиции • Потребность в самоопределении • Способность к самовоспитанию и самообразованию • Осознание своих жизненных перспектив Этот возраст сензитивен к формированию ценностных ориентаций личности как устойчивым образования личности и к формированию определенного мировоззрения и определенного отношения к окружающей действительности. | Потребности: ПОТРЕБНОСТЬ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь - потребность и способность с возможной полнотой реализовать себя во взрослой жизни (гражданская позиция, труд, будущая семья): • потребность в общении и ее реализации, • развитие теоретического мышления, научного и гражданского мировоззрения, • потребность в труде и способность трудиться (готовность к профессиональному самоопределению). Виды общения: потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь | |||||
Кризис 17 лет |
Примерный перечень задач к курсу
-
Приемы управления вниманием, запоминанием, мышлением, восприятием на уроке.
Внимание: прямые призывы, постукивание, игра голосом, подчеркивание значимости, красочность, ассоциации, оптимальный темп урока, соревновательные ситуации, разделение по группам, частое общение, игровые моменты, поощрение.
Запоминание: ассоциация, поиск опорного пункта, аналогии, схематизация, классификация. Подавать материал частями. Обратная связь, воспроизведение. Пояснение значимости материала.
Мышление: ВДУМЧИВОЕ чтение материала, нестандартные задания, поиск учениками ответа или вопроса.
Восприятие: вступительное слово, инструкция, информативные точки, наглядность, разъяснение высказываний, интонирование
-
Работа классного руководителя по сопровождению развития группы (сплочение, работа с отверженным, предотвращение травли, развитие лидерского потенциала).
Сплочение: организация совместной деятельности учащихся, создание органа самоуправления, планомерная смена поручений учащихся в классе, незаметная корректировка отношений в классе, предупреждение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок, классные мероприятия с играми на сплочение.
Работа с отверженными, Предотвращение травли:
Хвалить за каждое выполненное дело. Успехи ребенка обсуждать со всем классом. Ставить в ситуацию успеха. Давать «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс. Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех. Единство требований семьи и школы. Учет индивидуальных особенностей!!! Наказывать за проступок, объяснять причину инцидента. Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное. Гармонизация отношений ребенка в группе сверстников (т.е. не только ребенка нужно «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они о нем могли думать).
Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.
Отмечать хорошие поступки «Разумная» требовательность. Ласковость в отношениях.
Проявляйте терпение и выдержку. Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените. Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования. Не злоупотреблять наказаниями. Подчеркивать «сильные стороны» ученика, использовать его положительные черты, умения и навыки. Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку. Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.
Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.
Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.
Развитие лидерского потенциала: давать особенные поручения и задачи на класс, публичные выступления, похвала, организация мероприятий.
-
Приемы совладания с вариантами нарушающего поведения на уроке.
Цели плохого поведения
Привлечение внимания
Борьба за власть
Месть
Избегание неудачи
Проявление поведения
Привлекает внимание всеми возможными способами
«Ты мне ничего не сделаешь». Вспышки негодования, нагнетание напряженности или тихое непослушание
Вредит в ответ на обиды, реальные или воображаемые. Игнорируюся дружелюбные попытки контакта
«Не буду и пробовать, все равно не получится». Откладывание на потом, недоведение до конца. «Я плохо себя чувствую»
Способ предотвращения
Дать ребенку почувствовать себя любимым. Давать в 10 раз больше внимания за хорошее поведение! Не давать никакого внимания на негативное поведение (игнорирование). Учить просить внимания приемлимыми способами
Уйти от борьбы, приказов. Дать возможность выбора. Дружеский визуальный контакт. Предоставить ребенку позитивные возможности почувствовать свою силу. Отдавать часть своих организационных функций
Не отвечать оскорблением на оскорбление. Осуждать поступок, а не личность ребенка. Учить его выражать боль и страдание приемлимым способом. Сказать о своем чувстве боли («Я-высказывание»). Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.
Не уговаривать, не показывать жалость. Избегать действовать вместо ребенка. Поддержка ребенка, чтобы его установка «я не могу» сменилась на «я могу». Найти для него ситуации, где он чувствует себя ценным, успешным
-
Сопровождение детей с неблагоприятными вариантами развития.
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступление утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.