Файл: Вопросы к экзамену предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии. Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация (опыт предшествующих поколений), которая поэтому легко усваивается и перерабатывается. Крайне опасна эмоциональная депревация – лишение или дефицит эмоциональных ощущений – развивается госпитализм – выраженное отставание в психическом развитии: вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему, бессмысленный, безразличный взгляд. Даже при хорошем уходе – отстают в физическом развитии. 4. Активность ребенка – необходимое условие его развитие, эта закономерность вытекает из ведущего принципа отечественной психологии – единства сознания и деятельности, из понятия ведущей деятельности (деятельность – форма активности, вне деятельности невозможно формирование сознания путем интериоризации). Активностью должны управлять взрослые. Главное в обучении – организовать активность, деятельность, в ходе которой нужные качества бы могли формироваться. Развитие ребенка основывается на удовлетворении потребности данного возраста: Потребность порождает деятельность, в результате которой порождается новая потребность. Вне этой формулы развития не существует. Биологические и социальные факторы имеют значение только в соединении с активностью ребенка. 5. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики. 6. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий (онтогенетически). Филогенетически: социальное наследование – каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше. 7. Необратимость развития – возврата к предыдущим стадиям психического развития быть не может. 8. Цикличность - в ходе любого развития, в т.ч. развития психики, когда происходит повторение пройденного, исчезает то, что достигнуто, но проявляется на более высоком уровне (как бы поднимается вверх и расширяется), что можно объяснить влиянием убыстрения темпов развития. 9. Скачкообразность (переход от одного этапа возрастного развития к другому) В развитии ребенка выделяют периоды незаметных эволюционных изменений - литических
и периоды резких, революционных скачков – критических. 10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития. Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности. 11. Неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе времени. Воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС. 12. неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка – это периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики 13. Гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент. 14. Акселерация - убыстрение темпов психического и физического развития. 15. Децелерация (замедление) и 14 – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Закономерности развития психики в онтогенезе (Л.С.Выготский) – 1. Логическая организация во времени. 2. Закон метаморфозы(развитие-цепь качественных изменений) 3. Закон неравномерности (каждая сторона в психике имеет свой опт.план развития). 4. Закон развития высших псих.функций (форма коллективного поведения переходит индивид.функцию ребенка)
а) ситуативно-личностная – 0-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе –
реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления). б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные; в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии и мало помощи ) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые; г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. Общение со сверстниками: 4-6 лет – ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), 7 лет – внеситуативно-деловое (сопереживание, общение без действий).
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами.
Основные черты кризиса (Выготский Л.С.):
1) Характерная черта - неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);
2) Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);
3) негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – собрал все болезни, плаксивость, обидчивость стариков). Развитие идет как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.
Виды кризисов по Эльконину:
1.Кризис новорожденности - Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. 2. Кризис 1 года – физическое отдаление от матери. Требование расширения пространства, доступного для ребенка. Симптом – гипобулические реакции, протекающие по типу эмоционального взрыва. Появляется «Я желающий». Требует от взрослого желаемого, наталкивается на сопротивление и заливается слезами. 3. Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам». Кризис социальных отношений. 4. Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. 5. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. 6. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. 7. Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. 8. Кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. 9. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.
и периоды резких, революционных скачков – критических. 10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития. Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности. 11. Неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе времени. Воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС. 12. неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка – это периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики 13. Гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент. 14. Акселерация - убыстрение темпов психического и физического развития. 15. Децелерация (замедление) и 14 – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Закономерности развития психики в онтогенезе (Л.С.Выготский) – 1. Логическая организация во времени. 2. Закон метаморфозы(развитие-цепь качественных изменений) 3. Закон неравномерности (каждая сторона в психике имеет свой опт.план развития). 4. Закон развития высших псих.функций (форма коллективного поведения переходит индивид.функцию ребенка)
-
Виды общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе по М.И. Лисиной.
а) ситуативно-личностная – 0-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе –
реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления). б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные; в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии и мало помощи ) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые; г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. Общение со сверстниками: 4-6 лет – ситуативно-деловое (игровое сотрудничество), 7 лет – внеситуативно-деловое (сопереживание, общение без действий).
-
Кризисные периоды как закономерность развития психики человека. Критерии кризиса по Л.С. Выготскому. Виды кризисов по Д.Б. Эльконину
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами.
Основные черты кризиса (Выготский Л.С.):
1) Характерная черта - неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);
2) Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);
3) негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – собрал все болезни, плаксивость, обидчивость стариков). Развитие идет как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.
Виды кризисов по Эльконину:
1.Кризис новорожденности - Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. 2. Кризис 1 года – физическое отдаление от матери. Требование расширения пространства, доступного для ребенка. Симптом – гипобулические реакции, протекающие по типу эмоционального взрыва. Появляется «Я желающий». Требует от взрослого желаемого, наталкивается на сопротивление и заливается слезами. 3. Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам». Кризис социальных отношений. 4. Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. 5. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. 6. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. 7. Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. 8. Кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. 9. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.
-
Понятие периодизации психического развития, классификация периодизаций по Л.С. Выготскому. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину.