Файл: Вопросы к экзамену предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии. Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает общие закономерности типичного хода психического развития человека от рождения до старости, установлением возрастных периодов и причин перехода от одного к другому.

Предмет ВП - закономерности развития человека на разных этапах онтогенеза: феномены, механизмы, условия и движущие силы.

Объект – психика человека.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии:

1. стремление к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза,

2. изучение возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных методов воспитания и обучения,

3. исследование дифференциально-психологических различий (половозрастных и типологических свойств человека),

4. создание методического обеспечения для контроля за ходом полноценностью содержания и условиями психического развития,

5. оптимизация форм психологической помощи в периоды возрастных кризисов и др.

Разделы - детская, психологическая акмеология – психология зрелого возраста, геронтопсихология - наука о психологии старения, перинатальная психология.

История: детская психология зародилась в конце 19 в., начало отсчета – книга Вильгельма Приера – «Душа ребенка» 1881 год. Возрастная психология возникла во второй половине 19 века. Предпосылками явились: 1) потребности пед. практики 2) проникновение в психологию идей развития (ребенок – уменьшенная копия взрослого – видели количественные изменения, но никак не качественное своеобразие); 3) появление объективных методов исследования психики ребенка (прежде всего эксперимент как возможность отследить изменения). В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д. Ушинский. В своей работе "Человек как предмет воспитания" (1867) он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", то есть для того чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала в середине XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. В нашей стране история возрастной психологии имеет критический момент: 20 – 30-е гг. 20 века –
педология – это комплексное изучение ребенка представителями разных наук (педагогика, педиатрия, психология, гигиена). Позже педологию объявили лженаукой. Причины: очень скороспелая подготовка педологов и некритическое использование западных неадаптированных тестов на наших детях (Россия была неграмотна!). В 60-е гг. развивается школьная, затем дошкольная, сейчас среднего и пожилого возрастов, зародилась пренатальная психология.

  1. Методы возрастной психологии.

по М.В. Гамезо: ОСНОВНЫЕ - наблюдение (житейское (случайное) и научное (целенаправленное), объективное (экспертом) и субъективное (самонаблюдение), включенное и невключенное, прямое (на сам объект) и косвенное (анализ продуктов деятельности), с точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т.е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени), эксперимент (естественный и лабораторный). ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ - Анализ продуктов деятельности - изучение явлений опосредовано по предметам и результатами какой-либо деятельности (рисунки, сочинения и т.д.), тесты, анкеты, беседа.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД: Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары.

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания.

4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие — с фактором среды.

по Б.Г. Ананьеву

1-ая группа - организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.



2-ая группа - эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью-беседа); анализ процессов и продуктов деятельности; биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

3-я группа - методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

4-я группа - интерпретационные методы: генетический и структурный методы.

  1. Понятие развития, виды развития, линии психического развития, детерминанты психического развития.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

По Л.С. Выготскому: - необратимое изменение системы, вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный – путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле – совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека

Виды развитияфизическое развитие (изменение роста, веса и др.), физиологическое (изменение функций организма в области ССС, пищеварения и т.д.), психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображения, мышления, а также более сложных психических образований (потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций) , социальное – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения, духовное – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Линии психического развития – 1) познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания). 2) психологической структуры и содержания деятельности (практической деятельности) - (становление целей, мотивов и их соотношения
, освоение способов и средств деятельности). 3) личности (эмоционально-потребностной сферы) (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой).

Развитие психики – это закономерные изменения психических явлений во времени,

выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Условия развития человека: детерминанты. 1. Среда 2. Наследственность 3. Активность

  1. Возраст как основная категория возрастной психологии. Виды возрастов. Проблема психологического возраста в современной возрастной психологии.

От всякой другой психологии возрастная психология отличается особой единицей анализа – это возраст или период развития. Возраст – это замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику, продолжительность его определяется внутренним его содержанием.

Виды возраста:

• паспортный – показывает сколько времени прошло со дня рождения человека,

• социальный – связан с правовой системой общества, фиксируется в правовых документах и является точкой отсчета способности человека к правовым действиям,

• биологический – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития и разделяется: скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др.

• психологический возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и развития его как личности, характеризуемая закономерным характером физиологических и психических изменений, происходящих на каждом этапе.

Факторы, определяющие псих.возраст: 1 ССР - специфическое для данного

возраста соотношение внешних и внутренних факторов (между ребенком и средой), определяющих психическое развитие человека на данном возрастном этапе). 2 Психологические новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение с окружающей средой. 3 Ведущая деятельность
– это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев), характерная для данного возраста. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

  1. Возраст как основная категория возрастной психологии. Критерии возраста в отечественной возрастной психологии. Движущие силы психического развития.

От всякой другой психологии возрастная психология отличается особой единицей анализа – это возраст или период развития. Возраст – это замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику, продолжительность его определяется внутренним его содержанием.

Движущие силы психического развития - факторы, которые являются причинами поступательного развития ребенка, содержат энергетические и побудительные источники развития – потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей: 1. Социальная ситуация развития: специфическое для каждого возраста отношение ребенка и окружающей социальной среды. Взаимодействие ребенка со своим окружением, которое воспитывает и развивает его и приводит к появлению новообразований каждого возраста. (Выготский) 2.Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) - это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте. 3. Под возрастными новообразованиями понимают те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

  1. Закономерности развития психики в онтогенезе (социализация, интериоризация, общение и проч.).

Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, в процессе и итоге социализации человек приобретает и усваивает навыки, ценности принятые в данном обществе. 2. Интериоризация – переход форм внешней деятельности во внутренние психические процессы, благодаря подобному переходу происходит усвоение внешних социальных норм, принятых в данном обществе. 3.