Файл: Вопросы к экзамену предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии. Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация (опыт предшествующих поколений), которая поэтому легко усваивается и перерабатывается. Крайне опасна эмоциональная депревация – лишение или дефицит эмоциональных ощущений – развивается госпитализм – выраженное отставание в психическом развитии: вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему, бессмысленный, безразличный взгляд. Даже при хорошем уходе – отстают в физическом развитии. 4. Активность ребенка – необходимое условие его развитие, эта закономерность вытекает из ведущего принципа отечественной психологии – единства сознания и деятельности, из понятия ведущей деятельности (деятельность – форма активности, вне деятельности невозможно формирование сознания путем интериоризации). Активностью должны управлять взрослые. Главное в обучении – организовать активность, деятельность, в ходе которой нужные качества бы могли формироваться. Развитие ребенка основывается на удовлетворении потребности данного возраста: Потребность порождает деятельность, в результате которой порождается новая потребность. Вне этой формулы развития не существует. Биологические и социальные факторы имеют значение только в соединении с активностью ребенка. 5. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики. 6. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий (онтогенетически). Филогенетически: социальное наследование – каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше. 7. Необратимость развития – возврата к предыдущим стадиям психического развития быть не может. 8. Цикличность - в ходе любого развития, в т.ч. развития психики, когда происходит повторение пройденного, исчезает то, что достигнуто, но проявляется на более высоком уровне (как бы поднимается вверх и расширяется), что можно объяснить влиянием убыстрения темпов развития. 9. Скачкообразность (переход от одного этапа возрастного развития к другому) В развитии ребенка выделяют периоды незаметных эволюционных изменений - литических
и периоды резких, революционных скачков – критических. 10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития. Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности. 11. Неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе времени. Воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС. 12. неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка – это периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики 13. Гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент. 14. Акселерация - убыстрение темпов психического и физического развития. 15. Децелерация (замедление) и 14 – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Закономерности развития психики в онтогенезе (Л.С.Выготский) – 1. Логическая организация во времени. 2. Закон метаморфозы(развитие-цепь качественных изменений) 3. Закон неравномерности (каждая сторона в психике имеет свой опт.план развития). 4. Закон развития высших псих.функций (форма коллективного поведения переходит индивид.функцию ребенка)

  1. Виды общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе по М.И. Лисиной.

а) ситуативно-личностная – 0-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе –

реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления). б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные; в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии и мало помощи ) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые; г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. Общение со сверстниками: 4-6 лет – ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), 7 лет – внеситуативно-деловое (сопереживание, общение без действий).

  1. Кризисные периоды как закономерность развития психики человека. Критерии кризиса по Л.С. Выготскому. Виды кризисов по Д.Б. Эльконину


Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами.

Основные черты кризиса (Выготский Л.С.):

1) Характерная черта - неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);

2) Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);

3) негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – собрал все болезни, плаксивость, обидчивость стариков). Развитие идет как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.

Виды кризисов по Эльконину:

1.Кризис новорожденности - Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. 2. Кризис 1 года – физическое отдаление от матери. Требование расширения пространства, доступного для ребенка. Симптом – гипобулические реакции, протекающие по типу эмоционального взрыва. Появляется «Я желающий». Требует от взрослого желаемого, наталкивается на сопротивление и заливается слезами. 3. Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам». Кризис социальных отношений. 4. Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. 5. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. 6. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. 7. Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. 8. Кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. 9. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.

  1. Понятие периодизации психического развития, классификация периодизаций по Л.С. Выготскому. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину.