Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 519

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основываясь на данные можно поставить предварительный диагноз: легкая умственная отсталость.

Для этого заболевания характерно:

  1. Уровень когнитивных способностей (IQ) = 50-69 баллов (у данного больного IQ-64).

  2. Уровень нарушения соответствует возрасту 9-12 лет (словарный запас бедный; счетные операции выполняет с трудом; таблицу умножения знает до «7»).

  3. Мышление предметно-конкретное (на вопросы отвечает по существу; мышление конкретное).

  4. Задержка развития речи с использованием его в повседневной жизни (был не в состоянии оперировать абстрактными понятиями, легко попадал под влияние девиантных подростков).

  5. Задержка обучаемости чтения и письму (основные сложности отмечались в связи с чтением и письмом).

  6. Затруднение школьной успеваемости (закончив с удовлетворительными оценками 8 классов, поступил в ПТУ на специальность плиточник-мозаичник; из представленной характеристики: «успеваемость низкая, пропускает занятия, подвержен влиянию асоциальных подростков»).

Люди с легкой умственное отсталостью могут поддерживать беседу и использовать речь, большинство достигают полной независимости в сфере ухода за собой, возможно трудоустройство в сферах с практической деятельностью (в контакт вступает охотно, заявляет, что «очень хочет служить в десантных войсках»).

  • Пациентка В., 8 лет, представлена на медико-психологическую комиссию для решения вопроса обучения во вспомогательной школе.

    Жалоб не предъявляет.

    Анамнез (со слов матери и мед.документации): наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Родилась от 1-й беременности, протекающей удовлетворительно. Роды 1-е, срочные, осложненные обвитием пуповины. Родилась с весом 3000. Голову держит с 3 мес., сидит с 9 мес., ходит с 15 мес., первые слова около 3 лет. Коммуникативные навыки ограничены. С трудом приобретала базовые навыки самообслуживания. Детский сад не посещала. В настоящее время требуется большая помощь в выполнении повседневных дел. Ест и одевается самостоятельно, с минимальной помощью. Для облегчения застегивания одежды и обуви родители специально покупают вещи на «липучках».

    Соматический статус: маленького роста, правильного телосложения, удовлетворительного питания. Со стороны внутренних органов без особенностей.

    Неврологический статус: Глазные щели D>S. Двусторонняя слабость конвергенции. Сухожильные рефлексы оживлены. В позе Ромберга устойчива. Координационные пробы не нарушены.

    Психический статус: контакт малопродуктивный. Словарный запас очень низкий. Разговаривает, используя короткие предложения, речь не всегда понятна, не произносит многие звуки речи. Правильно называет увиденные ею буквы или цифры, но составить или прочитать слово или сложить однозначные цифры не может. Безинициативна, постоянно нуждается в поддержке окружающих.

    Укажите предварительный диагноз и обоснуйте его.


Предварительный диагноз у пациентки В. - тяжелая умственная отсталость, которая характеризуется:

  • Минимальным развитием навыков и моторики, неспособностью к самообслуживанию и общению в дошкольном периоде. В подростковом возрасте припостоянном обучении возможно ограниченное речевое и невербальное общение и освоение элементарных навыков общения. Приобретение ручных навыков невозможно.

  • Уровень развития  пациентки соответствует 3-6 годам, контакт малопродуктивный. Словарный запас очень низкий. Разговаривает, используя короткие предложения, речь не всегда понятна, не произносит многие звуки речи. Правильно называет увиденные ею буквы или цифры, но составить или прочитать слово или сложить однозначные цифры не может. Безинициативна, постоянно нуждается в поддержке окружающих (помощь родителей в повседневных делах).

  • Низкий уровень социального функционирования (детский сад не посещала, контакт с пациенткой  малопродуктивен).

Методики исследования внимания

Показания для проведения исследования: выявление нарушений концентрации и устойчивости внимания при экзогенных органичес­ких заболеваниях головного мозга, выраженных соматогенных асте­нических состояниях, невротических расстройствах.

  1. Корректурная проба. Используется для выявления устойчивос­ти внимания, его концентрации, умственной работоспособности и истощаемости. Исследование проводят при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной (двух) буквы и подчеркивание другой. Регистрируется время, затраченное испытуе­мым на выполнение всего задания, учитывается количество ошибок и темп выполнения задания, обращается внимание на распределе­ние ошибок в течение опыта, характер ошибок (пропуски букв или строчек; зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв).

  1. Таблицы Шультеприменяются с теми же целями, что и коррек­турная проба. Испытуемому предъявляется таблица с цифрами от 1 до 25, помещенными в клетки и расположенными в случайном по­рядке. Он должен показать и назвать в заданной последовательнос­ти (с начала или с конца) все цифры. Предлагают подряд четыре - пять таблиц с различным расположением цифр. Экспериментатор регистрирует время, затраченное на выполнение задания по каждой таблице, оценивает динамику показателей в процессе исследования.

  2. Счет по Крепелину. Методика заключается в непрерывном сложении испытуемым в уме ряда однозначных чисел, записанных в ви­де столбца. Анализ результата подсчета регистрируется в виде кривой, на которой отмечены скорость работы и количество ошибок. Работоспособность оценивается по пятибалльной системе. Методика позволяет оценивать внимание, а также выявлять общую работоспособность и утомляемость.


Методики исследования памяти

Показания для проведения исследования: жалобы пациента на снижение памяти, клинически негрубо выраженные нарушения па­мяти. Расстройства памяти характерны, так же как и расстройства внимания, для экзогенных органических заболеваний головного мозга, причем могут быть более грубыми, но преходящими, в остром и подостром периодах и стойкими — на фоне резидуально-органических явлений. При выраженных астенических состояниях сомати­ческой и психогенной природы нарушается способность к запоми­нанию вследствие утомляемости и нарушения внимания. При оли­гофрении отмечается равномерная недостаточность всех процессов памяти, но особенно нарушена ассоциативная память.

  1. Тест зрительной памяти. Используется серия рисунков, на ко­торых изображены отдельные предметы (обычно двенадцать) или таблица с изображением двенадцати предметов. Рисунки показывают с интервалом в 2 секунды несколько раз. После каждого показа проверяют, сколько предметов осталось в памяти.

  2. Тест слуховой памяти. Исследование на запоминание повторно предъявляемого набора из 10 простых слов, произносимых с ин­тервалом в 2 секунды. Испытуемый должен всякий раз повторить эти слова.

Через определенный промежуток времени (1—2 часа) испытуемо­го просят воспроизвести все предметы или слова, которые он запомнил. Методики позволяют оценивать непосредственную и долговре­менную память. Показателями нормы являются запоминание 10—12 предметов и 7—10 слов непосредственно после 3—4 кратного повторения и воспроизведение не менее 7 слов через час.

3. Метод пиктограмм. Данная методика предложена для исследо­вания опосредованного запоминания, однако она имеет ценность и для оценки процессов мышления (особенности ассоциаций: конк­ретные, отвлеченные, символические и т.д.), установок личности (вариант проекции), эмоционального состояния и модуса поведе­ния. Испытуемому предлагается на слух 10—15 слов или словосоче­таний, представляющих собой определенные понятия конкретного и абстрактного содержания, в соответствии с которыми он должен сделать рисунки, чтобы впоследствии по ним воспроизвести задан­ные словосочетания.

Методики исследования мышления

Показания для проведения исследования: выявление характерных для определенной психической патологии расстройств мышления.


1. Методика «Четвертый лишний». Испытуемому поочередно предъявляют карточки, на которых изображены 4 предмета. Три из них имеют видовую, родовую или функциональную общность. Про­сят назвать предмет, который здесь «лишний», не подходит к осталь­ным.

2. Классификация понятий. Данный метод часто используется для
исследования процессов обобщения, абстрагирования, последова­тельности мышления, критичности, образования понятий и др.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из нес­кольких десятков карточек с изображениями объектов живой и не­живой природы. На первом этапе испытуемого просят разложить эти карточки по группам — что к чему подходит. Потом предлагают дать название каждой группе. Правильное выделение этих групп свиде­тельствует о сохранности у испытуемого процессов обобщения и сравнения. На втором этапе необходимо образовать более крупные группы из растений, животных и предметов неживой природы. Этот этап отражает способность к более высокой степени обобщения.

3. Методики исследования интеллекта

Показания для проведения исследования: необходимость опреде­ления степени интеллектуальной недостаточности, которая чаще всего возникает в педиатрической практике при решении вопросов обучения ребенка с умственным недоразвитием или педагогической запущенностью. У взрослых вопрос о состоянии интеллекта чаще ставится при проведении различных видов экспертиз (трудовой, во­енной, судебной).

Оценка производится в баллах по отдельным субтестам, уровню вербального, невербаль­ного и общего интеллекта (IQ).

Значение коэффициента интеллектуальности (IQ):

90—109 — средние показатели;

больше 109 — выше среднего;

80—89 — ниже среднего;

70—79 — пограничная интеллектуальная недостаточность;

69 и ниже — зона слабоумия.

Для количественной оценки интеллекта чаще всего используются методики: тест Векслера, тест Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена.

4. Понимание переносного значения пословиц и метафор.Испытуемого просят объяснить, что означает та или иная пословица или метафора. Например, пословицы: «Не в свои сани не садись»; «Шила в мешке не утаишь»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напить­ся»; «Цыплят по осени считают»; «Семь раз отмерь, один раз от­режь»; «Не все золото, что блестит» и др. Метафоры: «золотые руки», «ежовые рукавицы», «заячья душа», «каменное сердце», «железный характер» и др. У лиц с низким интеллектом, отсутствием или недос­таточностью абстрактно-логического мышления часто выявляются буквальное понимание, перенос на себя или невозможность толко­вания пословиц и метафор. При выраженных изменениях мышле­ния, характерных для шизофрении, отмечается отвлеченное рассуждательство (резонерство), парадоксальное толкование.


Методики исследования эмоционального состояния

Эмоциональные нарушения могут изучаться при помощи вер­бальных методик, большое количество которых предложено разны­ми авторами (определение уровня тревожности — шкалы Спилбергера, Тейлор, Шихана; выявление и оценка выраженности депрессии — шка­лы Гамильтона, Бека, Зунга и др.). Все они, как правило, представ­ляют собой опросники, при помощи которых испытуемый оценива­ет собственное эмоциональное состояние. Необходимо сравнивать результаты, полученные при использовании шкал трево­ги и депрессии, с клиническими показателями. Наибольшее приме­нение опросники находят в динамическом наблюдении за больным и оценке эффективности лечения.

 К симптоматическому медикаментозному лечению прибегают при тревожности, возбуждении, депрессии, психотических проявлениях.